От аномально жаркого лета в нынешнем году в наибольшей степени, пожалуй, пострадали производители зерна. Низкие урожаи и долговое бремя довели многих до предбанкротного состояния или полного разорения. Как разгрузить балансы агрохолдингов от непосильных долгов и создать на базе Объединенной зерновой компании крупного национального игрока, где лучше покупать зерно и какие меры принять для сбора высокого урожая в следующем году, РБК daily рассказал президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) и председатель совета директоров ГК «Сибирский аграрный холдинг» Павел Скурихин.
— Павел Валерьевич, сколько, по Вашей оценке, будет собрано зерна в 2010 году и какие переходящие остатки прогнозируете на середину 2011 года?
— По оценкам Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), урожай в текущем году составит 60 млн т. Переходящие запасы зерна прошлого сезона, по разным оценкам, составляют от 21 млн до 26 млн т. И эти запасы сейчас являются для нас очень важным ресурсом. Поэтому с учетом внутреннего потребления зерна на уровне 77-78 млн т мы видим, что в следующий сельскохозяйственный год (с 1 июля 2011 г. по 30 июня 2012 г.) страна войдет с минимальными или вовсе нулевыми переходящими остатками. А по нормативам в стране должен быть запас зерна хотя бы на 2 месяца, то есть не менее 10-12 млн т. Поэтому какой-то объем зерна нам придется импортировать.
— О каких объемах может идти речь?
— По оценке НСЗ, потребуется завезти не менее 5 млн т.
— И какое зерно будет импортироваться?
— Сейчас объективно наблюдается дефицит в фуражных культурах — ячмене и кукурузе. Ячмень можно импортировать из Казахстана, а кукурузу с Украины. Казахстан так же, как и Россия, пострадал от засухи, но все-таки у них профицитный баланс. Цены там на ячмень довольно высоки. Но Россия сэкономит на логистике, закупая ячмень в Казахстане, а не в странах дальнего зарубежья.
— Это зерно будет импортировать государство или частный бизнес?
— Я думаю, что это будет частный бизнес. Все-таки в рамках Таможенного союза бизнес может перемещать зерно по упрощенной системе. Но, возможно, если речь будет идти о поставках в рамках межгосударственных соглашений, этими поставками сможет заниматься государственный оператор — Объединенная зерновая компания (ОЗК).
— Как прошел сев озимых? Сельхозпроизводители меняют структуру севооборота? Каким культурам отдают предпочтение?
— Ситуацию с результатами озимого сева я бы назвал тревожной. По объективным причинам сев проходил в сухую почву, и значительная часть просто не взошла, а еще часть посевов достаточно изрежена. К тому же погодные условия продолжают оставаться крайне нестабильными. В любом случае уже видно сокращение площадей под озимыми на 3,5-4 млн га относительно 2009 года. Эти площади полностью компенсировать яровым севом будет очень непросто. И сейчас важно всем приложить усилия и подготовиться к яровому севу, для того чтобы иметь возможность в следующем году бороться за сбор 80-85 млн т. Пока такая возможность есть.
Исходя из данных о погибших или плохо взошедших озимых культурах, из переходящего баланса мы видим, что в стране наблюдается достаточно серьезный дефицит ячменя. С учетом активного развития животноводства я думаю, что на следующий год необходимо посевы ячменя планово увеличить. Именно планово, потому что если все одновременно посеют ячмень, осенью 2011 года получится избыток предложения. Так же и по ржи, и по гречихе.
— Вы уже имеете представление, как будет проводиться яровой сев?
— Нам необходимо в разрезе каждого региона подготовить план-прогноз, чем мы, собственно, в НСЗ сейчас занимаемся. И для того чтобы этот план-прогноз не остался на бумаге, мы считаем, что необходимо всерьез задуматься о создании саморегулируемой организации производителей зерна, для того чтобы анархические действия одних хозяйств не приводили к убыткам всего рынка.
— Но чтобы планы не остались на бумаге, сельхозпроизводители должны иметь какие-то стимулы…
— НСЗ предлагает рассмотреть возможность заключения форвардных контрактов между основными потребителями зерна и зернопроизводителями под будущий урожай при участии государственного агента — Объединенной зерновой компании. При этом важно предусмотреть механизм авансирования производства зерна по заранее зафиксированным ценам реализации. Это позволит сельхозпроизводителям получить столь необходимые именно сейчас оборотные средства для проведения ярового сева зерновых культур без привлечения дополнительных кредитных ресурсов и уплаты по ним процентов, а потребителям — гарантировать наличие в полном объеме продовольственного и фуражного зерна, причем по заранее определенным ценам.
НСЗ уже предложил Национальному союзу свиноводов заключать такие контракты с авансированием, чтобы сформировать заказ, и мы увидели встречную заинтересованность. С такой же инициативой НСЗ готовится выйти и к птицеводам.
Для зернопроизводителей базовым потребителем остаются животноводы. К примеру, потребление продовольственной пшеницы в России составляет 18 млн т, объем экспорта может достигать 22 млн т, а объем потребления отечественным животноводством оценивается в 44 млн т. Мы понимаем, что каждая тонна, которую здесь потеряем, обернется в будущем нашими излишками, и следующим витком зернопроизводителям придется снижать производство. Поэтому сейчас мы заинтересованы, чтобы животноводы смогли сохранить поголовье.
— А как Правительство отреагировало на Ваши инициативы?
— Правительство поручило Минсельхозу проработать эти вопросы.
— И когда механизм форвардных контрактов сможет заработать?
— Мы остро нуждаемся, чтобы он заработал в начале 2011 года. Именно в следующем году надо постараться переломить эту ситуацию с диспаритетом посевов сельхозкультур.
— Раз Вы заговорили о межотраслевых соглашениях, расскажите, что происходит с соглашением НСЗ и союзами пекарей и мукомолов?
— НСЗ отправил проект соглашения в Федеральную антимонопольную службу и получил ответ, что в соглашении не должно быть каких-либо ценовых индикаторов. Мы подготовили и отправили в ФАС новый вариант соглашения. Хотя в этом соглашении могли бы быть и определенные ценовые параметры, чтобы давать представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Пекари и мукомолы предложили некие формулы по расчету цен без указания конкретных цифр. А мы поставили ценовые индикаторы, индивидуализировав их по федеральным округам.
К примеру, для продовольственной пшеницы 3 класса в Сибирском федеральном округе ценовой индикатор был установлен на уровне 5500 руб./т. Для сравнения: в 2008 году государство закупало пшеницу в интервенционный фонд примерно по такой же цене.
На мой взгляд, это соглашение должно быть подписано как можно скорее, потому что если отложить вопрос до января-февраля 2011 года, рыночные цены могут стать гораздо выше действующих сейчас.
— В начале сентября НСЗ предложил рассмотреть 10 дополнительных мер по поддержке АПК. Что из этого перечня принято в работу?
— Обсуждается возможность рассрочки авансовых платежей по лизингу сельскохозяйственной техники сроком на 3 года с оплатой ежегодно равными долями. Сейчас даже идет речь о том, чтобы отменить авансовый платеж по лизингу сельхозтехники. Также проходит согласование законопроект по страхованию рисков. По развитию биржевой торговли зерном мы сами достаточно активно работаем с Национальной товарной биржей. Все остальное в стадии обсуждения.
— А Ваше предложение по организации перевозки зерна из сибирских регионов в регионы, пострадавшие от засухи, не нашло понимания?
— Был увеличен понижающий коэффициент на перевозку железнодорожными вагонами. Этот инструмент востребован сегодня и, вероятно, будет остро востребован весной 2011 года, потому что сейчас в регионах, пострадавших от засухи, пока еще ценовые ожидания ниже, чем предложения зернопроизводителей. Может получиться ситуация, когда все одновременно захотят начать отгрузку зерна из южных регионов и из Сибири, что может привести к дефициту вагонов. Тогда будет очень востребована и актуальна отгрузка зерна контейнерами, о чем мы говорим в своих предложениях, что позволит в том числе снизить логистические затраты.
— Если говорить о зерне интервенционного фонда, когда вы считаете целесообразным начать товарные интервенции?
— Считаю, что государство должно начинать продавать зерно из своего фонда не раньше марта-апреля 2011 года, когда этот запас будет наиболее востребован.
— Может быть, государству есть смысл начинать продавать фуражное зерно уже сейчас?
— Сейчас лучше закупать зерно нового урожая за рубежом, в частности в Казахстане и на Украине. Весной мировые цены могут быть выше. Собственный запас надо начинать использовать, когда действительно источники зерна на внутреннем и ближайших зарубежных рынках начнут иссякать.
— Прогнозируя минимальные или нулевые запасы на середину 2011 года, Вы считаете, что все зерно из госфонда весной будет распродано?
— На мой взгляд, более целесообразно половину фонда вообще не продавать и пытаться компенсировать потребности за счет импорта. Потому что сейчас довольно сложно спрогнозировать, каким будет урожай в 2011 году. Лучше иметь запасы, в том числе и до конца следующего года, потому как видно, что особо крупных излишков ожидать не приходится. Может быть, часть запасов госфонда должна сыграть свою стабилизирующую роль и в следующем сельхозгоду.
— Хотелось бы узнать, как ситуация складывается в «Сибирском аграрном холдинге» (САХО). Какие Ваши предприятия могут достаться ОЗК в рамках передачи банками заложенных активов?
— Банки направили в ОЗК списки предприятий, которые они заинтересованы передать. В ближайшее время переговорный процесс будет развиваться. Я считаю это оптимальной возможностью для выхода из сложившейся ситуации. Почти все крупнейшие агрохолдинги, нацеленные на развитие, оказались под тяжелым бременем кредитов. К таким можно отнести компании, которые находятся в диалоге с ОЗК: ОГО, «Разгуляй», САХО. Сейчас, на мой взгляд, появляется реальная возможность, с одной стороны, избежать вывода из оборота так необходимых сегодня сельхозземель, с другой — сформировать крупного национального игрока не только на рынке зернотрейдинга, но и в производстве зерна и хлебобулочных изделий. Кроме того, это даст возможность разгрузить балансы крупнейших агрохолдингов от ставших непосильными долгов и, соответственно, сохранить точки роста АПК. Также передача активов ОЗК позволит избавить банки от проблемных долгов.
— Отдав часть своих активов, САХО совсем потеряет их или все-таки получит какую-то долю в ОЗК?
— Предполагается, что САХО останется акционером предприятий, передаваемых в ОЗК. Но я считаю, что сама техника реализации процесса не принципиальна. Принципиально, что этот процесс реализуется.
— Но где гарантии, что агрохолдинги, избавившись от проблемных активов, начнут развиваться и вновь не попадут под такой же кредитный пресс?
— Агрохолдинги оказались в сегодняшней ситуации именно потому, что активно занимались развитием — модернизировали парк техники, внедряли прогрессивные технологии, чтобы уменьшить себестоимость производства. В сегодняшней ситуации мы оказались не в одночасье. В 2008 году из-за глобального финансового кризиса резко подорожали кредитные ресурсы — пришлось пролонгироваться. В 2009 году в стране был кризис аграрного перепроизводства, и нам приходилось продавать зерно по ценам ниже себестоимости — опять пришлось лонгировать кредиты. В нынешнем году страну поразила засуха, и мы опять не в состоянии рассчитаться с банками. Но техническая и технологическая модернизация уже проведена. Если облегчить бремя существующей долговой нагрузки, у нас уже не будет такой болезненной потребности в новых кредитах.
— Вы говорили о строительстве зернового терминала на Дальнем Востоке. Как этот проект развивается?
— Этот проект пока отложен. Мы продолжаем работать в этом направлении, но понимаем, что сейчас существуют две главные проблемы: высокие тарифы на перевозку зерна железнодорожным транспортом и необходимость создания пула инвесторов. Чтобы проект получил развитие, в нем необходимо участие ОЗК как позитивный знак со стороны государства. Это особенно важно сегодня, так как после запрета экспорта потенциальные инвесторы (в первую очередь иностранные компании) пока перешли в позиции наблюдателей.
— Насколько засуха сказалась на сборе зерна предприятиями САХО? Намного снизилась урожайность в пострадавших от засухи регионах?
— При ожидаемых 35-50 ц/га в Тульской области мы собрали 15-18 ц/га, а из 30 ц/га в Ульяновской области получили только 3 ц/га. Посевам в Сибири тоже не хватило влаги, также подпортили картину июльские холода. На наших полях в Новосибирской области и в Алтайском крае урожайность составила от 9 ц/га до 22 ц/га. В общей сложности САХО собрал менее 50% от плана. Но благодаря географической диверсификации положение компании все равно лучше, чем у коллег, занимающихся производством зерна только в ПФО или ЦФО.
Ваш комментарий
|
|
Несмотря на суровые последствия горячего лета 2010 года, в целом удалось сохранить устойчивость в отрасли. Во многом это результат оказанной государством пострадавшим сельхозпроизводителям поддержки. На текущий момент из запланированных 35 млрд рублей в субъекты, подвергшиеся воздействию засухи, уже направлено 15 млрд рублей бюджетных кредитов и 3,5 млрд рублей дотаций на покрытие прямого ущерба. Пролонгированы краткосрочные и инвестиционные кредиты на срок до 3 лет в объеме 4,4 млрд рублей, а также лизинговые платежи, действует льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие регионы и продлён до июля 2011года. Снят запрет на экспорт муки с января 2011года.
Для того чтобы в будущем гарантировать защиту от негативных последствий глобального изменения климата, разработана Концепция развития мелиорации до 2020 года. Эта программа будет способствовать повышению плодородия почв и урожайности.
Снизить риски в растениеводстве призван законопроект «О сельхозстраховании», осуществляемом с государственной поддержкой. Он предусматривает увеличение застрахованных площадей до 60-80%, снижение стоимости страхования и расходов федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.За три прошедших года в рамках нацпроекта и госпрограммы из федерального бюджета на увеличение производственных мощностей было направлено более 330 млрд рублей, привлечено свыше 1 трлн 150 млрд рублей инвестиционных кредитов. При этом темпы модернизации перерабатывающей промышленности, инфраструктуры рынка были гораздо ниже. Сделано много хорошего, государством за последнее время.
Начиная с 2011 года будет действовать программа по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка до 2013 года.
На голом протекционизме сельское хозяйство сможет расти не более 4-5% в год». Развитые же страны основной упор делают на меры так называемой «зеленой корзины». «Зеленая корзина» — это меры направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. «Зеленая корзина» не связывается обязательствами по сокращению. Характерно, что с 1995 затраты на «зеленую корзину» возросли в ЕЭС на 56%, в США — на 26%, в Австралии на 53%. В России же, наоборот, эти затраты сократились.
По идеальным расчетам, территория России способна прокормить не менее 500 млн человек, а сельхозпродукция может стать одной из основных статей российского экспорта. Но сегодня ситуация такова, что многие холдинги начинают подумывать над тем, как вернуть без потерь уже вложенные в агробизнес деньги. Компании считают основным препятствием для поставок за рубеж внутреннюю политику государства, которая не только не помогает экспорту, но даже ему препятствует ( эмбарго,завышенные железнодорожные тарифы, негармонизированные стандарты, отсутствие за рубежом наших сертификационных агентств, экпортные пошлины). Если так пойдет и дальше, то все здравомыслящие бизнесмены попросту «сделают ноги» и больше в село инвестировать уже никогда не будут.
По мнению большинства экспертов, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций в сектор. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.