О судьбе Мариупольского порта пшенице и её экспорте
02 October 2014, 09:18
Глава администрации морпортов Украины Андрей Амелин о рекордном урожае пшеницы, росте экспорта через порты и судьбе Мариупольского порта. Госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ) создали в июне прошлого года. Это один из этапов стартовавшей портовой реформы.
АМПУ позволила государству разграничить административные и хозяйственные функции в портах. Сегодня это ведомство решает, как тратить портовые сборы, допускает компании к припортовой инфраструктуре и привлекает инвестиции, а перевалкой грузов на причалах в портах занимается государственная стивидорная компания.
С апреля 2014 года АМПУ возглавляет Андрей Амелин, до этого руководивший одесской экспедиторской компанией Карготранс. В интервью ЛІГАБізнесІнформ председатель АМПУ рассказал, за счет чего удается наращивать перевалку грузов в портах, что случилось с крымской портовой инфраструктурой и куда движется портовая отрасль при новой власти.
— Последние месяцы морские порты демонстрируют рост грузопереработки, сопоставимый с лучшими временами 2007-2008 годов. За счет чего?
— Причины роста грузопереработки заключаются в сроках завершения контрактного года. Экспортеры стараются максимально избежать штрафных санкций за выполнение контрактов и увеличивают динамику экспорта продукции.
— По каким позициям наибольший рост?
— В перевалке зерновых грузов, металла и угля. Закончившийся 1 июля 2013/2014 маркетинговый год я бы назвал самым сложным для аграриев за всю историю независимой Украины. Однако, несмотря на все сложности, как климатические, так и социально-политические, им удалось провести посевную кампанию и вывезти за рубеж рекордное количество зерна.
— Сколько?
— По итогам 2013/2014 маркетингового года Украина экспортировала около 33 млн тонн зерновых — это абсолютный рекорд. Переработка зерновых в портах за восемь месяцев увеличилась на 77%. Показатели экспорта зерна под стать урожаю — рекордные. С начала года экспорт зерна в морских портах Украины увеличился на 77% в сравнении с прошлым годом.
— На какие рынки сбыта идет зерно?
— К традиционным — Европа, Северная Африка, Ближний Восток — в этом сезоне добавился Китай, который еще два года назад был закрыт для продукции из Украины. Пятая часть общего объема, поставленного на внешние рынки украинского зерна, была отправлена в страны Азии.
Если говорить о перевалке металла, мы наблюдаем увеличение переработки в морских портах на 15% относительно прошлого года. Экспорт увеличился на 18%.
— Чем это объясняется? Порты взяли на себя часть грузооборота ж/д?
— Это больше связано с улучшением экономической ситуации в США и странах ЕС. Мы прогнозируем дальнейшее увеличение мирового потребления стали в 2014 году ориентировочно на 3% по сравнению с 2013-м. Более того, девальвация гривни сделала нашу продукцию более выгодной для импорта.
За первые шесть месяцев 2014-го рост обработки угля достиг 14%. Самым ощутимым было увеличение по экспортному углю, которое составило 28%. Существенное влияние на увеличение его экспорта оказал энергетический холдинг ДТЭК. В 2014 году компания вышла на несколько новых направлений: поставляла уголь в Бразилию, Марокко, Великобританию.
Мариупольский плацдарм
— Можете рассказать подробнее о ситуации в Мариупольском порту?
— Многие металлургические предприятия, угольные шахты и глиняные карьеры в Донецкой и Луганской областях приостановили работу. К тому же серьезным разрушениям подверглась ж/д инфраструктура Донбасса. В результате грузопоток в направлении Мариупольского порта в сентябре существенно снизился. Предприятие было вынуждено перейти на сокращенную четырехдневную рабочую неделю.
Сейчас основным экспортным грузом является металлопродукция мариупольских меткомбинатов имени Ильича (ММКИ) и Азовсталь, а также чугун ММКИ и Донецкстали. Частично компенсируют ситуацию с ушедшими грузами железорудное сырье и коксующийся уголь, которые каботажными судами доставляются в Мариупольский порт из Одессы, Южного, Бердянска и Николаева для обеспечения бесперебойной работы местных металлургических комбинатов.
— Расскажите о результатах внедрения программы каботажного плавания.
— С начала действия программы в Мариупольский порт доставлено более 50 тыс. тонн грузов посредством каботажных перевозок.
— Если порт попадет под контроль боевиков, насколько болезненно это будет для экономики?
— Мы не рассматриваем такую перспективу и надеемся на скорейшее мирное разрешение ситуации.
— Какое количество перевалки грузов Украина потеряла с аннексией Крыма?
— Незначительную часть грузопотоков. В основном речь идет о перевалке серы. В значительной степени пострадало направление круизного туризма.
— Континентальные порты справляются с возросшей нагрузкой?
— Полностью.
— Что сегодня происходит с украинскими компаниями и портами, которые остались в Крыму? К примеру, компания Авлита работает?
— Об этом лучше спрашивать руководство компании.
— Как европейские санкции сказались на работе портов в Крыму?
— Морские порты АРК закрыты приказом Министерства инфраструктуры от 16 июня 2014 года. О влиянии санкций мне судить сложно.
Радужное будущее
— Феодосийская нефтебаза национализирована и попала под санкции. Через нее шли на экспорт нефтепродукты Лукойла, Роснефти и других компаний. Есть ли спрос от российских компаний на перевалку через порты Украины?
— Отвечу так: вопрос мотивации российских компаний в осуществлении нефтеперевалки через морские порты Украины находится в политической плоскости.
— Какие проекты каких компаний будут реализованы в этом и следующем годах в морских портах?
— На стадии согласования откорректированный план развития Ильичевского морского порта с учетом уже реализуемых проектов компаний Рисоил, Кернел, Ильичевский зерновой порт. В Одесском порту реализуются инвестпроекты Бруклин-Киев и строительство нового контейнерного терминала на Карантинном молу совместно с ГПК-Украина. В порту Южный заявлены к реализации проекты Укрлендфарминг, Ол Сидз, Мрия и холдинга Портинвест. Есть ряд проектов на ранних стадиях реализации в портах Николаев, Рени и других. Также после окончания эксплуатационного дноуглубления в Скадовском морском порту возможна реализация в этой гавани инвестпроектов совместно с паромными операторами.
— Как вы считаете, концессия — это перспективный формат для развития портов? Какие концессионные проекты на очереди и в каких портах они будут реализованы? В какие сроки? Каковы инвестиции?
— Безусловно, это перспективный формат. Первый такой проект планируется начать в морском порту Южный. Сейчас Мининфраструктуры согласовывает условия концессионного конкурса, который должен состояться до конца текущего года.
— Как будет развиваться припортовая ж/д инфраструктура, которая сегодня ограничивает мощности портов?
— Пропускной способности железной дороги действительно не хватает. Однако если в морских портах существует целый ряд различных вариантов инвестиционного сотрудничества, то в Укрзализныце практика государственно-частного партнерства не отработана.
— Какие объемы перевалки вы прогнозируете до конца года?
— Могу сказать, что уровень перевалки будет выше прошлогоднего. Думаем, что текущая динамика перевалки сохранится до конца года.
— Какие тенденции в портовой отрасли выкристаллизовались в этом году?
— Ключевой тенденцией я бы назвал начало дноуглубительных работ в портах Скадовска, Бердянска, Белгород-Днестровского. В том числе создание самой глубоководной акватории Черного моря в морском порту Южный. До конца года АМПУ планирует начать дноуглубительные работы в восьми морских гаванях. Это позволит обслуживать суда большей грузовместимости.
— Какие первоочередные задачи стоят перед вами?
— На ближайшее время одна из главных задач — упрощение процедур оформления грузов в портах. Для этого планируется внедрение информационной системы портового сообщества в морских портах. О проведении дноуглубительных работ в восьми морских портах я уже упоминал. В целом это усилит конкурентоспособность украинских морских портов.
Ваш комментарий
|
|