Площадки для госзакупок не будут эффективны без прозрачности
14 April 2010, 19:29

Гавриленко Анатолий
президент Российского Биржевого Союза

На форуме ММВБ нам удалось побеседовать с главой Российского биржевого союза и группы компаний «Алор» Анатолием Гавриленко, который весьма остро выступил на пленарной дискуссии. В нашем разговоре Анатолий Григорьевич, коснулся развития биржевого и внебиржевого товарного рынка и не только…

— Анатолий Григорьевич, на форуме ММВБ был подробно обсужден вопрос –чувствуется ли выход из кризиса или мы ждем «вторую волну»? Какова Ваша оценка?

— Россия – такая страна, которая всегда выкарабкается, поэтому здесь у меня вопросов никаких нет. На данный момент и до 2012 года у нас достаточно устойчивая политическая система, у нас денег достаточно. Поэтому если мы говорим о краткосрочном периоде времени, никаких сомнений нет – мы выходим из кризиса.
Посмотрите, наши крупнейшие банки и компании получили помощь от государства, ни одна крупная компания, пожалуй, не пострадала. Конечно, сейчас всех беспокоит вопрос об иностранных инвестициях, но насколько это важно? Нам нужно больше внимания уделять своим инвесторам! Не надо забывать о том, что как только кризис грянул и у них в странах начались проблемы, они стали выводить деньги с нашего рынка. Они любят жаловаться на свои проблемы, в то время, как до кризиса 1998 года, скажем, они получали баснословные прибыли на ГКО.

— Помимо развития финансовой системы обсуждались инвестиции в реальный сектор экономики, в товарный сектор. Мы постоянно мониторим развитие товарных биржевых рынков, а именно: нефти и зерна. Как Вы оцениваете сейчас их развитие?

— Откровенно говоря, не очень хорошо. Я считаю, что главное, чего не хватает в России на сегодняшний день, это внятной концепции развития товарных рынков. Причем той концепции, которую поддерживало бы государство, которая была бы понятна участникам рынка, которая была бы создана с учетом имеющихся реалий. Вот если бы государство заинтересовалось построением такой концепции и приняло бы в этом участие, — это было бы оптимальным вариантом.
Я надеюсь, что есть все основания для появления этого рынка в ближайшем будущем. Потому что на сегодняшний день, к сожалению, мы наблюдаем не очень понятную роль государства.
С одной стороны, Вы слышали на форуме о необходимости консолидации биржевых структур, о котором говорят, о слиянии ММВБ и РТС. С другой стороны, государство создает свои биржевые площадки, как например, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, причем в форме закрытого акционерного общества, которое явно не предусматривает прозрачности всех процессов, которые там происходят.
С одной стороны говорится, что биржи – это правильно, с другой стороны какие-то отдельные площадки получают приоритетное право организовывать торговлю для государственных нужд. Однако мы видим, что прозрачность процессов управления у них «остается во вне». А без этого никакие электронные торги не могут быть эффективны, в том числе и в рамках государственных закупок. Это все вернется на старые позиции, могут быть те же злоупотребления.

— А каковы перспективы развития внебиржевого товарного рынка?
— Внебиржевой рынок тоже должен развиваться, и он будет развиваться. Например, Совет по развитию финансового рынка, он к чему тяготеет? К тому, чтобы было больше биржевых и внебиржевых торгов, больше процессов, прозрачных, понятных, внятных, контролируемых, как государством, так и самими участниками рынка.

— Сейчас на нефтяных биржах планируется запускать фьючерсы. Идут активные дискуссии по поводу особенностей торгов, нужно ли биржам одновременно развивать и фьючерсные торги, и продолжать заниматься спотовым рынком. Или это должно быть как-то разделено?
— Мне кажется, это очень сильно зависит именно от бизнес-модели каждой из площадок. На мой взгляд, возможна и та и другая модель. Это зависит от того, на работу в каких регионах она рассчитана, какие участники этим занимаются. Это конкретный бизнес-процесс, интересы конкретных акционеров и конкретного участника.

— И еще о реальной экономике. Чем сейчас биржевая деятельность может помочь предприятиям-потребителям – металлургам, энергетикам, сельскохозяйственникам? Как им застраховать риски?
— Конечно, биржи должны помочь им. Но эти реальные потребители очень плохо знают наш рынок, к сожалению. Поэтому наша общая задача – просвещать, нести эти знания в массы. Потому что только российский потребитель, российский инвестор может спасти наш рынок, может сделать нашу страну великой, счастливой и богатой.
Кстати, хочу напомнить, что мы с 15 по 22 апреля проводим Неделю финансовой грамотности в регионах России. Будут также проведены мероприятия в Москве и в Питере. Представители ФСФР России, ведущих бирж, а также компаний – профессиональных участников рынка посетят несколько городов, аудиторией мероприятия станут частные инвесторы, как уже работающие и опытные, так и потенциальные, школьники и студенты. В рамках Недели специальные мероприятия пройдут и для профессиональных участников рынка, эмитентов, представителей региональных властей.
— Спасибо.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Зимбабве собран рекордный урожай пшеницы
Зимбабве собрала рекордный урожай пшеницы - 563 961 тонну, что значительно превышает прошлогодний показатель в 467 000 тонн. Эта веха знаменует собой самый большой урожай пшеницы в стране с момента начала коммерческого выращивания пшеницы в 1966 году и обеспечивает самодостаточность уже третий год подряд.
Марокко стремится получить больше российской пшеницы
Марокканские пшеничные трейдеры FNCL и Российский союз зернотрейдеров (Русгрэйн) подписали соглашение о продвижении экспорта российского зерна в Марокко, поскольку североафриканское королевство стремится диверсифицировать поставщиков и создать стратегические запасы основных продуктов питания.