Как довезти урожай с элеваторов в порты вовремя и без потерь
11 July 2018, 12:33

Шкиль Максим Викторович
Владелец Первой логистической компании

Экспорт зерновых культур — это одна из важнейших статей дохода украинского бюджета. Но ежегодно аграрии и мировые покупатели нашей продукции имеют дело со сложной задачей: как довезти урожай с элеваторов в порты вовремя и без потерь?

Эту проблему для своих клиентов решает Первая логистическая компания. О пути украинского зерна в порты, проблемы Укрзализныци и формирования собственного парка грузовых вагонов рассказывает владелец Первой логистической компании Максим Шкиль.

— Максим Викторович, добрый день. Чтобы не говорить сразу о работе, расскажите, как стартовал сегодня ваш день? С чего он начинается обычно?

— Первой в нашей семье просыпается дочь Эмилия и тогда уже будит всех нас. В 8 утра я иду на тайский бокс, который посещаю 4 раза в неделю. После тренировки — начинаю заниматься рабочими вопросами.

В дни свободные от бокса мы проводим семейные завтраки вместе с женой и двумя дочерями. Это очень ценное для нас всех время. Сегодня, например, был такой семейный завтрак.

— Почему именно тайский бокс?

— Потому что он функциональный. Во время тренировки работает много мышц. После занятий появляется столько сил и бодрости, что хватает на целый день активной работы. Мне спорт помогает справиться с негативом и сосредоточиться на главном.

— Вы часто работаете в офисе или, возможно, управляете компанией удаленно?

— Когда нахожусь в Украине, обычно работаю в офисе. Если не на месте — комуницирую со всеми удаленно, современные технологии позволяют это. Например, если взять Первую логистическую компанию, то она имеет 10 представительств по всей стране. То есть общение с ними и так в основном дистанционное.

— Впускаете ли вы работу в свое пространство, когда отдыхаете?

— У меня есть правило: я никогда не беспокою своих сотрудников, если они отдыхают. Но когда я отдыхаю, то все равно беру срез по работе.

— Перед этой встречей мы почитали вашу биографию. Вам неполных 35, у вас три высших образования и степень кандидата юридических наук. Кроме этого — несколько успешных компаний, благотворительный фонд и семья. Как вам удается так распределить время, чтобы успеть все?

— Есть такая теория, что все в жизни можно успеть сделать за 20 процентов своего времени. И я считаю, что проблема с нехваткой времени у многих связана с неумением планировать.

Например, у меня мои поездки запланированы на год-полтора вперед. Я понимаю, куда движется мой бизнес и мои компании.

Я научился планировать свое время и достигать целей еще в детстве. К примеру, когда учился в Академической гимназии во Львове, то жил в районе Сыхов. Каждый день мне приходилось просыпаться в 6 утра, добираться пешком до остановки автобуса, стоять в очереди, а потом ехать на учебу в другой конец города. Еще и просил водителя останавливаться, чтобы подобрать друга через три остановки. Путь из дома до гимназии длился около часа. При этом мой рейтинг был одним из лучших на потоке и я успевал уделять время другим делам.

— У вас все так четко спланировано. А как же неожиданности и спонтанность?

— Я считаю, что спонтанность — это неплохо, но когда она в работе процентов на 70, то это хаос. Ведь за тобой стоят люди, которые хотят видеть и понимать, куда движется бизнес, к которому они причастны, которому они отдают свое время, знания и опыт. Прогнозируемость — это путь к успеху.

— Вскоре в Украине начинается жатва и это старт для активной работы логистических компаний, в том числе и вашей. Уже определились, с кем будете работать в этом сезоне? Какие маркетинговые активности планируете?

— Мы работаем с международными и отечественными компаниями. Например, американскими, которые присутствуют на украинском рынке с момента основания Первой логистической компании, и со всеми ведущими зернотрейдерами и производителями. Для нас важно реализовать возложенные на нас обязательства. Если мы видим, что справимся, то беремся и доводим дело до логического завершения, иначе не начинаем.

Относительно маркетинга в логистическом бизнесе — он не нужен. Лучший маркетинг — это когда вы выполняете заявку клиента. Делаете это качественно и вовремя.

— Как задолго до начала сезона поступают заявки на перевозки?

— Крупные компании дробят свои объемы на 20-30 тыс. тонн. С периодичностью раз в два месяца проводятся тендеры. Планирование на год не являются оправданным, поскольку рынки и цены на них меняются. Стоимость услуг сегодня может быть одной, а в сезон может быть совсем другой. Однако часто случается, что тендер выигрывает компания с плохой репутацией. Тогда заказчик отдает предпочтение более дорогой компании, той, которая выполняет взятые на себя обязательства.

— Компания работает на полную мощность или наоборот — не хватает клиентов?

— Весь подвижной состав задействован. Проблем с клиентами нет абсолютно. Наоборот, на сегодняшний день есть очень большой дефицит вагонов.

— Известно, куда и откуда будете транспортировать урожай-2018?

— У нас 80-90 процентов урожая транспортируется в порты. Также есть вывоз на Беларусь и западные границы. Мы стараемся работать на вывоз в порты, потому что в западных направлениях достаточно плохая ситуация с тягой, например, на Львовской железной дороге. Если мы говорим о собственном подвижном составе и обороте вагонов, она существенно снижается, когда мы отправляем грузы на западные направления.

— Сколько тонн зерновых вы перевезли в прошлом году и сколько планируете перевезти в этом году?

— Более двух миллионов тонн зерна мы перевезли в прошлом году. В этом сезоне планируем перевезти на 10-20 процентов больше.

— Логистическим компаниям приходится взаимодействовать с Укрзализныцей. Как вам работается с монополистом?

— Пока тарифы Укрзализныци приблизились к тарифам частного парка, и это дает нам возможность приобретать собственный подвижной состав. Я считаю, что руководство «Укрзализныци» сейчас делает правильные действия: первое — закупает новый подвижной состав; второе — вводит систему прозрачного распределения вагонов среди участников рынка.

— В чем суть сегодняшних проблем в системе железнодорожных перевозок, по вашему мнению?

— Мы имеем дело с наследием постсоветского пространства. Основным заработком Укрзализныци являются грузовые перевозки. Всем известно, что пассажирские перевозки убыточны.

Дело в том, что в течение многих лет существенные средства вкладывались в те вещи, которые не являются основными для решения вопросов эффективной работы Укрзализныци . В результате имеем проблемы, которые усугублялись годами. Поэтому обвинять в сложившейся ситуации лишь одного руководителя — это ошибка. Тем более, заставить его решить все накопившиеся проблемы одним днем не является возможным. На мой взгляд, следовало бы сосредоточиться на нескольких вещах: покупки подвижного состава для грузовых перевозок, модернизации существующей тяги и совершенствования системы управления грузовыми процессами.

Приведу один пример: вы имеете производство и вам нужно отправить свою продукцию из Львова в Одесский порт. Каким образом это происходит сегодня? Вы даете заявку на 4-5 вагонов, но Укрзализныця имеет очень ограниченное количество подвижного состава, поэтому долгое время эта заявка не выполняется. И тут наконец наступает день «Х», когда нужные вагоны приходят, предоставляется тепловоз, формируется состав.

Этот состав направится из Львовской железной дороги до Одесской через Юго-Западную. И здесь вдумайтесь: на каждом стыке железных дорог грузовой поезд получает другой тепловоз и другую локомотивную бригаду. Так вот, почему бы не взять один поезд с одной тягой (локомотивом), который проедет из Львова до Одесского порта со сменой только локомотивных бригад? Это бы существенно сэкономило время и повысило оборот вагонов.

Еще актуальный вопрос скоростей, с которыми следует подвижной состав. На сегодня техническая скорость — около 50 км/час. Конечно, ее надо повышать, на это влияет много факторов: состояние путей, снятие ограничений на многих участках движения, эффективное управление эксплуатационной работой и исправность тягового подвижного состава.

— Обобщите, пожалуйста, основные проблемы логистического рынка, с которыми сталкиваются аграрии, трейдеры и логистические компании в Украине?

— Если кратко, то это отсутствие подвижного состава и тяги; несовершенство управления грузовыми процессами — это должно быть централизовано и управляться внутри центрального офиса Укрзализныци. И последнее — электрификация и изношенность путей.

— Вы упомянули, что у частных компаний появилась возможность закупать собственные грузовые вагоны. Первая логистическая формирует свой подвижной состав?

— Да, мы уже покупаем подвижной состав и есть в планах продолжать это делать. Первая логистическая компания заключила контракты с заводами на изготовление и покупку вагонов. И мы уже начали получать новый подвижной состав.

— Как решаете проблемы с тягой?

— Конечно, сегодня с тягой есть острая проблема. В этом вопросе мы работаем с подразделениями Укрзализныци. У нас создан диспетчерский центр, в котором работают опытные специалисты. То есть перемещение нашего подвижного состава собственного и арендованного — происходит под контролем диспетчерского центра.

— Какие вагоны вы закупаете?

— Покупаем новые вагоны украинского производства. Подержанные вагоны не покупаем, поскольку в тех предложениях, которые мы получали, стоимость б/у вагона — около 30 тыс. долл., срок его эксплуатации 10 лет. Новый вагон стоит 60 тыс. долл. и имеет срок эксплуатации 25 лет с возможностью пролонгации. Поэтому я считаю экономически нецелесообразным покупать б/у вагоны. Инвестировать экономически выгоднее и перспективнее в новые, хотя в начале это и выглядит существенно затратнее.

Первая логистическая компания заключила контракты с заводами на изготовление и покупку вагонов.
И уже начала получать новый подвижной состав.

— Чем отличаются ваши вагоны от вагонов Укрзализныци?

— Как я уже упоминал, подвижной состав, который мы покупаем, — новый. Это многокубовые вагоны. А большинству вагонов Укрзализныци — более 25 лет. Разница очевидна.

Вспоминаю, как мы работали с подвижным составом «Укрзализныци» на одном из наших предприятий — Беховском гранитном карьере. Тогда в штате приходилось иметь бригаду сварщиков, которые перед загрузкой латали дыры в этих вагонах, чтобы по дороге не растерять часть щебеночной продукции. Поэтому важно иметь новые вагоны, это гарантия стабильности и сохранности груза.

— Но кроме того, что груз может потеряться, его могут еще и украсть. Есть много информации о кражах. Как вы решаете эту проблему и кто несет ответственность перед вашими клиентами, если часть товара все-таки не доехала до порта?

— Де-юре — это ответственность Укрзализныци. Де-факто — логистической компании. Мне неизвестны случаи, когда Укрзализныця компенсировала логистическим компаниям потери груза.

На сегодняшний день, от момента, когда зерно загружено на элеваторе и до момента, когда оно пришло в порт, мы несем стопроцентную ответственность перед клиентом. Такую же ответственность Укрзализныця должна нести перед логистическими компаниями.

Кстати, Укрзализныця инициирует много совещаний, совместных встреч относительно решения этих вопросов. Наиболее проблемный участок — это станция Колосовка, Одесской железной дороги. Она известна тем, что там систематически пропадает зерно. И эта ситуация не меняется годами.

Первая логистическая компания давно приняла решение сотрудничать с частными охранными компаниями. У нас были месяцы, когда компания по несколько миллионов гривен теряла из-за краж. Мы всегда возмещаем деньги за потерянный товар, иначе с нами бы никто не работал. Наши клиенты не должны слушать о проблемах Укрзализныци, у них своих трудностей хватает.

— Первая логистическая работает только с крупными компаниями или имеет дело и с фермерами?

— По возможности мы стараемся никому не отказывать. Но нужно понимать, что собственный подвижной состав имеет ежедневные расходы, поэтому он должен быть задействован целый год. Когда есть большая компания и она имеет объем перевозок на год, то соответственно, при заключении контракта, мы понимаем, что вопрос этого подвижного состава закрыт. Когда мы работаем с мелкими заказчиками, то вынуждены каждые 15 дней думать, куда отправить этот вагон. То есть в какой-то небольшой доле мы, конечно, работаем с мелкими клиентами, но в основном — это крупные компании, потому что с точки зрения бизнеса так правильно.

— Какие планы Первая логистическая имеет на будущее?

— В 2018 году Первая логистическая компания прочно стала на ноги, она является стабильной и прогнозируемой. Сейчас она работает так, как я это вижу: покупает собственный подвижной состав, увеличивает количество вагонов в управлении и развивает новые направления, в частности трейд зерновых.

— Что для вас недопустимо в бизнесе и в жизни?

— Меня раздражает неискренность. Не люблю интриганства. Я его не воспринимаю в своих компаниях. Даже если человек очень ценный для компании, но он является интриганом, мы стопроцентно расстанемся с ним, ведь атмосфера в коллективе очень важна. Я стремлюсь создавать энергию синергии — это много факторов, которые объединяются в одно целое: желание человека работать, взаимодействовать с коллективом, воплощать совместные идеи и поддерживать общие ценности.

— Какой ваш любимый город в мире?

— Львов!

— Последний и может немного странный вопрос — чьи номера стоят на кнопках быстрого вызова вашего мобильного телефона?

— У меня нет кнопок быстрого вызова в телефоне. Однако я считаю, что есть вещи, которые, несмотря на большую занятость, нельзя откладывать. Это общение с родителями и время, уделенное семье и детям.

Источник: proagro.com.ua

Теги     Укрзализныця      зерно      Украина      тарифы      логистика      перевозка   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Аргентина упрощает порядок ввоза минудобрений в страну
Правительство Аргентины приняло решение об упрощении правил импорта минеральных удобрений в целях поддержки агропромышленного сектора.
В Марий Эл свыше 80 инвестпроектов получат льготные займы на реализацию
Свыше 80 инвестиционных проектов получат льготные займы на реализацию на территории республики Марий Эл. Об этом сообщил журналистам глава региона Юрий Зайцев.