вопрос-ответ
|
https://exp.idk.ru/opinion/questions/vopros-ehkspertu-belozercevu-aleksandru-3/316257/
|
Александр, добрый день.
Как Вы смотрите на решения нашего правительства о закрытие экспорта? Применялись ли подобные меры на международных рынках?
Ничего необычного в этом нет. Подобные меры (временный запрет на экспорт зерна и отдельных видов продовольствия) применялись и применяются в ряде других стран, когда неурожай или же природные катаклизмы неожиданно вмешиваются в плавное течение экономической жизни страны. Россия и российский зерновой сектор в контексте сегодняшней ситуации отнюдь не исключение из правил. Мы наблюдаем естественную предупредительную реакцию правительства, которое отвечает за продовольственную безопасность страны и печется об экономическом благополучии крупных игроков на национальном зерновом рынке.
Однако, в связи с этим возникает целый ряд вопросов, а именно:
Насколько точны и профессиональны оценки правительства (читай, прежде всего, Министерства сельского хозяйства РФ) текущей ситуации в зерновом секторе страны, урожая 2010 года, наличия переходящих запасов зерна по его видам и в региональном разрезе, и, наконец, оценки его качества.
Наблюдая за тем, как разнятся день от дня прогнозы валовых сборов зерна в России в 2010, складывается впечатление, что правительство РФ не до конца владеет ситуацией в зерновом секторе страны, и несколько запаздывает с оценкой реального положения вещей. Опытные зерновики начали бить тревогу еще в конце июня и начале июля, когда начались первые обмолоты зерна, а метеосводки ничего хорошего на июль месяц не предвещали…
Кроме этого, не удивлюсь, если вскоре выясниться, что озвучиваемая цифра так называемых интервенционных запасов зерна (читай, — государственных) в более чем 9 млн. т в реальности окажется несколько иной (существенно меньше), а его качественные характеристики позволят его использовать в лучшем случае на корм скоту, а в худшем, — только на техническую переработку, так как условия его хранения по стране очень разнятся. Ведь речь идет о зерне урожая, как минимум, прошлого года.
Помимо этих интервенционных запасов существует еще определенный объем зерна, который находится в частных руках (производители, трейдеры, переработчики, экспортеры, и т.п.). Владеть более менее точной информацией об этих объемах для правительства РФ крайне важно и жизненно необходимо.
После относительно долгой (более 1 месяца) дискуссии о начале так называемых товарных интервенций на зерновом рынке России, правительство неожиданно для многих участников рынка принимает довольно странное решение о распределительном (не аукционном) подходе к этой интервенции на основе заявок регионов, наиболее пострадавших от засухи… Вот уж во истину реставрация давно забытой советской практики хозяйствования. Данным решением, на мой взгляд, правительство РФ расписывается в неуверенности в своих силах своевременно нормализовать ситуацию на зерновом рынке страны, а также выражает серьезное и необоснованное недоверие большому количеству частных игроков в российском зерновом секторе (а они сегодня преобладают в отрасли) формировать адекватные зерновые запасы (помимо государственных) на региональном и национальном уровнях. Не говоря уже о коррупционной составляющей такой распределительной системы.
Российский зерновой сектор в последние 15-20 лет прошел очень важный этап в своем развитии. На 90-95 %, а то и 99% он состоит из частных игроков, которые активно заняты в производстве зерна, его транспортировке, торговле (как региональной, так и в масштабах страны), различных видах переработки зерна и его экспорте. Рост валовых сборов зерна в последние годы и его экспорта из России положительно влияли на капитализацию многих зерновых компаний и агропромышленных холдингов. Росли площади под зерновыми культурами, их урожайность, совершенствовалась технология производства, перевалки, транспортировки, и переработки, что не могло положительно не отразиться на показателях экономической эффективности развития зернового сектора России последних лет. Экономическая зрелость и стратегическое возмужание многих зерновых компаний и агропромышленных холдингов происходили одновременно с активным развитием зернового сектора страны. Подобным решением правительства РФ, на наш взгляд, им подан определенный сигнал в недоверии.
Наконец, то, о чем много говорят в последние дни, — временный запрет на экспорт зерна из России подорвет позиции российских экспортеров на соответствующих региональных рынках. Освободившаяся ниша будет быстро занята конкурентами, и возвращаться туда с российским зерном будет непросто.
И да, и нет. Безусловно, отсутствие российских экспортеров на тех или иных региональных рынках не добавит им очков, а еще хуже, — денег от продаж российского зерна местным импортерам, — на данном отрезке времени. В то же время, мировой зерновой рынок является довольно консервативным и, одновременно, очень интернациональным. Это означает, что сложившиеся у российских экспортеров зерна за последние 10-15 лет торговые связи в тех или иных регионах мира трудно будет моментально разрушить временным запретом на экспорт зерна. Будем надеется, что эта мера на самом деле будет временной. Кроме этого, региональный спрос на мировом зерновом рынке, прежде всего, определяется фундаментальными факторами спроса и предложения в данном регионе, а именно, — текущими валовым сборами зерна в регионе, урожаями или неурожаями в основных странах-экспортерах, объемами экспортных запасов зерна в тех же странах-экспортерах, и т.д. и т.п. Время от времени, в силу природно-климатических факторов, резко сокращается экспорт зерна из таких традиционных стран-экспортеров, как Австралия, Аргентина, или Канада, но позиции их зернового экспорта в тех или иных регионах быстро восстанавливаются, когда их урожай зерна возвращается на средний или выше среднего уровень.
Уверен, что Россия и ее зерновой сектор не будут в данной ситуации исключением… Главное, чтобы государство не мешало, а конструктивно способствовало процессу своевременного восстановления позиций российских экспортеров зерна в том или ином регионе мира.