О глобальном потеплении, уменьшении ледников и о том, почему в России нужно быть готовым ко всему
22 October 2015, 09:06
О том, будут ли расти на березах бананы, грозит ли нам нашествие колорадского жука и других последствиях глобального изменения климата, рассказал корреспондентам Академ ТВ заслуженный метеоролог России, пресс-секретарь Новосибирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ренад Ягудин.
— Ренад Азальевич, как и на чем строится работа специалистов, составляющих прогноз погоды, т. е. синоптиков?
— «Синоптикос» – слово греческое, означает «обозревающий все вместе». В основе синоптического прогноза – анализ карт погоды, которые строятся каждые три часа. Свежий пасьянс карт сразу попадает на стол синоптиков. Они их анализируют, выделяют зоны низкого и высокого атмосферного давления, атмосферных фронтов, а также связанные с этими объектами системы погоды (зоны осадков, тепла и холода, безосадочные зоны). После этого уже можно составить прогноз на требуемый срок. Казалось бы, все просто, но на самом деле есть нюансы.
— Какие?
— Дело в том, что процессы не линейны: они могут идти с ускорением, замедлением, бывают процессы волнообразования. Чтобы их улавливать, ученые разных стран, в том числе и российские, разработали мощные математические модели прогнозирования. Чаще всего используются прогнозы Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды в Англии.
Существует еще масса методов прогнозирования, разработанных в нашем сибирском гидрометинституте. И вот синоптик, используя весь этот обширный материал, препарируя и анализируя данные, составляет тот оперативный прогноз погоды, который доводится до СМИ и населения.
— В научной системе прогнозирования погоды есть место для народных примет?
— Человечество уже давно ушло от примет. Но они могут пригодиться, если вы находитесь в глухом месте, далеко за городом, где нет никакой связи и интернета. Например, если солнце садится в ясное небо, и наблюдаем красивый закат, можно предположить, что завтра будет хорошая погода. Если дым поднимается вертикально вверх, то это к устойчивой, ясной и солнечной погоде. Долгосрочные народные приметы, как показали проверки многих научно-исследовательских институтов гидрометслужбы, к сожалению, не работают. К примеру, «на Самсона дождь, семь недель тож» – не оправдывает себя. Были годы, когда и на Покров день не было снега вообще, скажем, в 1971 году. Тогда еще месяца полтора после праздника стояла нормальная осенняя погода.
— Вы сами народными приметами пользуетесь?
— Нет, 100% надежных примет о погоде не существует. Это иллюзия. Вот есть высокая вероятность, что в Западной Сибири в сентябре будут периоды сухой погоды (бабье лето). Но последние годы мы таких периодов практически не имеем. В этом году, в первой декаде сентября, были отдельные дни бабьего лета. Аналогично и с крещенскими морозами. Прошлой зимой аномально теплая погода была и в Крещение, и в Рождество.
— Пока продолжается борьба осени и предзимья, многих интересует вопрос: когда уже ляжет снег?
— Вопрос непростой. Снежный покров, который ложился не так давно, оказался временным. И мы не видим в третьей декаде октября признаков, что он может лечь постоянно. По многолетним наблюдениям, у нас постоянный устойчивый покров ложится в первой декаде ноября. В это же время среднесуточная температура опускается ниже -5 градусов. Для климатологов это означает начало зимы. По тому сценарию, который составлен сейчас специалистами, в первой половине ноября погода ожидается неустойчивой, с оттепелями и волнами холода в конце второй и третьей декады месяца. Морозы могут достигать -15 … -20 градусов, по северу – до -25 … -30.
— Что происходит сегодня с климатом в глобальном смысле? Сейчас много споров по этому поводу.
— Я не занимаюсь моделированием климата, могу лишь озвучить версии, которые излагают ученые. Раньше считалось, что климат более или менее постоянен. События последних лет показали, что мы испытываем глобальное и региональное потепление климата. Этой проблеме посвящена масса международных мероприятий, конференций и семинаров. Возникла версия, что в потеплении виновато человечество, антропогенный фактор. За последние 100 лет температура среднеглобальной атмосферы земного шара стала выше на 0,75 градуса. Максимум глобальной температуры отмечался в 1998 году, с тех пор нового рекорда не было. По России потепление более интенсивное – до 1,3 градуса. Максимум у нас был в 2007 году. По Западной Сибири еще более высокие цифры: потепление до полутора градусов за 100 лет.
— Что официально считается главным фактором потепления?
— Господствующая точка зрения, что виновно все-таки человечество. Парниковые газы, углекислый газ, промышленность, сельское хозяйство. Однако не правильно думать, что каждый год у нас теплее предыдущего. Мы живем в условиях так называемой непрерывной «пилы»: всплеск тепла (два года потепления), затем год похолодания и т. д. Это происходит и в Западной Сибири. Более глубокие исследования, которые провели наши климатологи, показали, что рост глобальной температуры есть, но не во все сезоны. Весной и осенью можно говорить о потеплении, а вот в зимние сезоны, наоборот, следует говорить об обратной тенденции. Это подтверждают и климатологи европейской России. Летние температуры тоже потеряли тренд на потепление.
— Какой год был самым холодным в нашем столетии?
— 2010 год: среднегодовая температура была -0,3 градуса. А норма среднегодовой температуры у нас 1,3 градуса со знаком плюс. Реальная годовая температура колеблется около этих величин.
— С какими факторами еще связывают ученые изменение климата?
— Например, с нарастанием частоты опасных природных явлений погоды – ураганов, наводнений, штормов. Их частота за последние 30 лет по всему земному шару возросла вдвое, по России – в 1,5 раза. Таковы данные Всемирной метеорологической организации. По территории нашего управления точных цифр нет, но есть сильные межгодовые колебания. Так, в 2014 году опасных явлений было примерно на 50% больше, чем в 2013-ом. Вспомним элементарный курс школьной физики: с повышением температуры возрастает кинетическая энергия системы. Нарастает энергия – растет и вероятность опасных явлений.
— Можно ли к признакам глобального потепления отнести погодные рекорды, о которых очень часто мы слышим последнее время?
— Отчасти, поскольку сценарии изменения климата достаточно неопределенны. Так, в сентябре наблюдались значительные аномальные рекорды – температура в первой половине месяца была на 1,3 градуса выше нормы, а во второй – значения были намного ниже. В октябре сложилась похожая ситуация: аномально теплая погода – на 2,5 градуса выше нормы. По Алтаю также температура повышалась: побиты рекорды почти на 4 градуса.
— Какие еще мнения существуют относительно изменения климата?
— Кроме официальной точки зрения, существует и альтернативная. Ученых, ее придерживающихся, меньшинство, но они существуют. По их мнению, влияние антропогенных факторов не доказано. Вспомним, что в X–XI веках климат был теплее на 3–5 градусов, но никакого антропогена не было. И викинги плавали до Америки, и Гренландия была зеленой страной, а в XVII веке замерзали Черное и Северное море. То есть были естественные колебания климата, не обязательно связанные с человеческой деятельностью. Кроме того, если взять весь парниковый эффект (а глобальный оценивается в 35 градусов), т. е. если бы не было атмосферы, то температура нашей планеты была бы на 35 градусов ниже. Из этих 35 градусов только семь, или 20%, отнесено к роли углекислого газа. Зато 20 градусов связаны с водяным паром, динамика которого не описывается никакими математическими моделями. Поэтому даже если мы примем все меры по уменьшению углекислого газа, эффект будет ничтожен. Вот такой еще приводится учеными аргумент. В истории человечества часто было, что не углекислый газ вызывал повышение глобальной температуры, а наоборот, температура повышалась раньше, чем концентрация углекислого газа. Есть еще масса других возражений, но повторюсь, веские аргументы против антропогенной теории климата существуют.
— Давайте погорим о последствиях изменения климата!
— Ну, допустим, с потеплением климата связывают у нас появление колорадского жука. Уменьшилась толщина вечной мерзлоты, изменилась ее устойчивость. Поэтому происходят аварии нефтетрубопроводов. Кроме того, длительность ледового покрова на реках стала меньше в среднем на две недели. Ледники Белухи уменьшились на 2 км. Стали раньше прилетать птицы.
— Что случится, если глобальное потепление будет прогрессировать?
— В разных моделях, описывающих климат, существует предположение, что зона степей лет через 20 может распространиться на 250–300 километров к северу, северо-востоку и востоку. Можно будет выращивать ранний виноград на юго-западе Новосибирской области. Яровая пшеница продвинется на север Томской области. Вот такие сценарии есть.
— К чему следует готовиться?
— В 2009 году состоялось утверждение климатической доктрины. На заседании правительства РФ президент Дмитрий Медведев сказал, что в вопросах глобального изменения климата не все ясно, но Россия должна быть готова к любому сценарию развития событий и адаптации нашей экономики к климатическим изменениям. Позиция, по-моему, правильная.
Источник: academ.info
Ваш комментарий
|
|