К чему приведет закрытие экспорта российского зерна и продуктов переработки IDK.Эксперт спросил у генерального директора компании ООО «ПроЗерно» Владимира Петриченко.
— Какова Ваша оценка действий правительства РФ по запрету на экспорт зерна?
— Запрет экспорта зерна и продуктов его переработки можно разложить на две части. Во-первых, это запрет экспорта самого зерна (пшеницы, ячменя и кукурузы) – эту меру я считаю излишней по пшенице, но понятной по ячменю и кукурузе. Во-вторых, что касается запрета на экспорт муки, я считаю его введение ошибочным.
— Как отразится введение эмбарго на внутренних ценах на зерно?
— Самым ярким и очевидным образом цены упадут. Точнее, цены на зерно уже падают, в некоторых регионах цены падают на определенные товары на 1000 руб./т, в других – на 500 руб./т. В тех же пропорциях сейчас падают цены на муку. Значит, с планами сельхозпроизводителей и переработчиков продать свои товары за намеченную ими цену придется повременить.
— Чем грозит эмбарго на продукты переработки зерна, в т.ч. муки, для перерабатывающих предприятий?
— Для перерабатывающих предприятий это не просто грозит потерей прибыли, которую они наконец дождались, проработав прошлый сезон на очень низкой или нулевой рентабельности. Для мукомольной индустрии запрет экспорта – очень плохое и ошибочное решение, поскольку производство муки для внутреннего потребления в России падает. А если оно в целом растет, то только за счет экспорта. Теперь Правительство РФ обрекает мукомольную промышленность на стагнацию и снижению объемов. При этом мукомольных мощностей у нас много, соответственно, они будут существенно недогружены. А в перспективе плохо то, что наши мукомолы сдадут отвоеванные в жесткой конкурентной борьбе внешние рынки, возврат – работа практически с чистого листа.
— Существует ли в мировой практике подобное закрытие экспорта? Когда и где это происходило?
— Если рассматривать опыт стран СНГ, то это было и есть, к сожалению. В России ограничения экспорта зерна вводится уже третий раз за семилетний период. Кроме того, экспорт закрывался прежде в Украине и Казахстане. Я считаю, ни разу это средство регулирования не приносило пользы экономике этих стран. Вред был очевидный.
— В других странах, с развитой экономикой и сельским хозяйством, таких мер не вводилось. Более того, в США после драматических последствий для американских фермеров ограничений на экспорт продовольствия в Советский союз из-за нашего вторжения в Афганистан в 1980 году, американское законодательство категорически запретило вводить какие-либо ограничения на экспорт сельхозпродукции. Т.е. ввести ограничения на экспорт из США невозможно по закону.
— Каковы пагубные последствия закрытия экспорта для России в перспективе?
— Если запрет на экспорт продлят после 31 декабря текущего года, дополнительным пагубным последствием будет ликвидация стимулов сева озимых, прежде всего на Юге (больше половины озимого зерна России производится там). Если кто-то хочет, чтоб у нас было неинтересно заниматься производством озимых и расширять посевы озимого клина, то можно продлить запрет не только до августа 2011 года, но еще и дальше. Тогда озимые культуры будут вообще неинтересны сельхозпроизводителям. Мне бы этого не хотелось, но, к сожалению, при продлении запретных мер, мы сможем увидеть разворот в только что наладившейся тенденции, когда последние несколько лет доля более продуктивных озимых посевов росла.
— Спасибо.
Ваш комментарий
|
|
Об экспорте надо забыть до 2012года.
Не стоит, Хизир Лечаевич, так драматизировать ситуацию.
Дайте время правительству разобраться что к чему.
Владимир, полностью поддерживаю!
Есть такое выражение — «Слон в посудной лавке».
Всем рекомендую чуть-чуть набраться терпения и понаблюдать за действиями «Слона». (А крайнего все равно найдут, кто спровоцировал этот коллапс).
Я думаю, что «Слон» сам уже не рад, от «тесноты лавки».
Так что, коллеги чуть-чуть терпения.
Что касается южных производителей, то еще раз советую использовать операции хеджирования при экспортных контрактах. Либо на CBOT, либо на MATIF. Те кто стоял с параллельным контрактом «хеджа»- в полном «шоколаде»! Потому что снял «сливки» при закрытии на — «ПИКе», и заработал при сорванном экспортном контракте минимум 150$/тн., списав на форс-мажор физические поставки по контрактам. Тем компаниям, которые в текущей ситуации хотят сохранить свою репутацию на мировом рынке, рекомендую просчитать возможность использования SWAP-контрактов, так как импорт в этом году неизбежен.
Запрет экспорта больно ударит по имиджу России как надежного поставщика зерна на мировом рынке. Когда Россия решит вернуться, ее зерно будет продаваться с дисконтом. Из-за рисков непоставки. И решение этой проблемы займет не год и не два.
Несмотря на запрет экспорта, цены на хлеб и хлебобулочные изделия в России растут. Власти считают рост необоснованным и планируют применять силовые меры.
Президент Украины Виктор Янукович заявил во время посещения Сорочинской ярмарки, что цены на хлеб будут относительно стабильны, при этом не исключил небольшого подорожания хлеба, ссылка на агентство «Интерфакс-Украина».
По словам В.Януковича, в этом году в Украине ожидается урожай пшеницы на уровне около 40 млн. тонн, из которых около 17 млн. тонн – продовольственной. Глава государства напомнил, что Украине для ежегодного потребления необходимо около 6 млн. тонн пшеницы.
— Мы поставили задачу закупить в государственный резерв 1 млн. тонн продовольственной пшеницы. Закупили на сегодняшний день около 800 тыс. И 1,5 млн. будет закуплено в региональные фонды, — сказал он, что, по его словам, составляет почти 5-месячный запас зерна.
Притом что правительство «не допустит резкого скачка цен на хлеб», В.Янукович отметил, что цены на зерно власть пыталась в этом году сделать такими, «чтобы хлеборобы могли заработать».
«Поэтому мы ставим задачу: во-первых, обеспечить свою страну хлебом, и второе – продать выгодно урожай этого года», — подчеркнул он.
При этом В.Янукович отметил, что власть не будет мешать собственникам в вопросах сроков реализации зерна.
Кроме того, президент считает, даже притом что урожай в этом году будет меньше прошлогоднего, Украина получит прибыль от него больше, чем в минувшем году.
азаров на порядок умней медвепутов страшно боящихся пинка под зад
Казахстан входит в десятку мировых торговых стран по зерну. Казахстанская пшеница является главным конкурентоспособным продуктом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, пишет корреспондент газеты «Казах-Зерно».
Как известно, высокопротеиновая казахстанская пшеница весьма востребована в мировой торговле зерном. На пшеницу с протеином выше 14,0% есть всегда спрос. Протеин является главным и стабильным показателем качества зерна. В зависимости от содержания протеина складывается цена на ведущих мировых биржах, и она может колебаться от 100 до 400 долларов США за тонну. Страны-участники мировой торговли зерном проводят формирование партий сразу при приеме, в зависимости от целевого назначения (для выработки муки хлебопекарной, для крекеров, макарон, бисквитов и т.д.), а именно по протеину. Эксперты подсчитали, что за счет увеличения протеина на 0,5% цена увеличивается на 1 доллар за 1 тонну.
Возьмем, к примеру, 10000 тонн казахстанского зерна 3-го класса, отгруженного со средним содержанием протеина — 12,5% — по цене 110 долларов США, получена выручка в сумме 1100000 долларов США.
Теперь эту партию разделим, то есть просегрегируем по содержанию протеина.
10% — 1000 тонн оказалось с протеином 15,0% и выше, цена соответственно — 250 долларов США — выручка — 250000 долларов СШA;
30% — 3000 тонн с 13,0% — по 180 долларов США — 540000 дол. США;
40% — 4000 тонн с 12,0% по 120 долларов США — 480000 дол. США;
20% — 2000 тонн с 10,0% по 100.0 долларов США — 200000 долларов США.
Общая сумма — 1470000 долларов США, разница получилась в 370000 долларов США, это только за 10000 тонн, а Казахстан в среднем экспортирует 6 млн. тонн в год.
Нетрудно подсчитать, сколько наша страна теряет из-за такого усреднения качества.
Отчего это происходит?
Дело в том, что существуют различные подходы в формировании партии. Одна схема: ток — ХПП (хлебоприемный пункт) — элеватор.
На току проводится не только первичная очистка после комбайна, но и предварительная оценка качества зерна. Уже здесь происходит работа с зерном и разделение: прежде всего по сортам и влажности, а также предварительное формирование партий зерна на основании мероприятий, проведенных в период апробации урожая.
С тока зерно доставляется на ХПП, где есть склады емкостью не более 3000 тонн и лаборатории, которые определяют качество поступающего зерна в каждой машине, и на основании этого могут формировать небольшие партии.
Заключительный этап — элеватор, где обеспечивается хранение зерна, подтверждается правильность сформированных партий и не допускается их смешивание.
Некоторые крупные сельхозтоваропроизводители работают по данной схеме.
Однако многие производители не могут себе позволить такую схему движения зерна и завозят зерно на хранение сразу на элеватор, где и происходит его обезличивание.
Большинство элеваторов построено в 60-70-е годы прошлого века. За последние 20 лет немногие из них были модернизированы для ведения технологического процесса по современным технологиям и требованиям. Тем не менее, элеваторы принимают огромное количество зерна разного по качеству, от разных производителей, а возможность технологических линий не позволяет проводить сегрегацию поступающего зерна по качеству.
Это и является причиной обезличивания и смешивания хорошего зерна с зерном низкого качества. В итоге на наших элеваторах хранится зерно усредненного качества.
В дополнение к этому, производственные лаборатории элеваторов (ПТЛ) недостаточно оснащены современным испытательным оборудованием. Сегодня имеется огромное количество средств измерений, внесенных в государственный реестр по средствам измерения, но, тем не менее, нет согласованности в идентичности сопровождаемых калибровок. Калибровка важна не только для весового оборудования, где подразумевается единый класс точности, но и для измерительных средств лаборатории, во избежание конфликтов интересов при приемке и отгрузке зерна.
Создание калибровок — очень ответственная, сложная и трудоемкая работа. Для их разработки используют несколько методов: PLS (наименьших частичных квадратов), MLR (множественная линейная регрессия), ANN (искусственных нейронных сетей) и другие. Например, если для разработки калибровки по PLS, достаточно от 100 до 150 образцов, то при методе ANN используется более 50000 образцов зерна, что дает более точные измерения. Разрабатывать калибровку имеют право только аккредитованные лаборатории по ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Аккредитация должна быть именно как «калибровочная лаборатория».
К сожалению, в настоящее время таких калибровочных лабораторий мы не имеем, и поэтому вся ответственность лежит на испытательных лабораториях. Каждая испытательная лаборатория, имея тот или иной измерительный прибор для определения качества, калибрует его самостоятельно, не имея на это юридического статуса.
При этом за референсное (аттестованное) значение берется результат, полученный этой же лабораторией. О каком качестве и точности таких измерительных приборов тогда можно говорить?!
В странах ЕС, США, Канады, Австралии и других используют единые калибровки (ANN), заложенные в такие приборы как «Infratec». Эти калибровки ими узаконены, на государственном уровне для экспорта и импорта зерна и являются арбитражными. Использование единой калибровки позволяет им преодолевать технические барьеры в торговле в рамках ВТО, а также контролировать работу данных средств измерений через сетевое обслуживание.
В Республике Казахстан в «Агростандарт ХХI век» создана и работает сеть из приборов «Infratec». Работа в такой «сети» позволяет получать дистанционную калибровку от глобального аккредитованного калибровочного центра, куда входит более 30000 приборов из 18 стран.
Всем известно, что на качество зерна влияет много факторов: погодные условия, агротехника и так далее. Отметим только, что и от нормативной базы — технические регламенты, стандарты, правила — зависит правильная организация и объективная оценка качества зерна.
озьмем технический регламент: «Требования к безопасности зерна», где предусмотрено: 28 остаточных количеств пестицидов; 4 наименования тяжелых металлов; 4 микотоксина, бензопирен и т.д. — всего 49 показателей. Следовательно, сельхозтоваропроизводителям уже при посеве необходимо знать характер применяемых удобрений и наличие каких пестицидов, микотоксинов или тяжелых металлов может быть в выращенном зерне. Предел допустимой нормы не должен быть выше указанных в техническом регламенте норм ФАО, ВОЗ и Кодекса Алиментариуса.
Другими значимыми нормативными документами являются стандарты. Вступление Казахстана в ВТО и работа в режиме Таможенного союза между тремя государствами уже предусматривают их гармонизацию.
Онако Казахстан работает по СТ РК, а Россия — ГОСТ Р, где значения качественных показателей по классам не совпадают.
Вопрос, если казахстанская биржа ЕТС торгует фьючерсными контрактами по СТ РК 1046, а российская биржа — по ГОСТ Р, не будет ли это препятствием для наших зернотрейдеров?
Вхождение Казахстана в Таможенный союз и ВТО открывает новые возможности прохождения продукции как по экспорту, так и по импорту. Поэтому, мы считаем, необходимо предусмотреть систему защиты производителей от нежелательного давления со стороны конкурентов из других стран, через унификацию технических регламентов, стандартов и калибровок средств измерений.