Ничего более эффективного, чем столыпинская реформа начала 20-го века, не могу вспомнить
22 November 2012, 18:00
В преддверии Международного форума «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» корреспондент IDK.ru побеседовал с Александром Фоминым, председателем научно-экспертного совета при Комитете Государственной думы по аграрным вопросам, о ситуации на рынке сельхозземель.
— Александр Анатольевич, как Вы оцениваете те правила землепользования и застройки, что существуют на сегодняшний день? Может быть, они не так уж и плохи, просто для них нет правового определения?
— Сейчас один из основных вопросов, которые активно обсуждаются, вопрос об отмене категорий земель. Сельхозземель, земель поселений и т.д. Идея прозрачна, понятна, и все силы Минрегиона направлены на то, чтобы упростить и удешевить процедуру перевода, в первую очередь, земли сельхозназначения в земли поселений, для того, чтобы больше строить, чтобы это было дешевле. Но с точки зрения сельхозпроизводителей и тех, кто занимается государственной аграрной политикой, абсолютно вредная. И сейчас у нас происходит перевод земель, но велика коррупционная составляющая. Необходимо сделать так, чтобы эта процедура стала полностью прозрачной. И я категорически возражаю против полной отмены категории сельхозземель. Ззнаю, что свои отрицательные отзывы на проект этого федерального закона дали уже и Минсельхоз, и профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации.
Может быть, 7 категорий – это много, во многих странах их 3-4, максимум 5. Наверное, есть смысл какие-то категории объединить. Но категория «сельхозземли» должна присутствовать. Тем более учитывая потенциал российского сельхозпроизводства, и не смотря на все те проблемы, что у нас сегодня существуют.
— И что же, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы защитить эти земли от разбазаривания?
— Когда мы говорим о рынке сельхозземель, то одна из основных задач – сделать такой механизм, который бы позволял переходить от неэффективного пользователя к эффективному. Эта процедура непростая, у нас есть законодательная база: в 2001-м году был принят земельный кодекс, в 2002-м – закон об обороте земель сельхозназначения, более того, за эти прошедшие 10 лет неоднократно принимались поправки, которые должны были улучшить, но не всегда улучшали закон. К примеру, последний закон ФЗ№435, который был подписан президентом в декабре 2010 года. Он касается внесения изменений не только в земельный кодекс, не только в закон об обороте с\х земель, но и во многие иные законы так или иначе связанные с наведением порядка – административный кодекс и т.д. Сам посыл, сама идея абсолютно правильная – дать возможность упростить процедуру выдела земли.
Почему еще у нас рынок с\х земель плохо развивается? Потому что многие сельхозугодия юридически не оформлены. Одна из проблем – просто брошенные доли, а этот закон как раз и решает проблему. Ведь раньше даже не было возможности отказаться от сельхозземли. Только через суд, только через продажу. Сегодня же те, кто не хочет заниматься сельхозпроизводством, имеют возможность просто отказаться от своей земельной доли. Теперь такая процедура есть.
Второй момент – ужесточить контроль и штрафные санкции к тем, кто неэффективно или вообще не использует сельхозземли. Надеюсь, Вы понимаете, о чем идет речь. Сегодня у нас образовался определенный бизнес, когда крупные компании просто скупают за бесценок сельхозземли, совершенно не собираясь заниматься там сельхозпроизводством. И сегодняшнее законодательство дает лазейки для этого. Более того, многие из компаний даже не торопятся оформлять землю, она числится ничьей, хотя на самом деле куплена. Для того, чтобы не платить налоги, не попадать под проверки. Поправки внесли, в том числе и в административный кодекс. Если раньше штрафы были чисто формальными, то сейчас юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 100 тыс. рублей, если оно не занимается с\х производством.
Так же важно с точки зрения наведения порядка с с\х землями усиление роли муниципальных образований. Сейчас в муниципальных образованиях упростилась процедура изъятия неиспользуемых или неэффективно используемых с\х земель. На самом деле, у нас объемы земель, которые не используются, – огромны. И, что значимо, снизилась планка продажи для заинтересованных, тех, кто хотел бы заниматься с\х производством. Потому что многие потенциальные фермеры часто жаловались, что кадастровая стоимость достаточно высокая. На сегодня это цифра – не более 15% от кадастровой стоимости. А регионы могут снижать и ее.
Движение идет. Оно, может быть, не такое быстрое и эффективное, как хотелось бы, но, тем не менее, какие-то действия предпринимаются. Почему мы вынуждены сейчас этим более плотно заняться? В связи с вступлением в ВТО. Там есть поддержка, которая разрешена, и есть та, которая запрещена. Так вот, под категорию разрешённых попадает любая поддержка для категории сельхозземель, где есть неблагоприятные условия для с\х производства, а для России, как мы понимаем, это составляет более половины всех с\х земель.
Т.е. это дает возможность неограниченно практически поддерживать АПК. Второе, ВТО заставит нас пересмотреть господдержку. Сегодня активно в среде политиков, экспертов и чиновников обсуждается переход на погектарную поддержку. Есть разные точки зрения, и пока не пришли к единому мнению.
И последняя тема, которая очень актуальна, — агрострахование. Это тоже связано с ВТО, потому что оно входит в меры поддержки, которые не ограничиваются требованиями всемирной торговой организации. Другой вопрос, что мы так и не завершили процедуру формирования цивилизованного агрострахования, и те федеральные законы, которые были приняты в прошлом году, не всех удовлетворяют.
— А чем грешат нынешние территориальные планы? И что необходимо предпринять для нормализации ситуации?
— Они практически отсутствуют. У нас даже нет статистики, сколько земель официально полностью оформлены, и на какое количество земель есть официальные планы развития.
А если говорить о мерах по нормализации ситуации, то это как раз создание цивилизованной информационной базы. Нужна полная информация. У нас за последние 20 лет многократно менялись структуры управления землями. Был Земельный комитет, который в 98-м году упразднили, и все вопросы, связанные с землями, в том числе с сельхозземлями, передали учреждению юстиции и, соответственно, Минэкономики. На сегодня ими занимается Росреестр. Правда, год назад в Минсельхоз вернули функцию мониторинга земель из законодательства, но пока какой-то серьезной структуры, аналогичной земельным комитетам во всех развитых странах, в России нет.
Из этого и проистекает такая ситуация. Понятно, что Минэкономики меньше всего интересуют вопросы, связанные с плодородием сельхозземель.
Сегодня Россия – одна из богатых стран по объемам пашни. Тем не менее, с точки зрения организации информирования: какие из земель находятся в свободном обороте, в какие необходимо вкладывать средства, мы в аутсайдерах. Той базы, которая необходима, – просто нет. Несмотря на то, что государство периодически на это выделяет деньги.
Ничего более эффективного, чем столыпинская реформа начала 20-го века, не могу вспомнить. Мы много экспериментируем, но, как ни странно, прекрасно работала именно большая часть тех мер, начиная от земельных банков, и заканчивая финансированием государством процедуры оформления земель в собственность. Одна из проблем заключается в том, что нужны деньги для ревизии всего, чем мы обладаем, чтобы навести порядок на рынке сельхозземель.
— Но предпосылки для надежды на позитивные изменения есть?
— Есть общемировая тенденция – рост населения значительно опережает рост производства продовольствия, поэтому мы обречены на то, чтобы производство с\х продукции было одним из ключевых в развитии экономики России. И никуда от этого не деться. Второй момент, если говорить о вступлении в ВТО, с моей точки зрения, проблемы АПК страны находятся не вне, не в каких-то происках других стран, а внутри нашей аграрной политики, в том числе и с с\х землями.
Что касается перспектив, то с месяц назад В.В. Путин проводил Госсовет по вопросам с\х земель. Там были, кончено, опасные вещи – некоторые губернаторы как раз предлагали отменить категории земель, пытаясь решить таким образом проблему строительства, при этом усугубляя проблему с\х производства. Но были и абсолютно разумные вещи. Так, говорилось, что нам нужна более объективная картина, нужна серьезная информационная база земель сельхозназначения. Будем надеяться, что указания и поручения, данные на этом Госсовете, будут выполняться.
— Александр Анатольевич, спасибо за интервью, более подробно ситуацию на рынке сельхозземель обсудим на Международном форуме «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке»
_____________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом зерновом году, Вы можете узнать на Международном форуме «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке», который состоится 3-4 декабря 2012 г., в «Golden Ring Hotel», в Москве.
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
Ознакомится с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»
_____________________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|