Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/kachestvo-zerna-dolzhno-kontrolirovat-gosudarstvo/305650/
|
На вопросы IDK.ru ответил директор ФГУ «Центр оценки качества зерна» Александр Валерьевич Хатунцов.
— Александр Валерьевич, как известно, с момента ликвидации Росгосхлебинспекции Ваша организация фактически заняла ее место в качестве преемника и подтверждает соответствие качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при ввозе и вывозе из Российской Федерации, при поставках для государственных нужд.
Могли бы Вы охарактеризовать роль государственного контроля в отношении экспортируемого зерна? Почему бы самому экспортеру не подтверждать качество поставляемого им зерна по показателям, затребованным покупателем?
— Зерно и продукты его переработки являются национальным достоянием и мощным фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, поэтому сертификация качества и безопасности этих продуктов в соответствии с федеральным законодательством относится к основным направлениям государственного надзора и контроля.
До 1996 г. Россия практически не вывозила зерно, а напротив, являлась крупным импортером зерна. В некоторые годы нам поставлялось до 30 млн т по долгосрочным межправительственным соглашениям. И только в начале 2000-х годов Россия начала наращивать свой экспортный потенциал, и в отдельные годы российское зерно стало занимать до 18% мирового экспорта. В 2009 г. из России экспортировано почти 24 млн т зерна и продуктов его переработки. При этом было выявлено более 7 млн тонн некачественного и опасного зерна, которое было профумигировано, а часть — не допущена к отгрузке из-за повышенного содержания токсикантов. Тут хотелось бы обратить внимание, что применяемые меры государственного контроля качества и безопасности экспортируемого зерна не являются какой-то заградительной мерой, а, наоборот, способствуют росту интереса и доверия зарубежных партнеров к качественному российскому зерну и установлению конкурентных мировых цен.
Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки существует в России более 85 лет и реализуется сегодня Россельхознадзором. Аналогичные государственные услуги оказывают в развитых зерновых странах, таких как Канада, США, Австралия и др. Например, канадская зерновая инспекция в соответствии с законодательством регулирует транспортирование и сбыт зерна на внутреннем и внешнем рынках. При этом в Канаде ежегодно увеличивается доля государственного финансирования в области контроля качества зерна.
В развивающихся странах, таких как Индия, Тайланд и др. контроль качества и безопасности экспортируемого зерна и продуктов его переработки доверен сюрвейерским организациям. В 2007 г. из-за систематических поставок некачественной и опасной продукции был запрещен импорт в Российскую Федерацию рисовой крупы из этих стран. Подобная же ситуация может произойти и с российским зерном при отмене контроля его качества и безопасности со стороны государства.
В последние годы Россия завоевала международный авторитет экспортера качественного зерна, и этому способствует подтверждение партий зерна государственными сертификатами качества. Крупные импортеры российского зерна, такие как Египет, Турция, а также Бразилия, Индия и др., понимая важность государственных гарантий получения качественного зерна, принимают российское зерно только с сертификатами качества государственной организации.
В настоящее время Россельхознадзор с участием ФГУ «Центр оценки качества зерна» защищает интересы бизнеса при возникновении споров по качеству и безопасности экспортных партий зерна. Экономическая нагрузка на бизнес при ликвидации государственного контроля может возрасти за счет невозможности использования сюрвейерскими компаниями фактических данных лабораторных исследований, отражаемых государственными учреждениями в выдаваемых сертификатах качества, чем они часто пользуются в настоящее время. Вытеснив крупного конкурента с рынка услуг в лице государственного контролера, ничто не помешает этим компаниям отказаться от демпинговой политики и повышать цены на свои услуги, мотивируя это возрастающей их ответственностью и желанием заработать.
В пользу государственного контроля при экспорте говорит и тот факт, что сертификат качества является документом, поддерживающим товарную классификацию зерна, на основе которой строится политика закупок и продаж зерна. Отчеты о качестве сюрвейерских компаний, в отличие от сертификатов качества, содержат только номинированные покупателем показатели качества и не могут дать информацию о том, какой объем продовольственной или фуражной пшеницы уйдет за рубеж. Это создаст трудности для таможенного регулирования и взимания государственных пошлин, которые дифференцируются по классам зерна. Последствиями дисбаланса продовольственного и фуражного зерна могут быть ухудшение качества социально значимого продукта — хлеба, или необходимость импорта в страну высококачественного зерна.
— Не считаете ли Вы, что достаточным было бы контролировать продукцию на предмет безопасности для здоровья?
— Как хорошо наточенное лезвие ножа может быть качественным, но не безопасным, так и понятия «качество» и «безопасность» в отношении зерна и продуктов его переработки неразделимы, т.к. качество подразумевает совокупность потребительских свойств, соответствующих требованиям санитарных и ветеринарных норм. Например, органолептика, сорная и вредная примеси, наличие головневых, маранных, фузариозных зерен, зараженность, повышенная влажность и другие показатели, являются одновременно показателями, как качества, так и безопасности и определяют класс зерна.
Своим вопросом Вы обращаете внимание на необходимость устранения двоякого толкования некоторых статей Федерального закона от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»? Действительно, вполне разумным шагом являлось бы изменение названия «сертификат качества» на «сертификат качества и безопасности», а также закрепление функции по выдаче сертификата качества и безопасности за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в установленной сфере деятельности.
Государство, контролируя качество и безопасность зерна, объективно оценивает ситуацию на зерновом рынке и в состоянии оперативно принимать меры по защите российских граждан от проникновения через границу некачественной и опасной продукции, поддержать имидж России на международном зерновом рынке.
— При ликвидации Росгосхлебинспекции Вам досталось достаточно разрозненное наследство. Могли бы Вы рассказать кратко о текущем состоянии организации, ее планах и задачах?
— Выражаясь образно, можно сказать, что главное удалось подхватить падающий флаг и в ситуации на тот момент непредсказуемых последствий ликвидации Росгосхлебинспекции сохранить специалистов. Многое было сделано для завоевания доверия участников зернового рынка к вновь образованной структуре. Совершенствование структуры менеджмента, обеспечение лабораторий высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расширение филиальной сети, обучение и повышение квалификации специалистов, это далеко не полный перечень сделанного.
На сегодняшний день для решения поставленных задач ФГУ «Центр оценки качества зерна» имеет высококвалифицированные кадры, а испытательные лаборатории оснащены современными приборами и оборудованием.
Учреждение имеет 17 филиалов с лабораториями, 2 аналитические лаборатории по определению качества и безопасности продукции в г. Москве и в г. Раменское и 51 пункт в основных зернопроизводящих регионах и портах Российской Федерации.
Только в текущем году через руки специалистов прошло более 80 млн т зерна и продуктов его переработки — это 35 млн т, подтвержденных сертификатами качества, при этом выявлено более 7 млн т некачественной и опасной продукции; проведен мониторинг качества более 39 млн т зерна нового урожая; и другие исследования — в рамках государственного надзора, для целей сертификации соответствия, по заявкам граждан и юридических лиц.
Об объемах работ по сертификации качества зерна и продуктов его переработки, проводимых ФГУ «Центр оценки качества зерна» с 2006 г., говорят следующие цифры:
Год |
Подтверждено сертификатами качества |
Выявлено некачественной и опасной |
|||||
Всего (тыс. т) |
внутри страны |
экспорт |
Импорт (тыс. т) |
||||
(тыс. т) |
(тыс. т) |
тыс. т |
% |
||||
2006 |
16 943 |
1 626 |
12 088 |
3 230 |
2 818 |
6 |
|
2007 |
24 260 |
4 369 |
17 967 |
1 924 |
3 724 |
15 |
|
2008 |
24 216 |
7 397 |
15 326 |
1 493 |
2 466 |
10 |
|
2009 |
34921 |
10683 |
23412 |
825 |
7556 |
22 |
|
Настораживает рост выявлений некачественной и опасной продукции, который в 2009 г. достиг 22% от проверенной. При этом в основном выявляется зараженность вредителями в партиях зерна при выдаче сертификатов качества внутри страны и направляемого на экспорт. Это объясняется снижением эффективности внутрипроизводственного контроля качества, изношенностью основных средств на предприятиях по хранению и переработке зерна и практическим отсутствием государственного контроля на стадии производства и хранения.
Высокий уровень проводимых в Учреждении испытаний подтверждается российскими и международными аккредитациями. Учреждение аккредитовано в системе Международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA, имеет сертификат ИСО 9001-2008, является членом международных ассоциаций ICC и AACC.
Аналитической лаборатории Учреждения в г. Москве присвоен статус единственной в России Арбитражной лаборатории в системе GAFTA.
Филиалы Учреждения, расположенные в портах, организуют работу по типу международных инспекционных компаний, при этом отстаивая интересы государства и повышая престиж страны в части поставок качественной и безопасной продукции.
Большое внимание уделяется государственному контролю хлебопродуктов при вывозе из страны. Он особенно актуален, учитывая перспективы вступления России в ВТО и важность поддержания престижа страны на международном хлебном рынке. По итогам последних двух лет Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров ячменя и пшеницы в мире.
С сертификатами качества Учреждения в 2009 г. на экспорт поступили партии зерна и продуктов его переработки, включающие 55 наименований в 83 страны мира.
Подписаны межправительственные протоколы с Египтом, Турцией, Бразилией о сопровождении зернового груза, экспортируемого из Российской Федерации с сертификатами качества государственного образца.
Россельхознадзор подписал протоколы с соответствующими службами Индии, Таиланда, Китая, Пакистана, Вьетнама и Литвы о признании сертификатов качества и требований к качеству и безопасности поставляемой в Россию продукции.
В целях обеспечения государственных гарантий по безопасности и качеству зерна и продуктов его переработки, поставляемых из Российской Федерации, Учреждение анализирует требования основных стран-импортеров и дает экспертные заключения о возможности их выполнения. Такие требования в настоящее время представили 17 стран, в т.ч. Египет, Турция, Сирия, Киргизстан, Куба, Индия, Тунис и другие.
Испытательные лаборатории наряду с сертификатами качества выдают все виды сертификатов международного образца, в том числе сертификат безопасности, сертификат на отсутствие тяжелых металлов, сертификат на отсутствие микотоксинов и другие.
Возможность работать в качестве суперинтенданта с правом отбирать пробы и давать заключения в соответствии с условиями контракта, а также выдавать сертификаты GAFTA на зерно и корма позволяет снизить стоимость работ по выдаче необходимых для экспорта зерна документов.
Риски профессиональной ответственности по выданным Учреждениям сертификатам качества с сентября 2009 г. застрахованы ОСАО «Ингосстрах». При этом рассматривается как российский арбитраж, так и арбитражная практика GAFTA. Следует отметить, что в практике работы Учреждения случаев опротестования сертификатов качества не было. Хотя такие попытки предпринимались, в частности при экспорте пшеницы в Республику Азербайджан.
Зерновые закупочные интервенции сопровождались сертификатами качества, выданными нашим Учреждением. В результате в 2008-2010 гг. заложено на хранение 9,4 млн тонн пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы на 474 элеваторах и складах в 55 субъектах Российской Федерации. При этом не допущено к закладке в государственный фонд более 150 тыс. т некачественного и опасного зерна.
ФГУ «Центр оценки качества зерна» ежегодно обследует качество зерна нового урожая и в 2009 г. выиграл объявленный Минсельхозом России конкурс на проведение мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая. Мониторинг проводился по пяти культурам: твердой и мягкой пшенице, ржи и ячменю, в т.ч. пивоваренному в 41 регионе России, где было обследовано более 50% собранного урожая.
Данные мониторинга качества пшеницы, проведенные Учреждением в 2006-2009 гг.:
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Валовой сбор в обследуемых регионах, млн т |
36,6 |
39,5 |
60,6 |
57,6 |
Обследовано, % от вала |
58 |
54 |
59 |
56 |
Выявлено продовольственной, % |
73 |
68 |
63 |
76 |
в т.ч. 3 класса, % |
32 |
31 |
26 |
34 |
В 2009 г. собран лучший за последние 4 года по качеству урожай пшеницы. Продовольственной пшеницы выявлено на 13% больше, чем в предыдущий сельскохозяйственный год, при этом на 8% возросла доля ценной пшеницы 3 класса.
Данные по мониторингу качества зерна необходимы для разработки зернового баланса страны, а также для участников зернового рынка.
Учреждение решает и ряд других вопросов. Например, подтверждает соответствие пестицидов и агрохимикатов требованиям стандартов; устанавливает сортовую принадлежность семян, проводит анализы продукции растительного происхождения, почвы, других объектов окружающей среды на определение остаточного количества пестицидов и других токсикантов.
— Спасибо.