Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/v-kazakhstane-nekuda-skladyvat-budushhij-urozhaj/308818/
|
Близится лето — пора, когда на элеваторах проводятся ремонтные работы. С какими результатами к этому периоду подошли элеваторы Северо-Казахстанской области? Большая часть элеваторов Северо-Казахстанской области (СКО) заполнена более чем на 60%. Так, Хлебная база №7 Акжарского района мощностью 81,2 тыс. тонн заполнена на 80% (64,96 тыс. тонн). Ремонтные работы будут проводиться с 14 июня по 14 июля, сообщает «Казах-Зерно».
Хлебная база №4 закроется в связи с ремонтом 21 июня и вновь начнет функционировать 21 июля. Данный элеватор заполнен на 75%: из общего объема в 46,6 тыс. тонн занято 35,1 тыс. тонн.
ТОО «Кайранколь-Астык» Жамбылского района загружено на 63% или 55 тыс. тонн. Общая вместительность элеватора составляет 87,8 тыс. тонн. Ремонтные работы пройдут в период 15 июля — 31 июля.
В селе Келлеровка Тайыншинского района элеватор ТОО «Колос» на данный момент располагает общим объемом 116 тыс. тонн, из которых занято 69,9 тыс. тонн (60%). Ремонтные работы здесь продлятся 2 месяца: с 25 мая по 25 июля.
В ТОО «Сергеевский Хлебный Дом» ремонт элеватора будет проводиться в июне. Ситуация с загруженностью зерном здесь немного лучше. Из имеющегося объема в 65 тыс. тонн заполнено 33,349 тыс. тонн, что составляет 51%.
На 4 мая на ТОО «Элеватор Тайыншы-2006» занято 57,82 тыс. тонн (49%) из имеющихся 118 тыс. тонн. На данный момент здесь продолжается отгрузка. Ремонт на элеваторе намечен на 25 мая — 25 июля.
Практически пуст элеватор ТОО «Явленка-Норд» ХПП Есильского района. Общий объем элеватора составляет 54 тыс. тонн, из них лишь 424 тонны (0,8%) занимает зерно двух хозяйств района, которые в скором времени планируют его вывоз. Подготовительные и ремонтные работы будут проведены в мае-июне.
На 100% заполнен Булаевский элеватор района М. Жумабаева. Ремонтные работы проводятся здесь обычно в мае-июне, а на данный момент все мощности в 160 тыс. тонн забиты зерном. В феврале 2010 г. на встрече министра сельского хозяйства Ахылбека Куришбаева с жителями г. Булаево Павел Гамзин, директор Булаевского элеватора, обратился к главе сельхозведомства с просьбой часть зерна, закупленного в госрезерв, «перекинуть» на другие элеваторы. В противном случае, по словам руководителя предприятия, элеватор не сможет принять ни одной тонны урожая 2010 года. На тот момент элеватор был загружен полностью, причем 70% — зерно госрезерва.
Судя по проведенному мониторингу, это единственный в области элеватор, где вообще нет свободных мощностей. Эта ситуация возникла из-за того, что с мая прошлого года стало невыгодно вывозить зерно по российским железным дорогам, на линии которых и расположен Булаевский элеватор.
Проблема больших объемов зерна на Мамлютском элеваторе стоит не так остро, как на Булаевском, поскольку здесь есть предприятие по переработки — мукомольный комбинат. Директор элеватора высказывал в начале года надежду, что к началу нового урожая зерно 2009 года будет вывезено. Оправдываются ли его надежды — пока неизвестно, т.к. на Мамлютском элеваторе отказались дать данные о загруженности предприятия и сроках ремонта.
Проблема с хранением зерна в Казахстане, особенно в период его избытка, имеет системный характер. И решать ее нужно системно. Вся инфраструктура зернохранилищ и элеваторов в республике сложилась еще в советское время.
В годы независимости в элеваторной системе Казахстана мало что поменялось, при этом многие элеваторы пришли в совершенную негодность, а новых зернохранилищ строилось очень мало. Зерновое хозяйство спасало лишь то, что зерно находилось в постоянном движении и продавалось буквально с поля или с колес. Все бы это так и продолжалось, пока как говорится «гром не грянул» — Казахстан столкнулся с проблемами реализации зерна, объем остатков зерна стал превышать элеваторные мощности хранения.
В США, например, на долю фермерских зернохранилищ приходится 60% всех мощностей хранения, на местные элеваторы — 30%, терминальные — 7%, портовые — 1,9%, прочие — 1,1%. Такая структура представляется специалистам оптимальной, так как минимизирует транспортные издержки для фермеров, создает возможности реализации зерна в период наиболее благоприятных цен. Кроме того, она учитывает количество оборотов зерна на различных типах элеваторов. Для хранения зерна в фермерских хозяйствах используются металлические вертикальные силоса, которые зачастую размещаются непосредственно в поле, чтобы сократить транспортные издержки.
Есть еще одна крайне важная особенность системы сбыта зерна в США — высокий уровень кооперативных отношений. Около 35% всех фермеров-зернопроизводителей входят в зерносбытовые кооперативы. Последние имеют в своем распоряжении свыше 4000 местных элеваторов (около 38% всех элеваторных мощностей страны), обеспечивают реализацию около 40% валового сбора и почти 15% экспортных поставок зерна.
Такая система складывалась не один десяток лет, и построить ее в одночасье невозможно.