Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/gosudarstvo-dolzhno-napravlyat-na-podderzhku-apk-ne-menee-10-byudzhetnykh-raskhodov/306884/
|
Состоялось заседание Совета Федерации при Председателе СФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России, на котором обсуждались проблемы материально-технического обеспечения села.
«Пока с сожалением приходиться констатировать, что ситуация с материально-техническим обеспечением села «аховая», — подчеркнул глава СФ Сергей Миронов, открывая встречу. — И это один из основных факторов, сдерживающих его модернизацию».
По его словам, сельское хозяйство обеспечено тракторами на 46%, зерноуборочными комбайнами — на 49%, кормоуборочными комбайнами — на 62%. Две трети имеющейся техники уже выработали свой срок службы, а темпы выбытия старых машин в 2 раза превышают темпы поступления новых. Не лучше обстоят дела в пищевой и перерабатывающей отраслях промышленности. Здесь не более 20% оборудования соответствует современным требованиям, а более трети — требуют списания.
Неизбежным следствием использования малопроизводительной устаревшей техники является опережающий рост материальных затрат в себестоимости продукции, отметил спикер верхней палаты парламента. Их величина сегодня намного превышает конкурентный уровень.
«Результатом такого положения дел становится критически низкая доходность сельского хозяйства со всеми вытекающими отсюда последствиями, — отметил С.Миронов. — Отсутствие платежеспособного спроса аграриев на машиностроительную продукцию закономерно привело к кризису сбыта, падению доходности и резкому снижению объемов производства в сельскохозяйственном машиностроении».
По словам С.Миронова, с каждым годом растут объемы импорта сельскохозяйственных машин и оборудования. Технологическая отсталость сельского хозяйства во многом обусловлена также недостаточным использованием минеральных удобрений, мелиорантов почв, средств защиты растений от болезней и вредителей. Так, технологические потребности аграриев в минеральных удобрениях и средствах химической защиты растений обеспечиваются всего на 30-40%. Отдельной и очень серьезной проблемой для села было и остается его обеспечение горюче-смазочными материалами и электроэнергией.
«Вроде бы очевидно, что задачи модернизации, которые мы поставили перед собой в аграрном секторе, объективно требуют усиления роли государства в материально-техническом обеспечении села, — подчеркнул С.Миронов. — Между тем, важная функция государственного регулирования инженерно-технической сферы в агропромышленном комплексе сегодня де-факто признана излишней».
Глава Совета Федерации напомнил о том, что прекратил свое действие Федеральный закон «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса». По его словам, «государственные меры регулирования рынка материально-технических ресурсов для села, как правило, непоследовательны и фрагментарны». По сути, «сегодня мы наблюдаем отсутствие единой четкой и связанной технической политики государства в агрокомплексе», считает С.Миронов.
Выход из сложившейся ситуации он видит в создание благоприятных условий для снижения затрат в отрасли, повышения ее доходности и покупательной способности. Для этого, в первую очередь, необходимо усилить бюджетную поддержку аграрного сектора и помочь нашим сельхозпроизводителям технически перевооружиться.
По словам С.Миронова, одновременно с увеличением объемов лизинговых операций, необходимо использовать и другие меры поддержки приобретения техники и оборудования — путем его льготного кредитования и бюджетного субсидирования.
Кроме того, важно развивать на селе агроинженерную службу — сеть машинно-технологических станций, комплексных пунктов агросервиса и других ее важных элементов. «Нужно поддерживать процесс кооперирования мелких и средних сельхозпроизводителей для совместного приобретения и использования дорогостоящей техники, — считает глава верхней палаты парламента. — Следует также подумать о широком внедрении механизмов краткосрочной аренды — проката машин и оборудования».
С помощью мер государственной поддержки и регулирования ресурсных рынков нужно стимулировать приобретение технологически необходимого количества удобрений и других средств химизации. При этом необходимо существенно усилить контроль, в том числе антимонопольный, за уровнем цен на них.
Объектом особого внимания государства должен стать рынок энергоресурсов для отрасли, считает С.Миронов: «Мы не можем и далее безучастно наблюдать за опережающим и бесконтрольным повышением цен на горюче-смазочные материалы непосредственно перед началом сезонных полевых работ в агрокомплексе. Надеюсь, что недавно принятые Правительством России решения по сезонному регулированию цен на горючее несколько умерят аппетиты нефтяных монополистов и позволят селянам приобрести его в количествах, необходимых для проведения посевной и уборочной кампаний».
Наконец, мы должны приложить максимум усилий для возрождения и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Именно оно должно внести свой решающий вклад в техническое перевооружение нашего агрокомплекса. По соображениям, понятным для присутствующих здесь, наша страна не может полностью зависеть от поставок технических ресурсов для агропромышленного комплекса из-за рубежа.
С.Миронов предложил подумать о принятии отдельной целевой программы модернизации и технического переоснащения машиностроительного производства и предусмотреть комплекс взаимосвязанных мер бюджетного, налогового, таможенного стимулирования этого процесса.
«Не устаю повторять, что государство должно направлять на поддержку агрокомплекса не менее 7-10% бюджетных расходов, как это делают в других развитых странах, — отметил С.Миронов. — А не вспоминать о нем в последнюю очередь, направляя бюджетные расходы по остаточному принципу».