О ведении зернового бизнеса
01 September 2016, 12:10

Ширин Владимир
Коммерческий директор компании «Мирогрупп Ресурсы»

Для многих сельхозпроизводителей один из важнейших факторов ведения зернового бизнеса — возможность быстро и за оптимальную цену продать свой товар. Сегодня на рынке существует множество компаний, готовых купить зерно, но среди них важно выбрать надежного и порядочного партнера, который обеспечит прозрачность сделки и своевременность оплаты.

Коммерческий директор компании «Мирогрупп Ресурсы» Владимир Ширин более 15 лет работает в зерновом бизнесе. Он с удовольствием поделился с «Журналом Агробизнес» своим мнением о развитии и проблемах рынка зерна, а также рассказал об основных принципах работы компании с сельхозпроизводителями.

— Как складывается ситуация на зерновом рынке страны?

— Сегодня российский рынок зерна стал достаточно сложным и высокорискованным, причем настолько, что многие компании задаются вопросом, стоит ли вообще заниматься экспортом отечественного зерна. Например, более пяти крупных экспортных предприятий с начала этого года вообще прекратили закупки, поскольку существующие риски стали для них несоизмеримыми. Однако наша компания понимает всю ответственность перед работниками, партнерами и государством, поэтому мы продолжаем и наращиваем сотрудничество с сельхозпроизводителями из разных регионов России.

— В чем же причины сложившейся ситуации? Каким рискам сегодня подвергаются компании?

— Сегодня на плечи экспортеров легли три главных проблемы. Первая и основная — возмещение НДС. Отказы в его возврате могут быть губительными для любого уровня компании. Сейчас государство в лице налоговых органов перекладывает ряд обязанностей и ответственность за «чистоту» контрагентов на экспортеров, что существенно осложняет партнерскую работу. Наша компания выступила организатором встречи служб безопасности экспортеров Юга, целью которой стала выработка адаптивного похода к выявлению неблагонадежных поставщиков. Компании сегодня вынуждены самостоятельно проверять своих контрагентов на соответствие нормированному списку документов, которому нет конца. Увеличивать свои службы безопасности для более детальной проверки, приобретать системы аудио- и видеонаблюдения, фотографировать все процессы, предшествующие сделке, чтобы в случае отказа возврата НДС доказательства порядочности контрагента были неоспоримы. И, к сожалению, все эти меры не всегда на 100 процентов действенны и могут дать гарантию, что возврат налога состоится. Из-за такого дисбаланса введения налогового режима существует возможность злоупотребления ситуацией со стороны контролирующих органов. Экспортеры всерьез обеспокоены этим фактором.

Наша компания готова покупать зерно у хозяйств, работающих без НДС, но этот налог за сельхозпроизводителя мы платим сами, он составляет разницу от цены рынка в сумме НДС. Вообще, переход на систему работы с этим налогом дает множество плюсов предприятию. Например, можно заключать с компанией форвардные и фьючерсные контракты с поставками товара через полгода, то есть еще на стадии посева выгодно продать будущий урожай. Считаю, что необходимо со следующего сезона сформировать ситуацию, при которой будет создана зона профита экспортера выше НДС.

Вторая проблема — риски, связанные с логистическими цепочками, и тарифы на железнодорожные перевозки, которые за последнее время значительно возросли. Если раньше экспортеры могли самостоятельно закупать зерно в Центральном ФО, в Сибири, на Алтае и по железной дороге доставлять его в южные порты, то сегодня из-за тарифов подобные сделки уже не рентабельны для многих компаний. Соответственно, эти трудности ложатся на плечи государства в виде интервенционных закупок. Третья проблема связана с экономической ситуацией в стране и мире в целом. Компаниям приходится тратить большие денежные суммы на таможенные депозиты и их обслуживание, а также на введенную в прошлом году экспортную пошлину. На ведение бизнеса сильно влияют колебания валютного курса, поскольку даже незначительная разница в цене доллара может означать существенные потери.

— Сельхозпроизводитель решил, например, часть своей продукции поставлять на экспорт. Каковы его действия на начальном этапе?

— Необходимо определиться, какая стоимость устроила бы сельхозпроизводителя. Сегодня цены экспортных компаний находятся в открытом доступе. Любой может зайти на сайт компании, посмотреть их, связаться со специалистами, которые ответят на все вопросы, и определиться, насколько цены для него приемлемы. Сегодня экспортер — надежный партнер, который всегда поможет в финансовом или аналитическом плане и подскажет, где и как лучше реализовать продукт. Наша компания зашла в этот бизнес не на один день, мы стараемся дать совет поставщикам, какую культуру и какого качества лучше выращивать, в какой период времени ее лучше реализовывать, чтобы больше заработать, то есть направляем в ту или иную группу товаров, на которую есть высокий спрос. Нам интересно, чтобы крестьянские хозяйства развивались вместе с нами. «Мирогрупп Ресурсы» не замыкается только на экспорте пшеницы, ячменя и кукурузы — мы занимаемся отгрузками кормовых продуктов: шротов, жомов, кориандра, гороха, льна, нута, рыжика. Формируем крупные партии зерна, причем покупаем его не только в порту, но и на линейных элеваторах юга России, центральной части страны, Сибири. Мы хорошо понимаем жизнь и сложности наших контрагентов. Участвуем в различных тематических съездах и конференциях, расширяя географию своего присутствия.

— Какой минимальный объем закупается у сельхозпроизводителей?

— Поставка начинается от 100 т. Если у агрария нет такого количества зерна, то имеет смысл объединить с соседними предприятиями небольшие партии товара в более крупную, которую уже можно будет продать экспортеру.

— Если качество производимого зерна не дотягивает до необходимого, но производитель хочет сотрудничать с вашей компанией, как ему быть?

— Мы всегда говорим, какое есть качество — такое и оставьте, не портите его. Уже прошли те времена, когда сельхозпроизводитель, вырастив пятый класс пшеницы, пытался докупить третий и четвертый классы и подготовить экспортную партию. «Мирогрупп Ресурсы» — открытая компания, которая всегда готова помочь сельхозпроизводителям. Один из механизмов поддержки — закупка и поставка аграриям элитных и высококлассных зарубежных семян, хотя это не наш основной бизнес. Мы всегда стараемся помочь своим партнерам, в том числе в финансировании новых проектов.

— Каковы ваши прогнозы по ценам на новый урожай?

— Сейчас активно заключаются фьючерсные контракты по стоимости 175–178 долларов за тонну пшеницы. В этом году все ожидают рекордный урожай зерновых. Однако прогнозировать цены на лето и осень пока сложно — они будут зависеть от многих факторов: наличия засухи, темпов проведения уборки и других.

— По вашему мнению, от чего сегодня зависит успех работы зерновых трейдеров?

— Человеческий капитал нашей компании — именно тот фактор, который дает предприятию положительные результаты. Наша команда позволяет сегодня оперативно принимать решения, вести грамотные диалоги с сельхозпроизводителями и покупателями зерна. Только слаженные действия всего коллектива позволяют предприятию входить в десятку лучших экспортных компаний юга России, занимать первое место по экспорту кукурузы в РФ и развиваться дальше. Только надежные и доверительные отношения с партнерами, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, характеризуют нашу компанию как надежного партнера.

Источник: agbz.ru

Теги     зерно      Россия      бизнес   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Доллар взлетел, а рынок акций США снизился после решения ФРС по ставкам
ФРС снизила ставку по федеральным фондам на 25 б.п. до 4,25–4,50%, как и ожидалось.
РФ и UNCTAD работают над преодолением затруднений в сфере банковских расчетов
Обе стороны подтверждают важность продолжения усилий по нормализации доступа российской сельхозпродукции на мировые рынки, осложненного ввиду незаконных односторонних западных санкций, говорится в сообщении МИД РФ