Когда цены на продукты перестанут расти — мнение эксперта
13 February 2015, 09:53

Агеев Александр Станиславович
Директор по корпоративному управлению холдинга «Новые торговые системы»

Руководитель сетей «Бахетле» и «Лидер экономии» объяснил, кто виноват в скачке цен, когда они перестанут расти, и назвал продукты, которыми торгуют в убыток.

Цены на еду растут как температура при гриппе — быстро и неотвратимо. Причем дорожают не только импортные продукты, но и выращенные и произведенные в России. Виноваты в этом алчные производители молока, колбасы и хлеба, заявил в прямом эфире НГС.НОВОСТИ руководитель одной из крупнейших торговых сетей Новосибирска Александр Агеев. А сами торговцы из-за кризиса вынуждены временами работать «в ноль». Об этом, а также о том, на сколько еще вырастут цены к весне и что остановит их рост, Александр Агеев рассказал в интервью НГС.НОВОСТИ.

Справка: Агеев Александр Станиславович — родился в 1971 году в Барнауле, окончил НЭТИ (ныне НГТУ) в 1993 году, с 2005 года — директор по корпоративному управлению холдинга «Новые торговые системы» («Универсам удачных покупок», «Лидер экономии», «Супермаркет плюс», «Бахетле», «Добрянка», «Правильное пиво»).

— Когда остановится рост цен на продукты? Чего ожидать?

— Здесь можно говорить о 4-месячном, полугодовом временнóм лаге от курса доллара, который установился в декабре. Если за это время курс доллара будет стабильным, условно говоря, 60–70 руб., то, по моим оценкам, в мае мы выйдем на стабилизацию: все старое сырье будет уже истрачено, а новое — закуплено по новым ценам. Население будет привыкать к новому уровню цен на всё.

— На сколько еще, по вашим оценкам, вырастут цены?

— По нашим оценкам — они уже выросли на 20–40 %. К маю можно ожидать еще 10–15 %.

— Почему растут в цене продукты, которые произведены в России из российского же сырья, например, сахар или хлеб?

— Есть так называемые биржевые продукты, на которые устанавливается общемировая цена, в долларах.

Сахар, даже произведенный из российской свеклы, растет в цене вместе с курсом — потому что иначе его весь вывезут за границу, у нас не останется ничего.

Пшеница — тоже биржевой продукт, но там ситуация несколько иная. Производители подняли цены на хлеб, но мы не считаем, что это сделано своевременно. С 1 февраля вошло в силу постановление правительства о дополнительных экспортных пошлинах на вывоз зерна. Это заградительная мера — зерно в стране должно подешеветь. Мы считаем, что можно было подождать, пока цены придут в другое равновесное положение, которое позволило бы в нашей стране на хлеб цены не поднимать. Но производители хлеба давят, давят очень активно. У нас 4 основных производителя хлеба всего лишь в Новосибирске и области, которые контролируют 80 % рынка. Фактически это монопольное положение. Если они договорились — очень сложно. По мясопереработке ситуация аналогичная. С молоком еще жестче — там всего 3 производителя, которые контролируют процентов 80 рынка. Самое интересное, что они как на выходе свою продукцию контролируют, так и на входе. Они фермерам, производителям могут диктовать условия по закупке сырья.

— То есть в том, что молочная продукция подорожала, вы считаете, их вина?

— Это их запросы, да. Понимаете, мы транслируем только цену. Я вообще хотел бы сказать, что зачастую то, что рассказывают в СМИ, особенно на государственном телевидении, о том, что сети диктуют цены в стране — абсолютно неверная интерпретация. Она удобна для восприятия населением — с деньгами-то расстаются именно в магазине. Исторически сетевая розница никогда не делала большой наценки на товары первой необходимости. Не потому, что мы альтруисты, а потому что есть конкуренция. У сетей эти товары называются индикаторами, — то, на что человек в первую очередь внимание обращает. Это хлеб, молоко и т.д. По ним очень жесткая конкуренция.

Если у тебя цены чуть-чуть выше, покупатель уйдет в магазин через дорогу. Поэтому никогда на молоко и на хлеб у ритейлеров не было высокой наценки. А сейчас ситуация вообще ужасная для нас складывается:

поставщик уже поменял цену, у конкурентов еще остались продукты по старым ценам, а мы уже распродали. Нам приходится ставить в минус.

— «Ситуация вообще ужасная» Каковы минимальная и максимальная наценка на продукты в сетях?

— От 0 до 40 %. Ушли времена 100%-ной наценки очень давно. Понятно, что есть продукция не первой необходимости — алкоголь, сигареты, дорогой кофе и т.д. На этот продукт есть свой покупатель. Тут может быть наценка 35 %, например.

— В какой ситуации может быть наценка 0 %?

— Когда мы вынуждены держать цены на уровне закупочных, чтобы удержать покупателя, который может уйти в магазин, где продают остатки продуктов по старым ценам. Нам чем интересен человек, который покупает молоко, хлеб, сметану? Тем, что он еще что-нибудь у нас купит. Если мы его упустим, то упустим собственную прибыль. Поэтому и низкие наценки, иногда бывает и минус. Нет сейчас у ритейлеров каких-то бешеных наваров.

— А у производителей?

Нам кажется, что сейчас многие производители пользуются ситуацией. Допустим, уходит с рынка большой блок импортных сыров. Естественно, быстро нарастить этот объем нереально. Возникает дефицит, чем он покрывается? Он покрывается ценой.

— На какие еще продукты цены растут именно из-за дефицита?

— Говядина. Сейчас она растет в цене, так как импортеры не успели переориентироваться с европейских рынков.

— А как в магазинах эконом-сегмента изменился средний чек за последние месяцы? Люди стали меньше покупать еды или перешли на более дешевые продукты?

— Люди пока еще не почувствовали, мне кажется, уменьшения количества денег. Я думаю, что сейчас будет так же, как и в 2009 году: с копченой колбасы уйдут на докторскую, с йогурта — на кефир. В тоннах, килограммах наша сеть продаст, может быть, даже больше в этом году. Но качество будет другим. Люди будут экономить. Общая тенденция такова, что

в кризис люди начинают интуитивно бояться ходить в большие магазины, чтобы не потратить лишнего. Спрос будет перетекать в магазин у дома.

— Люди перестанут делать закупки в гипермаркетах?

— Да, будут реже закупать много, чаще покупать в магазине рядом. Люди будут перетекать в формат дискаунтера. Кризисы позже всего касаются форматов премиум и самого низкого. В середине люди сваливаются вниз. Надеемся, что покупатели «Бахетле» и «Добрянки» останутся с нами, потому что в структуре затрат этих семей на продукты они были невысокими — было выделено на еду 20 %, станет 25 %, они это спокойно перенесут. Мы ожидаем приток клиентов в эконом-сегменте и сохранение численности клиентов в премиум-сегменте.

Теги     рост      цены      продукты      эксперт   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Генпрокуратура подала иск об изъятии акций компании «Макфа»
Генпрокуратура РФ намерена добиться обращения в доход государства акций «Макфы»
ЕС ожидает падения производства мягкой пшеницы до четырехлетнего минимума в 2024/25 году
Европейская комиссия прогнозирует, что основной урожай пшеницы в Европейском Союзе упадет до четырехлетнего минимума в 2024/25 году из-за сокращения посевных площадей.