Считаю законодательство субъектов РФ в части установления предельных размеров земельных участков сбалансированным и отражающим региональную специфику земельных отношений
15 March 2013, 09:00

Геннадий Горбунов
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

В преддверии III Международного Форума «Зерновой Юг», который состоится 21-22 марта 2013 года в Ростове-на-Дону, корреспондент IDK.Эксперт пообщался с Председателем Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадием Горбуновым на тему оборота земельных паев, поддержки сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей, подготовки кадров в аграрной области

— Геннадий Александрович, хотелось бы поговорить о Правилах оборота земельных паев. Как сельхозорганизациям защитить себя от возможных негативных последствий?

 

— Начну с того, что оборот земельных долей регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья 12 которого посвящена особенностям совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

 

Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

 

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

 

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

Если же участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

 

В части установления предельных (максимальных и минимальных) размеров выделяемых земельных участков законодательством субъектов Российской Федерации, отмеченный выше федеральный закон определяет один из основных принципов оборота земель сельхозназначения как установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.

 

Согласно статье 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены дополнительные гарантии осуществления сельскохозяйственной деятельности с учетом минимальных размеров земельных участков, определяемых региональным законодательством.

Так, не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для таких целей.

 

Требования о минимальных размерах земельных участков не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Такие требования не распространяются и на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

 

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

 

В целом же, считаю законодательство субъектов Российской Федерации в части установления предельных размеров земельных участков сбалансированным и отражающим региональную специфику земельных отношений.

 

— Какие формы поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях членства России в ВТО предусмотрены из федерального бюджета?

 

Федеральный бюджет предусматривает ассигнования на реализацию мероприятий по поддержке агропромышленного комплекса и его важнейшей составной части – сельского хозяйства, социального развития села, рыбохозяйственного комплекса. Перечислю наиболее значимые для нас направления: предусматривается возмещение части затрат на приобретение элитных семян, на закладку и уход за виноградниками, поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства, на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства и многое другое.

 

Также выделяются ассигнования на поддержку племенного животноводства, субсидии на 1 литр реализованного товарного молока, на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства, на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. Выделены ассигнования на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления, на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства. И по другим направлениям.

 

Предусмотрены также средства на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм, на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

 

Выделяются ассигнования на возмещение недополученных доходов от реализации сельхозтоваропроизводителям сельскохозяйственной техники, проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций, на обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий.

 

Предусматриваются бюджетные ассигнования на рыболовное хозяйство, на мероприятия в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов и прочие мероприятия, на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

 

В части новых направлений господдержки, которые вписываются в условия ВТО, можно отметить два, которые вводятся с 2013 года. Это так называемая несвязанная поддержка в области растениеводства, по которой выплаты будут осуществляться сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 гектар посевной площади. Правила предоставления указанных субсидий определены постановлением Правительства Российской Федерации № 1431 от 27 декабря 2012 года, а объем средств, предусмотренных на это направление на 2013 год, составляет 15,2 млрд. рублей. В качестве базы для распределения субсидий по субъектам Российской Федерации по данному направлению взяты показатели почвенного плодородия и интенсивности использования посевных площадей.

 

Кроме погектарной поддержки в 2013 году будут предоставляться средства на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370. Объемы бюджетных средств, предусмотренные на эти цели в федеральном бюджете на 2013 год, составляют 9,6 млрд. рублей. В качестве базы для распределения субсидий взяты объемы реализованного молока в субъектах Российской Федерации первого и высшего сорта.

 

— Геннадий Александрович, а каковы объемы государственной поддержки АПК в России?

 

— В целом на финансирование мероприятий Госпрограммы в 2013 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено 137 млрд. рублей, в том числе 16 млрд. рублей – на реализацию двух ФЦП: «Социальное развитие села» и «Сохранение и восстановление плодородия почв»; 4,7 млрд. рублей – на проведение закупочных и товарных интервенций; 1,4 млрд. рублей – на проведение противоэпизоотических мероприятий; 2,3 млрд. – субсидии производителям сельхозтехники. По межбюджетным трансфертам, направленным на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 году планируется направить 112 млрд. рублей, в том числе на поддержку растениеводства 41 млрд. рублей; на поддержку животноводства – 62,55 млрд. рублей; на поддержку малых форм хозяйствования – 8,6 млрд. рублей.

 

В связи с существенным ухудшением во втором полугодии 2012 года экономических условий производства продукции животноводства, из-за значительного удорожания кормов (до 30-40%), вследствие засухи и снижения цен (до 30%) на мясо свинины и птицы, а также для своевременного проведения сезонных полевых работ, Минсельхоз России считает необходимым дополнительно выделить на государственную поддержку сельского хозяйства в 2013 году средства федерального бюджета в объеме 42,175 млрд. рублей.

 

Указанный объем средств федерального бюджета предлагается направить по следующим видам субсидий:

— 15 млрд. рублей – на компенсацию удорожания кормов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— 10 млрд. рублей – на увеличение объема ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

— 12,175 млрд. рублей – на увеличение объема ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам в растениеводстве, в том числе по новым – 7,175 млрд. рублей, на погашение обязательств 2012 года – 5 млрд. рублей;

— 5 млрд. рублей – на увеличение объема ассигнований по возмещению части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам.

 

— Что, по-вашему, необходимо предпринять в ближайшей перспективе для поддержки и развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО?

 

— В результате низкого уровня государственной поддержки пока не удается сдержать деструктивные процессы, происходящие на сельских территориях России. Объем финансирования и удельный вес финансового обеспечения мероприятий устойчивого развития сельских территорий в общем объеме ресурсного обеспечения Государственной программы из федерального бюджета снизились в 3 раза, начиная с 2009 года.

Учитывая это, хотелось бы акцентировать внимание на наиболее значимых для поддержки и дальнейшего развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО мероприятиях (часть из них нашла отражение в проекте постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О мерах по развитию агропромышленного комплекса в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и участием в Таможенном союзе», принятом за основу 6 марта 2013 года по итогам «правительственного часа» на 330-м заседании Совета Федерации с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Федорова). А именно:

— разработать комплекс мер, направленных на реализацию положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года о полном обеспечении в ближайшие четыре – пять лет независимости страны по всем основным видам продовольствия, а также меры, направленные на адаптацию сельского хозяйства к условиям членства Российской Федерации в ВТО, сдерживание цен на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям для проведения сезонных сельскохозяйственных работ; обеспечить финансирование Государственной программы в объеме, предусмотренном ее паспортом;

— рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на государственную поддержку сельского хозяйства, доведения объема ее финансирования до уровня, предусмотренного условиями присоединения России к ВТО. При этом дополнительные ассигнования представляется целесообразным направить на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение кормов, возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам и по инвестиционным кредитам на техническую и технологическую модернизацию отрасли, оказание дополнительной несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в области растениеводства, в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур;

— осуществить дополнительные меры, направленные на совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение их финансовой устойчивости и предотвращение негативных последствий их банкротства;

— рассмотреть вопрос о пролонгации кредитов, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями, по которым предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов;

— ускорить разработку и утверждение федеральных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий

на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы», рассмотреть возможность увеличения прогнозных объемов их финансирования;

— разработать комплекс мер, направленных на создание условий для стимулирования спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, путем оказания продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, организации питания отдельных социальных и возрастных групп, а также на реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд;

— рассмотреть возможность подготовки предложений по выравниванию уровней мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, в государствах – участниках Таможенного союза в целях обеспечения равных конкурентных возможностей устойчивого развития сельского хозяйства;

— организовать мониторинг программ субсидирования основными торговыми партнерами Российской Федерации таких

товаров, как свинина, говядина, мясо птицы, свиньи живые, молочные продукты, а также осуществлять деятельность по выявлению возможного демпинга со стороны иностранных производителей при поставках таких товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;

— осуществить меры по совершенствованию ветеринарного, фито-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля, усилению таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территорию Российской Федерации;

— предусмотреть завершение в максимально короткие сроки подготовки и принятия технологических регламентов на основные виды продукции АПК;

— обеспечить целенаправленную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, владеющих знаниями о правилах ВТО, способных использовать их для защиты и адаптации предприятий АПК к новым условиям;

— следует вернуться к стимулированию процесса кооперации, причем не только среди малых форм хозяйствования, но и распространить ее на все сельскохозяйственное производство.

В части законодательного обеспечения большое значение придается принятию и реализации ряда федеральных законов, проекты которых находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Законопроектами вносятся изменения в части господдержки сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах; в части господдержки модернизации технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции (компенсация до 35% стоимости приобретаемой техники); в части особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций и др.

Также необходимо ускорить принятие следующих проектов федеральных законов: «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, гармонизацию российского законодательства в соответствии с требованиями международных организаций; «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» в части разграничения и уточнения полномочий Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области племенного животноводства; «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования в области семеноводства, а также согласовать вопрос о недопущении отмены категорий земель в части земель сельскохозяйственного назначения.

 

— Расскажите, пожалуйста, как идет работа по подготовке кадров в аграрной области в рамках вступления России в ВТО? Какие планы, прогнозы?

 

— Сторонники и противники присоединения нашей страны к ВТО едины во мнении, что отечественное сельское хозяйство сможет извлечь для себя выгоду только за счет повышения конкурентоспособности продукции АПК. Повысить конкурентоспособность российских производителей можно только на основе системной модернизации и инновационного развития всей отрасли. Ключевым условием для этого является подготовка квалифицированных аграрных кадров.

 

В настоящее время система аграрного образования России включает 59 вузов (26 университетов, 32 академии, 1 институт), расположенных в 51 субъекте Российской Федерации, и 25 учреждений дополнительного профессионального образования.

 

Более 87% от общего числа студентов обучается по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные – по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется по 122 специальностям и 70 направлениям бакалавриата и магистратуры.

По программам высшего профессионального образования (бакалавариат, специалист, магистратура) обучается 429,2 тыс. студентов (в т.ч. 197,8 тыс. очно), а также 9,5 тыс. аспирантов и докторантов.

 

Минсельхоз России ведет работу по оптимизации системы аграрного образования. Имеется опыт реорганизации вузов в форме объединения (Омский аграрный университет имени П.А.Столыпина, Саратовский аграрный университет имени Н.И.Вавилова). Кроме того, к аграрным вузам в течение последних 10 лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ.

 

В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Минобрнауки России провел мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования. К категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46% аграрных вузов. Выходом из сложившейся ситуации должны стать реформирование высшей аграрной школы и развитие государственно-частного партнерства, что соответствует мерам «зеленой» корзины ВТО.

 

В настоящее время Минсельхоз России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает предложения по оптимизации и реорганизации подведомственных образовательных учреждений и филиалов.

_____________________________________________________________________________________________

О том, что нас ждет в новом зерновом году,  Вы можете узнать на Международном форуме «Зерновой Юг»,  который состоится 21 — 22 марта 2013 г., в  Когресс — отель «Дон — Плаза», в Ростове — на Дону.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомится с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

 

Теги     АПК      ВТО      поддержка      прогнозы      Г.Горбунов   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Поставки ячменя из России в Китай выросли в 13,4 раза
"Агроэкспорт": поставки ячменя из РФ в КНР в январе-феврале выросли в 13,4 раза
Россия представила странам БРИКС предложение создать зерновую биржу
Россия представила партнерам по БРИКС инициативу по созданию зерновой торговой площадки объединения