Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/kazakhstan-ehksportnyj-potencial-v-2010-g-13-mln-tonn-zerna/307360/
|
Экспортный потенциал Казахстана по зерну в 2009 МГ составляет 12,5-13 млн тонн, проблем с поставками казахстанского зерна на экспорт больше быть не должно. Ранее экспортный потенциал оценивался в 9 млн тонн. «Выращенные запасы зерна с учетом переходящих запасов позволяют довести экспортный потенциал до 12,5-13 млн тонн», — заявил на международной зерновой конференции в Астане вице-министр сельского хозяйства республики Арман Евниев. Он напомнил, что урожай прошлого года превысил 20 млн тонн, передает ИА Новости-Казахстан.
А.Евниев уточнил, что с 1 июля 2009 года по 1 апреля 2010 года отгружено на экспорт 5,5 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте. При этом через территорию России по состоянию на 29 марта 2010 года отгружено всего 523 тыс. тонн зерна. Ранее министр сельского хозяйства РК Акылбек Куришбаев говорил, что в 2010 году экспорт казахстанского зерна через порты Черного и Балтийского морей затруднен, так как через эти порты экспортируется зерно России и Украины, где в прошлом году был получен хороший урожай.
Между тем, в Казахстане в настоящее время остро стоит проблема реализации зерна. Это происходит на фоне снижения цен на зерно на мировом рынке и увеличения объемов производства пшеницы в основных странах-импортерах казахстанского зерна. Однако, президент зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев пояснил, что на сегодняшний день ежемесячный экспорт пшеницы и ячменя из Казахстана составляет 350-400 тыс. тонн и муки в зерновом эквиваленте – 200 тыс. тонн в месяц. «Уже можно точно гарантировать, что за 5 месяцев, оставшихся до нового урожая, на экспорт уйдет порядка 2 млн тонн чистого зерна и 1 млн тонн муки в зерновом эквиваленте», — считает он. По оценке Н.Тлеубаева, «сегодня есть оптимистические прогнозы, связанные с пониманием ситуации минсельхозом и правительством». В частности, отметил он, «вероятнее всего, что в апреле возмещение транспортных услуг, составляющее сейчас $20/т, повысится до $40/т». Кроме того, он сообщил, что российская железная дорога с апреля гарантировала начало действия поправочного коэффициента к стоимости услуг по транспортировке казахстанского зерна, что, по оценке главы Зернового союза, даст «еще порядка $20 скидки». «То есть зерно наше станет конкурентным на Черном и Балтийских морях», — уверен он.
«Лед тронулся и в вопросе транзита и продаж в Китай – 10 тыс. тонн, которые туда уже отгружены, теперь ежемесячно будут нарастать», — подчеркнул Н.Тлеубаев. Он отметил, что на сегодняшний день стоимость транзита казахстанского зерна до Тихого океана через территорию Китая составляет $63/т и, «если прибавить к этому стоимость транспортировки по Казахстану, то общая стоимость транспортировки будет $105-$110/т». «Это те же затраты, что и по пути до Черного моря через Россию, так что можно смело предполагать, что за оставшиеся пять месяцев экспорт казахстанского зерна резко увеличится», — пояснил Н.Тлеубаев. Он уверен, что цена на зерно в 2009/10 МГ «ниже $100 на казахстанских элеваторах не упадет».
«Нам нужно просто выдержать, чтобы не попасть под термин «обновляйся или умри» до урожая 2011 года, потому что, начиная с него, проблем с реализацией пшеницы не будет», — убежден Н.Тлеубаев. Он считает, что спрос на казахстанскую пшеницу в странах, которые ее традиционно импортируют, превышают возможности Казахстана по экспорту, но сегодняшняя логистика не позволяет стране этим воспользоваться. «Дорога, которая откроется через Узень в Иран, гарантирует нам отправку, как минимум, трех миллионов тонн зерна в Иран ежегодно», — пояснил глава зернового союза РК. По его сведениям, второй торговый год подряд спрос на зерно в Иране составляет 350 тыс. тонн в месяц, при этом Казахстан имеет возможность транспортировать туда только 80-85 тыс. тонн ежемесячно. «То есть спрос уже сейчас превышает предложение, а, учитывая рост населения Ирана и невозможность увеличить собственное производство пшеницы, можно предположить, что Иран будет брать до 3,5 млн тонн зерна», — уточнил Н.Тлеубаев. Кроме того, по его мнению, к 2011 году постоянный транзит через Китай и экспорт казахстанского зерна в сам Китай будет составлять до 3 млн тонн.
«Мы создаем себе логистику на дополнительный экспорт — 5-6 млн тонн в год, а у нас лишних резервов только 3 млн тонн, остальное зерно уже распределено, оно всегда будет пользоваться спросом у наших традиционных партнеров», — считает глава зернового союза РК. «Можно предположить, что начиная с 1 января 2012 года стоить ниже $180-$200/т казахстанская пшеница на границе с Ираном, Узбекистаном, Китаем не будет», — заключил Н.Тлеубаев.