Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/demonopolizaciya-rynka-gruzovykh-perevozok/307408/
|
ОАО «РЖД» не исключает продажи контрольного пакета акций ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) до момента передачи Второй грузовой компании (ВГК) подвижного состава.Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников, выступая на Евразийском транспортно-логистическом форуме, описал возможную схему действий, которые приведут к завершению реформы железнодорожного транспорта в части создания конкуренции в сегменте оперирования грузовыми вагонами.
По мнению государственных регулирующих органов, одновременно на рынке грузовых перевозок не могут существовать два крупных доминирующих оператора, которые принадлежат ОАО «РЖД». «РЖД согласны, что, создавая ВГК, мы будем продавать контрольный пакет акций ПГК», — заявил В.Решетников.
По словам источника «Гудка» в РЖД, ВГК должна начать работу в октябре 2010 года, при этом, как планирует перевозчик, вагоны в нее будут переданы по строго определенной логике — 50% парка до 1 октября 2010 года, остальные 50% поэтапно до августа 2011 года. К моменту завершения формирования 100% капитала ВГК контрольный пакет акций (50% плюс одна акция) ПГК должен быть продан.
Метод продажи еще не определен. Ранее руководство компании называло в качестве возможных схем частное размещение среди узкого круга инвесторов либо публичное — вывод компании на биржу, а также комбинацию двух этих методов.
Какую именно сумму ОАО «РЖД» рассчитывает выручить за счет реализации пакета акций грузовой компании, неизвестно, однако, по словам начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Валерия Веремеева, общий план доходов от продажи долей в дочерних компаниях в 2010-2012 годах должен составить порядка 94 млрд руб.
Для того чтобы избежать дефицита вагонов на рынке, на первоначальном этапе создания ВГК ОАО «РЖД», по словам В.Решетникова, продаст 50 тыс. полувагонов инвентарного парка, у которых истек нормативный срок службы и которым требуется модернизация. «Мы будем продавать эти вагоны лотами по 10 тыс. вагонов. Покупатели вагонов обязаны будут продлить их срок службы как минимум на 5 лет. Это уберет риск увеличения дефицита вагонов».
Аналогичную позицию Минтранса по отношению к созданию ВГК изложил на конференции замминистра транспорта Андрей Недосеков. При этом он отметил, что в первые 3 месяца образования ВГК компания должна будет получить половину предназначенного ей парка, обратной аренды РЖД не будет. Но в любом случае, подчеркнули в своих выступлениях и Андрей Недосеков, и Валерий Решетников, компромиссное решение по вопросам завершения реформирования бизнеса по оперированию грузовыми вагонами участниками обсуждения достигнуто.
По информации директора Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, соответствующий план-график по созданию ВГК и продаже ПГК будет согласован Минэкономразвития уже в апреле.
Ряд вопросов, касающихся в первую очередь изменения нормативно-правовой базы (например, выработка правил управления порожним парком или унификация тарифов между перевозками в порты и на погранпереходы), по-прежнему не снят и подлежит решению до конца текущего года.
По мнению экспертов, продажа именно контрольного пакета ПГК, а не ВГК — наиболее логичный шаг. То, как будет работать ВГК, ее инвестиционная привлекательность — это вопрос отдаленной перспективы, компания еще даже не создана. В то время как ПГК работает на рынке достаточное время.
***
Выступая на Евразийском транспортно-логистическом форуме, первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов заявил, что объем инвестиций на развитие компании в 2009-2011 гг., предусмотренный в «Стратегии 2030», сократился более чем на 900 млрд рублей. Он напомнил, что объем инвестпрограммы в 2010-2011 гг. составит 556 млрд руб., собственные средства компании обеспечат 78% этой суммы. Компания при рентабельности не более 1% не может выделять необходимые средства на развитие. По словам Вадима Морозова, выходом мог бы стать сетевой контракт, который бы регулировал механизм гос поддержки.