Сергей Приходько: «Вступление в ВТО все-таки благо».
22 May 2012, 18:00

Сергей Приходько
исполнительный директор Института Гайдара

В преддверии I Международного агропромышленного форума «Южное поле» о присоединении России к ВТО и последствиях этого присоединения корреспондент портала IDK.ru беседует с исполнительным директором Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергеем Приходько.


— Сергей Вадимович, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу целесообразности вступления России в ВТО.


— На мой взгляд, главным аргументом является тот факт, что в ВТО входят около 160 стран, а из тех, кто не входит и не собирается, — такие страны, как Северная Корея. Так вот, компания входящих в ВТО — лучше.


— Насколько правомерны заявления иностранных экономистов, таких,  как американец  Джозеф Стиглиц , лауреата Нобелевской премии по экономике, который категоричен в своем резюме: «… в краткосрочной перспективе для России вступление в ВТО выгодным быть не может» и  норвежец Эрик Райнерт , уверяющий, что  «вступать в ВТО надо, но не раньше, чем через десять лет после полного восстановления собственной промышленности»?


— С нобелевским лауреатом трудно спорить, вот со вторым проще, поскольку он не нобелевский лауреат. Тут уместно вспомнить спор про курицу и яйцо – что первично.  С одной стороны, нельзя, как утверждают, присоединяться к ВТО, пока не восстановим экономику, а с другой – присоединение способствует здоровой конкуренции, а без здоровой конкуренции мы ее никогда не восстановим.   Самый яркий пример, на мой взгляд, – автомобильная промышленность, которую мы уже с успехом, в кавычках, не одно десятилетие защищаем, но  Автопром появился лишь с тех пор, как стали создаваться предприятия иностранных компаний. Поэтому конкуренция – это благо. И тут я не совсем согласен с уважаемыми экономистами.

В одном лишь я солидарен с нобелевским лауреатом — ожидать позитивных изменений от присоединения к ВТО в краткосрочном периоде сложно. Краткосрочного эффекта можно ожидать в сфере экспорта сырьевых товаров (кроме  энергоносителей — здесь ничего не изменится), таких, как продукция металлургии (черной и цветной), химической  промышленности  (удобрения) и т.д. И вот почему — на сегодняшний день против нас много антидемпинговых расследований проводится, и нашим экспортерам, не будучи членами ВТО,  довольно трудно защищаться.


— Если говорить о сельском хозяйстве, то не будет ли, наоборот, в ближайшие десять – двадцать лет  спада производительности, не увеличит ли вступление в ВТО нагрузку на аграриев?


— А почему спад должен быть? Если мы спокойно посмотрим на все наши обязательства, скажем, связанные с нашими таможенными тарифами,  те товары номенклатуры, на которые у нас должен резко пойти спуск – их у нас практически нет,  в основном у нас обязательство — не повышать. Повышать пошлины мы теперь мало на что можем.

Общий уровень поддержки, зафиксированных  наших обязательств по ВТО, значительно выше существующей поддержки на сегодняшний день. Т.е. государство может давать денег значительно больше. Более того, в рамках Всемирной торговой организации существует целый набор вариантов поддержки сельского хозяйства, называемый зеленой корзиной, который вообще не ограничен.  Из самых известных – это дороги, инфраструктуры, телекоммуникации —  для села в данном случае, — это развитие науки в этой области, семенного растениеводства, животноводства  и т.д.


— Бытует мнение, что как раз необходимо уходить от существующей политики субсидирования – как некоей медвежьей услуги для сельского хозяйства – оно должно кормить себя само. Как Вы к этому относитесь?


— Субсидии – да, несомненно, медвежья услуга, если мы говорим о прямом употреблении этого слова. Если же мы говорим о поддержке сельского хозяйства, то часть этой поддержки всегда останется за государством. Ну, не будет у нас фермер строить дороги, чтобы перевезти свою продукцию.


— Какой, на Ваш взгляд, должна быть поддержка именно мелких производителей, коль скоро мы о них заговорили?


— Инфраструктурная, как я уже говорил, налоговая – какие-то налоговые послабления, но не готов конкретных рецептов сейчас предлагать.


— Если говорить о политике субсидирования в Европе, считаете ли Вы такой путь развития сельского хозяйства тупиковым?


— Я все-таки небольшой специалист в данном вопросе, но мне импонирует позиция Кернской группы, в которую входит ряд стран с высоким уровнем развития сельского хозяйства, в частности,  Новая Зеландия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, объединившиеся  в неформальную организацию внутри ВТО.  Они как раз проводят политику за либерализацию сельского хозяйства .


— То есть Ваше мнение: вступление в ВТО все-таки благо?


— Да, если и дискутировать, то лишь по поводу некоторых условий.  Можно, конечно, порассуждать о том, что ряд этих условий недостаточно выгоден, что наши переговорщики где-то немного недоработали. Но не в том смысле, что результат важнее —  как было с Киргизией, которая вступила фактически в течение пары лет, а потом мало кого интересовала. То, что мы 17 лет присоединялись, борясь за каждое слово, говорит о том, что стремление к вступлению не было самоцелью.


Сергей Вадимович, спасибо за интересную беседу! Наш портал IDK.ru 1 июня проводит в г. Усть-Лабинске  I Международный агропромышленный форум «Южное поле», где будут обсуждаться насущные для АПК страны темы. Приглашаем Вас стать участником форума!

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.