Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/p-skurikhin-svoevremennye-zernovye-intervencii-mogut-otregulirovat-rynok/315501/
|
Выступление президента Национального Союза Зернопроизводителей России на III Международной конференции «Зерновая Сибирь — 2010» Павла Валерьевича Скурихина
Уважаемые коллеги, гости и участники конференции!
Современная тенденция развития мирового и отечественного сельхозпроизводства, растущая нестабильность цен и погодные катаклизмы, включая жестокую засуху, определяют необходимость совершенствования зерновой стратегии России. Но, накопив богатый опыт скорых перестроек так же, как и древние римляне, нам следует без гнева и пристрастия спокойно разобраться в ситуации и выбрать оптимальные направления развития зерновой отрасли России.
Начавшийся месяц назад торговый год, без преувеличения может стать годом зернопроизводителя. Стабильно растут цены на основные виды зерна, что связано с засухой в Центральном, Уральском и Приволжском федеральных округах. По данным Минсельхоза России чрезвычайная ситуация сложилась в 27 субъектах федерации на 10 млн га площадей, а на оставшихся землях формируется низкий урожай зерновых культур.
Сегодня сказался и эффект низкой ценовой базы с прошлогоднего урожая, когда зерно зачастую продавалось ниже себестоимости. В нынешнем году, по оценкам экспертов, цены возрастут в 1,5-2 раза, но настораживает то, что цены растут слишком быстрыми темпами. В ряде регионов прибавка за тонну достигает 500 рублей в неделю. Может повториться ситуация когда производители зерна придержат его в расчете на повышение цен, а животноводы будут вынуждены сокращать поголовье.
Я думаю, что в наших общих интересах не допустить подобной ситуации. Считаю, что своевременные товарные интервенции на зерновом рынке могут отрегулировать его в интересах, как производителей зерна, так и потребителей зерновой продукции. При этом реализацию зернового фонда следует начинать в первую очередь в регионах пострадавших от засухи.
Сейчас появилась острая потребность в зерне, и указанная мера помогла бы восполнить этот дефицит. По оценкам Национального Союза Зернопроизводителей валовой сбор зерновых в текущем году будет ниже прошлогоднего на 20-25%. Мы несколько недель назад озвучивали этот не очень благоприятный сценарий, к сожалению, он подтверждается. Это фактически более чем на 20 млн тонн меньше прошлогоднего урожая.
Несмотря на результат, большинство отечественных и зарубежных специалистов и ученных считают, что Россия, располагая огромными природными ресурсами, по-прежнему остается потенциальным лидером в производстве зерна. Разница лишь в оценке этого потенциала, то что в ближайшие 3-5 лет страна преодолеет рубеж 100 млн тонн, не вызывает сомнения. Как и то, что к 2020 году валовой сбор зерна достигнет 125-130 млн тонн зерна в год. Притом, что внутреннее потребление вырастет лишь до 80-90 млн тонн.
Учитывая это и складывающуюся конъюнктуру мирового рынка можно предположить, что зерновой экспорт в обозримом будущем может стать локомотивом инновационного обновления отрасли. Особенно актуальны экспортные приоритеты для зерна из Сибири, где ежегодный профицит составляет 2-2,5 млн тонн зерна в год. А изменения, связанные с глобальным потеплением климата, привели к устойчивому росту урожайности зерновых и зернобобовых культур, а, следовательно, и к расширению потенциала.
Следует учесть и конкурентное преимущество Сибирского Федерального округа связанное с географической близостью к емким и перспективным рынкам Юго-Восточной Азии. Это определяет возможность создания мощного зернового кластера, ориентированного на крупного, конкретного и постоянного потребителя.
Пока в силу существующих системных ограничений зерновой отрасли, мы не можем в полной мере воспользоваться этим значительным преимуществом. Так, Сибирским производителям зерна приходится постоянно сталкиваться с общероссийскими и локальными специфическими проблемами. К общероссийским можно отнести:
— недостаточно развитую транспортную логистическую сеть;
— отсутствие долгосрочных контрактов с потребителями зерна;
— несовершенство внутриотраслевой координации;
— недостатки в существующей системе оценки качества зерна;
— износ большей части производственных фондов;
— труднодоступность и высокую стоимость кредитных ресурсов;
— традиционный диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства: минеральные удобрения, ГСМ, сельхозтехнику и т д.
Не стану подробно останавливаться на этом, поскольку они общеизвестны. Приведу лишь несколько наглядных примеров.
В себестоимости сегодняшнего зерна доля инфраструктурных затрат в России колеблется от 30-70%, т.е. уровень транспортных и логистических расходов в России во много раз превышает аналогичные расходы в таких в развитых странах, как США, Канада и Австралия. По оценкам экспертов это превышение на сегодня составляет 8-9 раз. Мы стремимся к наращиванию поставок в страны АТР.
В портах Дальнего Востока до сих пор отсутствуют специализированные зерновые терминалы. Из-за неоправданного снижения законодательно закрепленных требований к качеству зерна, которое мы наблюдаем в последние 10 лет, российским производителям чрезвычайно трудно конкурировать с высококачественной зарубежной продукцией. Я имею ввиду снижение требований российского ГОСТа, прежде всего, к показателю «натура», который имеет достаточно серьезное значение на рынках развитых государств. Таким образом, логистика, качество и рентабельность — вот наиболее узкие места Сибирского зернопроизводства.
Национальный Союз Зернопроизводителей считает необходимым предложить новую стратегию развития зерновой отрасли Сибири, основанную на современных производственных и рыночных приоритетах. Не скрою, что подобная стратегия формировалась на основах собственного многолетнего практического опыта. При разработке стратегии мы руководствовались с одной стороны наиболее общими тенденциями инновационного обновления зернопроизводства, с другой стороны — конкретным наращиванием сибирского экспортного потенциала. Основополагающим принципом стратегии является создание производителям зерна наиболее благоприятных экономических условий для вывода зернового сектора на новый уровень, предусматривающий не только его достаточную рентабельность, но и расширенное воспроизводство.
Для этого требуется смена действующей парадигмы. А именно переход от производства максимального объема продукции любой ценной, и зачастую с неопределенным качеством, к производству высококачественного и рентабельного продукта для конкретных потребителей, с учетом биоклиматических и логистических особенностей Сибири.
Для скорейшего решения этой задачи, надо консолидировать отдельных зернопроизводителей, что откроет качественно новые возможности по регулированию и защите их интересов. Именно такую задачу ставит перед собой Национальный Союз Зернопроизводителей.
Вторым важным принципом стратегии является создание в Сибири на долгосрочной контрактной основе адресного производства зерна для потребителей в странах Юго-Восточной Азии. Это позволит не только получить гарантированный сбыт в регионе, но и придаст дополнительный мощный импульс развитию сибирского зернопроизводства, позволит привлечь российских и иностранных инвесторов для производства зерна и модернизации транспортной системы региона.
Сегодня к нам поступают предложения от крупнейших японских торговых домов, имеющих серьезное влияние в АТР. Речь идет о совместных инвестиционных проектах по производству сельскохозяйственных культур, созданию системы контроля качества и сегрегации зерна, а также строительству современной элеваторной инфраструктуры.
Не менее важным элементом в стратегии является обеспечение комплекса мер по созданию дальневосточного транспортного зернового коридора, о котором на Всемирном зерновом форуме в 2009 году заявил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
Для оперативного решения экспортных задач, стоящих перед сибирскими зерновиками, необходимо в короткие сроки отработать возможные каналы поставок потребителям зерна в АТР. Именно с этим предстоит организовать работу по трем основным направлениям.
Первое — модернизировать имеющуюся транспортно-логистическую сеть, усовершенствовать модели и схемы ее эксплуатации, оптимизировать железнодорожные, водные и автомобильные перевозки зерна.
Второе — реконструировать действующие и создать новые элеваторы с высокой пропускной способностью, сформировать абсолютно новые схемы по размещению мощностей по обработке, хранению и транспортировке зерна, построить глубоководные портовые терминалы с соответствующей припортовой транспортно-логистической инфраструктурой.
По предварительным оценкам при реализации подобных инвестиционных проектов реализация портовых поставок зерна из Сибири может к 2020 году вырасти до 7,5 млн т. Перевалку зерна при этом можно осуществлять через Владивостокский морской торговый порт, порт Находка, Восточный, порт «Ванино» и бухту «Славянка».
Для решения столь амбициозных задач потребуются колоссальные усилия не только федеральных и региональных органов власти, но и всех участников зернового рынка.
По инициативе Минсельхоза России разработана и готовится к реализации программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения зернового рынка, призванная существенно расширить зернопроизводителям их возможности.
Необходимо практически задействовать дипломатические рычаги увеличения зарубежных поставок зерна, включая гуманитарные поставки. Соответствующие меры поддержки зерновиков должны учитываться при реализации политики по кредитованию и агрострахованию зернопроизводства. Региональные власти, используя финансовые и административные возможности, могут активно формировать благоприятный производственный климат для зернового бизнеса. Это разработка и реализации соответствующих программ для развития зерновой отрасли, проведение мониторинга, оказание необходимой информационной, финансовой и консультационной помощи производителям зерна.
Отдельно скажу о роли нашего союза. С первых дней своего существования Национальный Союз Зернопроизводителей (НСЗ) приступил к реализации своей главной цели — создание оптимального, стабильного производства зерна в России. Мы работаем в разных направлениях.
К примеру, в рамках программы, которую создал НСЗ, по снижению издержек в производстве зерна подписано крупнейшее соглашение сотовых операторов страны о предоставлении специальной выгодной корпоративной программы для сельхозпроизводителей, членов НСЗ. Она предусматривает льготные тарифные планы, позволяющие существенно снизить нашим производителям затраты на сотовую связь. Казалось бы, это мелочь, но использование этих тарифов позволит снизить расходы на сотовую связь у конкретного хозяйства в 6 раз. Одновременно обеспечит устойчивую связь с коллегами и партнерами.
Подобный диалог союз ведет и с другими поставщиками услуг, на которых строится сельскохозяйственное производство. В том числе и с органами власти всех уровней. В частности в апреле 2010 года отправлено предложение в Правительство РФ по субсидированию экспорта зерна, в соответствии с которым государственные средства должны быть направлены непосредственно хозяйству, занимающемуся выращиванием зерновых.
Наши эксперты подготовили предложение, касающееся пролонгации сельскохозяйственных кредитов и упрощения процедуры их получения и субсидирования. Мы активно выступаем за получение налоговых интервенций на зерновом рынке. Этот механизм поможет обеспечить сельхозпроизводителей необходимыми оборотными средствами в момент, когда они более всего в них нуждаются. Это освободит хозяйство от необходимости реализовывать зерно в невыгодное время по самым низким ценам до своевременного получения новых кредитов. Государство в рамках налоговых интервенций должно принимать зерно по минимальным закупочным ценам, складывающимся на основе стоимости основных статей расхода при производстве зерна (семена, ГСМ, средства по обработке растений и т.д.), принимая на себя расходы, связанные с хранением. Тогда, при изменении конъюнктуры рынка, сельхозпроизводитель сможет реализовать зерно по более высокой цене, обеспечив дополнительный доход.
По мнению НСЗ, созрела необходимость перехода к среднесрочному планированию объемов производства зерна по виду, качеству и месту его получения, основываясь на прогнозных продовольственных балансах субъектов РФ. Все виды государственной поддержки сельхозпроизводителей должны применяться только к работающим в рамках системы такого планирования. К такой форме планирования уже перешли производители зерна в Краснодарском крае.
Кроме того, вызовы времени и природы заставляют перейти к системе страхования рисков на основе государственной гарантии, особенно наглядно это показал текущий засушливый год.
В последние годы отечественная зерновая отрасль в целом и сибирская в частности развивалась по принципам неуправляемой цепной реакции. Т.е. бурный рост производства не имел должного логистического и маркетингового обеспечения, тем более внятного экономического и финансового обоснования. В результате — просчеты в период «большого хлеба» прошлого года и засухи нынешнего торгового сезона.
Стоит учесть, что производители зерна не настолько богаты, чтобы рисковать основным бизнесом и многочисленными ресурсами. Немаловажным условием их работы является вера государству. Пришла пора для новых инновационных подходов на основе принципов адресного производства, совершенствованию логистики, неуклонного повышения качества продукции.
Конечно, следовать новым курсом будет непросто. Накопившиеся технические ограничения и несовершенства негативно влияют на зернопроизводство. В частности, не позволяют использовать имеющиеся природно-климатические и ресурсные преимущества.
Однако там победа, где согласие. Именно в это труднейшее время требуется объединение действий государственной власти, консолидация самого цеха зерновиков в рамках вновь созданного союза зернопроизводителей для успешного решения задач, стоящих перед зерновой отраслью России.
Я уверен, что в объединении сила и наши совместные усилия принесут эффективные плоды.