Павел Субботин: «Сельхозпроизводители стали дисциплинированнее»
05 March 2013, 20:00

Павел Субботин
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

21-22 марта 2013 года в Ростове-на-Дону в Конгресс-отеле «Дон — Плаза» состоится III Международный Форум «Зерновой Юг». В преддверии форума заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Павел Субботин рассказал о последних изменениях антимонопольного законодательства, снижении количества нарушений в АПК и актуальных проблемах аграрного сектора.

— 21-22 марта в Ростове-на-Дону пройдет Международный Форум «Зерновой Юг». Какие актуальные вопросы должны быть затронуты на форуме по-вашему мнению? Какие бы темы вы предложили?

 

— В 2012 и начале 2013 года мы наблюдали резкое колебание цен на сельскохозяйственную продукцию, поэтому я считаю обязательным обсуждение на форуме тем, связанных с совершенствованием механизма государственных закупочных и товарных интервенций, которые проводятся в целях обеспечения баланса интересов сельскохозяйственных производителей и потребителей зерна.

 

Кроме того, для нас очень важно обсуждение темы развития биржевой торговли в России. О биржевой торговле сельскохозяйственной продукцией и, в частности, о биржевой торговле зерном, в нашей стране говорят на протяжении последних 20 лет, однако сказать, что решение вопроса возможно в ближайший год нельзя даже с учетом последних изменений в Гражданском Кодексе. Тема биржевой торговли зерном постоянно наталкивается на препятствия. Это и объективные причины, например, устоявшиеся хозяйственные связи продавца и покупателя. Но существуют и субъективные причины и, на наш взгляд, их чрезвычайно много и они несут очень большие риски: это «серый» сектор взаимоотношений между хозсубъектами, «серые» продажи, «серое» формирования цены на сельскохозяйственную продукцию.

 

Но самое главное — это проблемы, связанные с государственной поддержкой сельскохозяйственной отрасли и смежных отраслей. Государство серьезные средства тратит на то, чтобы развивалось сельскохозяйственное производство, росла производительность труда на селе, на то, чтобы было больше отечественного зерна, мяса, молока. Но как это делается? Например, цена на ГСМ для сельскохозяйственных производителей в 2011-2012 годах была на уровне 20% рыночной оптовой цены. Чтобы добиться этого государством потрачены миллиарды рублей. Когда принимались эти решения, ФАС России говорила о том, что эти меры могут оказаться неэффективными.

 

Ведь предоставление такой скидки серьезным образом ущемляет интересы производителей ГСМ и создает для них дополнительную нагрузку. Мы полагали, что нет гарантии того, что такие льготы идут на пользу производителям и будут способствовать росту объема и качества отечественной сельскохозяйственной продукции. И мы неоднократно предлагали, чтобы субсидии и компенсации, которые предоставляет государство, увязывались с объемами производства и качеством производимой продукции. Чтобы мы доплачивали за конкретные произведенные килограммы и литры. В этом случае на наш взгляд эффективность использования субсидий была бы выше. В соответствии с требованиями ВТО у нас есть возможность увеличить помощь сельскохозяйственным производителям. Важно выработать правильные механизмы того, как эту помощь реализовать. Опять же один из путей — это реализация сельскохозяйственной продукции только через биржу и обязательная регистрация всех внебиржевых контрактов. Оценивая объемы продаж, можно будет говорить и об объемах субсидирования производителей, которые отдали тонны продукции, как раньше говорилось, «в закрома Родины». Также точно и по всем иным позициям, вплоть до финансовой помощи при страховании и субсидировании ставок по кредитам.

 

— Что вы ожидаете от форума? Какие на ваш взгляд деловые решения должны быть приняты на этом форуме?

 

— Мы считаем обязательным рассмотрение вопросов развития инфраструктуры зернового рынка и сопутствующих проблем. Необходимо понять, насколько интенсивны процессы, связанные с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы. Их интенсивность сегодня измеряется значительно меньшими величинами, чем это было три-четыре года назад. Но не говорить об инфраструктуре рынка нельзя, потому что она во многом определяет наши возможности экспортных поставок зерна, наши возможности распределения зерна по всей территории России.

 

В повестке дня должны быть вопросы, связанные с государственным регулированием зернового рынка в целом, таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права. Вопросы совершенствования этих направлений должны быть рассмотрены на примере юга России. Не должны в стороне остаться вопросы финансового обеспечения сельскохозяйственных производителей, в частности, страхования. Нельзя оставить без внимания вопросы технического обеспечения, в том числе, производства и реализации сельскохозяйственной техники. Мы надеемся услышать на форуме мнение хозсубъектов, которые занимаются лизингом и обеспечением в период посевной и сбора урожая, узнать о наболевших для них проблемах и принять правильные управленческие решения.

 

— Насколько возрос объем работы антимонопольной службы по Ростовской области, способствующей развитию конкурентной среды на агропромышленном рынке? Много ли выявляется нарушений в аграрном секторе ежегодно и с чем в основном они связаны?

 

— В целом, если говорить об объеме работы, связанном с агропромышленным комплексом, то по количеству дел, рассматриваемых ФАС России в рамках работы различных комиссий, и дел, рассматриваемых в рамках административного производства, можно сделать вывод, что в последние два года их количество неуклонно снижалось.

На наш взгляд это говорит о большей дисциплинированности и ответственности сельскохозяйственных производителей, органов власти.

 

Практически исчезли с повестки дня дела, связанные с дискриминацией органами власти тех или иных хозяйствующих субъектов, либо предоставлению незаконных преференций. Также почти исчезли с повестки дня дела в отношении принятых органами власти незаконных решений, запрещающих вывоз, ввоз и реализацию товара и так далее. За последний год в ФАС России не поступило ни одного заявления по этому вопросу, и не было создано ни одной комиссии для рассмотрения подобных дел. В тоже время мы продолжаем постоянное наблюдение за рынком и на это расходуются немалые силы — ведется постоянный ценовой мониторинг не только по зерну, но и по основным группам социально-значимых товаров.

 

— Какие были внесены последние изменения, расширившие перечень штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства?

 

— Напротив, последние изменения касались либерализации антимонопольного законодательства и снижения штрафных санкций. Остались оборотные штрафы, и были введены новые нормы, например, дисквалификация участников рынка за неоднократные административных правонарушения. Но увеличения штрафных санкций в связи с принятием третьего антимонопольного пакета нет, и в предстоящий период не предвидится.

_____________________________________________________________________________________________

О том, что нас ждет в новом зерновом году,  Вы можете узнать на Международном форуме «Зерновой Юг»,  который состоится 21 — 22 марта 2013 г., в  Когресс — отель «Дон — Плаза», в Ростове — на Дону.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомится с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Минсельхоз оценил ситуацию с приобретением техники российскими аграриями
Объемы приобретения российскими аграриями сельхозтехники сейчас ниже, чем в прошлом году, но не критично, ситуация выравнивается, сообщил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов.
Италия может приступить к использованию генной инженерии
Парламентарии Италии обсудили исключение методов генетической модификации сельскохозяйственных культур из-под действия существующего законодательства, ограничивающего его использование и запрещающего предоставление государственной поддержки применяющим его агропромышленным компаниями.