Обзоры
|
https://exp.idk.ru/analytics/review/kazakhstan-prioritetnyj-partner-irana/325504/
|
Казахстанский рынок зерна очень привлекателен для Ирана. Если в будущем Казахстан намеревается увеличивать поставки зерна в южном направлении, то в первую очередь необходимо решать проблемы логистики. Об этом изданию «КУРСИВъ» рассказал один из крупнейших частных зерновых иранских трейдеров, владелец компании TURKAZ Мохаммадреза Геами:
«Иран — это огромный рынок. В отличие от Казахстана, у нас высокая численность населения и колоссальная потребность в продовольственной пшенице. Кроме того, иранское животноводство круглогодично нуждается в комбикормах. Сравните: наш климат сухой, разнотравья недостаточно, и это требует импорта фуража. По нашим подсчетам, животноводство в Казахстане за последние 20 лет сократилось почти в 10 раз. Плюс традиционно в Казахстане используют отгонное животноводство, что в условиях Ирана практически невозможно. Поэтому Казахстан остается приоритетным партнером Ирана в области поставок зерна, несмотря на то, что мы импортируем зерно из Австралии, США, Канады, стран Европы.
Относительно того, что Иран ввел заградительные пошлины (до 50%) на импорт, то на сегодняшний день пошлины частично снижены. Сейчас это 20% на продовольственную пшеницу и 4% — на фураж. Правда, и при этих пошлинах казахстанское зерно нам малодоступно.
В текущем сезоне произошли серьезные изменения: дефицит пшеницы в России вызвал значительный рост цен. Поэтому даже если опустить пошлину в Иране до 0%, цена не будет «проходной». Государственная политика Ирана — защита внутреннего рынка. В прошлом году был хороший урожай, потому ввели пошлины.
Кроме того, в Иране раньше действовали государственные субсидии на зерно и муку, и мука была очень дешевой. Сейчас принято решение отказываться от субсидий, но защищать внутренний рынок.
Сейчас цена на муку сильно поднялась. Раньше на границе с Афганистаном она стоила $230-240, теперь $410-420. Иран у Казахстана муку не закупает. У нас много мельниц, мы сами перерабатываем зерно. Если начнем импортировать муку, все заводы встанут, а это невыгодно. В Иране много и крахмальных заводов. Также мы производим макароны, печенье. Все это идет на экспорт. Теперь ни одной стране не выгодно вывозить сырье, гораздо выгоднее переработать на месте. Это и рабочие места, и более высокий доход.
Через год планируется завершить строительство железной дороги (до побережья персидского залива), на которую мы возлагаем большие надежды, но это пока вопрос будущего. Туркменистан построил свою часть дороги, а в Казахстане еще продолжается строительство.
Сейчас достаточно дорого импортировать пшеницу, а когда заработает эта магистраль, перевозки будут дешевле минимум на $20-30. Это существенная разница для нас. Но тут надо учесть и наличие вагонов. Сейчас их не хватает. А когда заработает ветка, потребуются новые вагоны, иначе могут возникнуть проблемы.
Новая железная дорога может не оправдать себя и Казахстан из-за этого потеряет определенный объем экспорта».