Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/kontrol-za-kachestvom-produkcii-dolzhny-osushhestvlyat-gosudarstvennye-laboratornye-centry-yu-chistyakov-2/304749/
|
На вопросы IDK.ru ответил заместитель директора Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки (ФГУ «Центр оценки качества зерна») Юрий Владимирович Чистяков.
— Юрий Владимирович, какие основные задачи у ФГУ «Центр оценки качества зерна» на сегодняшний день?
— Можно сказать, что на сегодняшний день, после ликвидации Государственной хлебной инспекции, головной организацией в вопросах определения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в системе Россельхознадзора, является ФГУ «Центр оценки качества зерна», обладающий разветвленной сетью филиалов в основных зернопроизводящих регионах страны, крупных морских портах и на погранпереходах. ФГУ «Центр оценки качества зерна» и его филиалы получили международную аккредитацию в системе Международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA в категориях Аналитик и Суперинтендант.
Жизнь показала, что без надлежащего государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки уполномоченной на то государственной организацией, затруднительными становятся как вопросы гарантии качества зерна, поставляемого для государственных нужд, так и разрешение спорных вопросов качества в рыночных отношениях.
Кроме того, для успешной внешней торговли должны складываться определенные предпосылки, а именно, обеспеченность внутреннего рынка, дающая снижение цен внутри страны по сравнению с экспортными, и высокая степень качества предлагаемой к продаже продукции.
В результате, первостепенной задачей для страны, являющейся экспортером зерна, в целях планирования внутреннего потребления и внешней торговли, становится ежегодный контроль качественных и количественных показателей зерна.
Согласно внесенных Правительством РФ в 2007 году изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, последнему были переданы полномочия по организации мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ, а также государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.
С 2008 года Минсельхозом России в рамках исполнения возложенных на него полномочий ежегодно проводится открытый конкурс на право заключения государственного контракта среди организаций, имеющих в своей структуре регионально разветвленную сеть укомплектованных и аккредитованных лабораторий.
Второй год подряд победителем данного конкурса становится ФГУ «Центр оценки качества зерна».
В 2008 году ФГУ «Центр оценки качества зерна» проводило мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая — твердой и мягкой пшеницы, ржи, ячменя, в том числе пивоваренного на основе результатов лабораторных исследований проб, полученных от сельскохозяйственных производителей. Обследовано 62% от валового сбора указанных культур в 46 зернопроизводящих регионах Российской Федерации.
В 2009 году мониторинг проводился по аналогичным культурам в 41 зернопроизводящем регионе. Было обследовано более 56,8% от валового сбора урожая указанных культур и выявлено порядка 63% зерна, пригодного на продовольственные цели и 37% непродовольственного зерна.
Согласно Договору поставки (Приложение 14 к Правилам Биржевых торгов) испытательные лаборатории, аккредитованные Россельхознадзором, подтверждают сертификатами качества соответствие качества и безопасности зерна, закупаемого в интервенционный фонд (далее — ЗГИФ).
— Какое количество зерна сертифицировал ФГУ «Центр оценки качества зерна» в прошлом и нынешнем сезоне?
— Из закупленного, в ходе проведения государственной закупочной интервенции 2008-2009 г., зерна в количестве 9 627 159 тонн, лабораториями сертифицировано 8 148 494 тонн. Только ФГУ «Центр оценки качества зерна» было оценено и сертифицировано более 76% указанного объема.
На сегодняшний день, в ходе проведения государственной закупочной интервенции 2009-2010 г. ФГУ «Центр оценки качества зерна» проведена оценка качества зерна, закладываемого в интервенционный фонд, в объеме более 500 тыс. тонн. Однако контроль качества и безопасности закладываемого для государственных нужд зерна — это только первый этап государственного контроля. Немаловажной задачей является сохранение этого качества при долговременном хранении.
В 2008-2009 г. уполномоченными территориальными управлениями Россельхознадзора совместно с ФГУ «Центр оценки качества зерна» в 52 регионах при закладке ЗГИФ проведена проверка 410 элеваторов, выигравших конкурс Минсельхоза России, на соблюдение требований инструкции 9-7-88 «По хранению зерна, маслосемян, муки и крупы», «Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях», а также соблюдение договоров хранения ЗГИФ.
— В каком состоянии элеваторы? Готовы ли они к хранению зерна закупленного при интервенции?
— В ходе проверок в Тульской, Ростовской, Ивановской, Саратовской, Воронежской, Смоленской, Омской, Волгоградской областей и ряде других регионов были выявлены факты неготовности элеваторов по причине их зараженности вредителями хлебных запасов, мышевидными грызунами, наличия протечек крыш хранилищ и дыр в стенах, затопления 1-го яруса, нарушения фитосанитарного состояния территорий. О выявленных фактах неготовности элеваторов к приему ЗГИФ своевременно информировались Минсельхоз России и ОАО «Объединенная зерновая компания» (государственный Агент).
Только после вынесения предписаний Россельхознадзора и наложения административных взысканий, элеваторы указанных регионов приведены в должное состояние.
А ведь этого можно было бы избежать, если бы существовал необходимый алгоритм допуска элеваторов к конкурсу на право хранения ЗГИФ. Одним из главных алгоритмов, на мой взгляд, должен стать Акт освидетельствования региональными межведомственными комиссиями готовности материально- технической базы элеваторов к приему нового урожая. При этом особое внимание должно быть уделено проведению профилактических мероприятий по борьбе с вредителями хлебных запасов (комплексной дезинсекции зерновых емкостей) и фитосанитарному состоянию территорий.
К сожалению, в настоящее время подобные межведомственные комиссии по приемке материально-технической базы элеваторов созданы только в 11 регионах (Белгородской, Воронежской, Курской, Нижегородской, Пензенской, и Ульяновской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и Республике Татарстан), да еще в 3 областях — Ивановской, Рязанской и Тамбовской — рассматривается вопрос об их создании. И это при имеющихся 1 523 зернохранилищах мощностью 73 116,8 тыс. т. в 72 субъектах Российской Федерации.
По причине отсутствия механизма государственного контроля за сохранностью качества зерна, заложенного в ЗГИФ, существует достаточно высокая степень риска утраты, порчи предприятиями-хранителями части зерна. Одновременно стоит отметить, что функция по осуществлению государственного контроля и надзора за сохранностью качества зерна ЗГИФ в процессе его хранения не закреплена за Россельхознадзором.
В сложившейся ситуации распоряжением Минсельхоза России от 16.02.2009 20-р была создана Рабочая группа по обеспечению количественной и качественной сохранности зерна, закупленного при проведении государственных закупочных интервенций (далее — Рабочая группа), в состав которой вошли представители Минсельхоза России, Россельхознадзора, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Объединенная зерновая компания», ФГУ «Центр оценки качества зерна» и страховых компаний.
В ходе проверок, организованных Рабочей группой, при непосредственном участии представителей Россельхознадзора и ФГУ «Центр оценки качества зерна», выявлены предприятия-хранители, на которых, пользуясь отсутствием государственного контроля за качественной сохранностью зерна ЗГИФ, допускается зараженность зерна вредителями хлебных запасов и ряд других нарушений, приводящих к возможной его утрате.
В недавнем телевизионном интервью С.Лисовским (член Совета Федерации Федерального собрания РФ) были даны рекомендации российским потребителям при выборе продукции отдавать предпочтения товарам, соответствующим ГОСТ (Государственному стандарту), а не ТУ (Техническим условиям), фактически придуманным производителем для своей собственной продукции.
Со своей стороны, могу только добавить, что соответствие показателей качества и безопасности продукции по ГОСТ должны осуществлять, не аффилированные производителю лаборатории, а уполномоченные на то независимые государственные лабораторные центры.
Функции нормативно-правового регулирования, государственного контроля за обеспечением предприятиями, осуществляющими хранение и переработку зерна, надлежащего порядка размещения зерна и продуктов его переработки, сохранности, а также контроля за правильностью ведения учета, обоснованностью списания убыли в весе зерна, хранимого, в том числе, в составе интервенционного фонда, должны быть закреплены за соответствующим органом исполнительной власти, имеющим независимые испытательные лаборатории.
— Спасибо.