«Зерновая Сибирь»: О перспективах поставок зерна из Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
02 November 2011, 14:19

Захаров Павел
Заместитель руководителя Сибирского территориального управления федерального агентства железнодорожного транспорта.

Захаров Павел Вадимович – к.э.н., заместитель руководителя Сибирского территориального управления федерального агентства железнодорожного транспорта, руководитель рабочей группы «Транспортно-логистические проблемы» при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе, рассказал порталу IDK.ru о перспективах поставок сельхозтовара из Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Павел Вадимович, каковы транспортные особенности сибирского региона?


«Географическое положение Сибири уникально» — это неоднократно подчёркивал в своих выступлениях полномочный представитель Президента Российской федерации в Сибирском федеральном округе (далее-СФО) Толоконский В.А.. СФО занимает 30% территории России. На территории СФО находятся четыре Управления железных дорог – филиалов ОАО «РЖД». Это Западно-Сибирская ЖД (Управление в г.Новосибирске), Красноярская ЖД (г.Красноярск), Восточно-Сибирская ЖД (г.Иркутск), Забайкальская ЖД (г.Чита). На территории Сибири помимо прохождения Транссибирской магистрали начинает свой путь Байкало-Амурская магистраль (ст. Тайшет ВСЖД). Потенциал Сибири огромен.


Расскажите о деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта?


Федеральное агентство железнодорожного транспорта является учредителем университетских комплексов железнодорожного транспорта. На территории Сибири располагаются 3 мощнейших железнодорожных университета, это Омский, Новосибирский и Иркутский государственные университеты железнодорожного транспорта, которые имеют филиалы в 14 городах Сибири и один в Монголии. На базе специализированных лабораторий этих университетов можно просчитать логистику сельскохозяйственного товара, что называется «от двери до двери», в т.ч. и на экспорт. Как пример:   лабораторией ДЦГР (дорожный центр грузовой работы)  СГУПС разработана уникальная (нестандартная) схема погрузки зерна навалом в большие мешки в 20-футовые контейнеры для отправки зерна на экспорт, что позволяет минимизировать транспортные расходы и сохранить качество товара на всём пути следования.

 

В чем уникальность географического положения Сибири с точки зрения перевозки зерна?

 

С точки зрения транспортной железнодорожной составляющей в цене товара, отправляемого на экспорт географическое положение Сибири уникально в том, что Сибирь является центром России. И расстояния как до Южных и Северо-Западных портов так и до Восточных портов примерно одинаковы. Для примера: от ст. Новосибирск-Восточный ЗСЖД до порта Владивосток 5951 км., до Санкт-Петербурга-Балтийский (от Новосибирск-Восточный) 3632 км., до порта Новороссийск 4117 км., до ст. Забайкальск Забайкальской ЖД 3318 км.-погранпереход с Китаем (колея 1435). Наушки ВСЖД 2556 км. (граница с Монголией). Наши расстояния по Европейским меркам огромны. Таким образом, своевременным, реальным подспорьем сельхозпроизводителю, является  Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 6 октября 2011 г. N 235-т/9 г. Москва «Об установлении льготных исключительных тарифов на перевозки зерна, продукции мукомольно-крупяной промышленности, сои и соевого шрота железнодорожным транспортом».

 

В чем заключается причина логистических, транспортных проблем, возникающих у участников зернового рынка в данном регионе и каковы пути оптимизации данных проблем, на Ваш взгляд?

 

Учитывая то, что порт Новороссийск перегружен и потребности в зерне южных и западных соседей России закрывают своими поставками наши южные регионы и, учитывая то, что  китайская экономика является одним из локомотивов мировой экономики встаёт вопрос «А на какие рынки нам ориентироваться?».


Приведу некоторые цифры:

В 2010 г. общий объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем составил 63,8 млн. тонн, что на 37% больше общего объема перевозок в российско-китайском сообщении в 2009 г.. За 5 месяцев 2011 г. объем перевозок грузов между Россией и Китаем составил 27,9 млн. тонн, что на 14% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. В 2010 г. по российским и китайским железным дорогам перевезено 221,716 тыс. крупнотоннажных контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), что на 37 % больше, чем за 2009 г. Объемы перевозок крупнотоннажных контейнеров между Россией и Китаем за 5 месяцев 2011 г. составили 127,323 тыс. крупнотоннажных контейнеров в ДФЭ, что на 81% больше чем за аналогичный период 2010 г. Из этого примера видно, что объём железнодорожных перевозок между Россией и Китаем бурно растёт, а перспективным представляется рынок Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


Это небольшая часть той информации, которая будет озвучена на IV международной конференции «Зерновая Сибирь». Будут затронуты проблемы перевозки (логистика) сельхозпродуктов из Сибири в страны АТР, а так же пути минимизации транспортных расходов. Рассмотрим альтернативные виды перевозок, возможность использования железнодорожных погранпереходов с Китаем и Монголией.


Что бы Вы хотели пожелать участникам Международной конференции «Зерновая Сибирь»?


Участникам конференции хочу пожелать плодотворной работы и конструктивных решений.


Спасибо за интервью!

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Генпрокуратура подала иск об изъятии акций компании «Макфа»
Генпрокуратура РФ намерена добиться обращения в доход государства акций «Макфы»
ЕС ожидает падения производства мягкой пшеницы до четырехлетнего минимума в 2024/25 году
Европейская комиссия прогнозирует, что основной урожай пшеницы в Европейском Союзе упадет до четырехлетнего минимума в 2024/25 году из-за сокращения посевных площадей.