Губернатор Амурской области о том, как развивался экспорт сельхозпродукции
02 February 2021, 12:32

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области

Амурская область, несмотря на все ограничения из-за пандемии COVID-19, в прошлом году смогла не только сохранить торговые отношения с Китаем, но и нарастить экспорт продукции сельского хозяйства более чем на 40%. О том, как развивался экспорт из региона, о ходе строительства Амурского ГПЗ и Амурского ГХК, проблемах в строительной отрасли и о ходе вакцинации от коронавируса в интервью «Интерфаксу» рассказал губернатор Амурской области Василий Орлов.

— Василий Александрович, Амурская область, как и другие регионы РФ, уже почти год живет в условиях пандемии. Как прошел этот год для региона?

— Амурская область — это приграничный регион. Граница с Китаем довольно жестко закрылась в январе прошлого года. Тогда еще никто не знал, что такое коронавирус, и как от него лечиться. Естественно, у нас сразу же прекратился обмен тургруппами. Это серьезный стресс для туристической отрасли, потому что наш туризм в основном привязан к Китаю.

В то же время нам удалось не только сохранить, но и нарастить грузооборот с КНР. Это оказалось возможным благодаря большому опыту работы с китайскими партнерами и, конечно, соблюдению определенных эпидемиологических требований. Для нас это важно, потому что ключевая позиция экспорта региона — сельхозпродукция, если не брать в расчет экспорт электроэнергии. Конечно, доля электроэнергии большая. Но сельское хозяйство для нас принципиально важно в стратегическом плане.

Мы регулярно экспортируем от 350 до 450 тыс. тонн сои в Китай. Это, конечно, серьезная поддержка для нашего сельского хозяйства. В целом экспорт продукции АПК из Амурской области в Китай за 2020 год увеличился в 1,4 раза по сравнению с 2019 годом и составил $198,2 млн. Помимо сои экспортируются также соевый шрот, соевое масло, зерновые культуры и т.д.

Продукция АПК экспортируется в 11 стран мира: помимо Китая в Таиланд, Японию, КНДР, Вьетнам, Польшу, США и др.

На долю импорта из Китая в основном пришлась продукция, предназначенная для строительства Амурского ГПЗ. Также в Приамурье ввозились овощи и фрукты, наземный транспорт, а также различное оборудование.

Всего же, по данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот с Китаем за 11 месяцев 2020 года увеличился на $68,4 млн, что больше на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

— С какими еще проблемами столкнулся регион из-за пандемии?

— Прежде всего, пострадали районные бюджеты. Их удалось уравновесить за счет областного бюджета – им перечислили около 1 млрд рублей. Падение доходов связано с введением большого количества налоговых льгот, общий объем которых составил 1,2 млрд рублей. В частности, бизнес освободили от платы за аренду государственного и муниципального имущества. Также предпринимателям предоставили пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, по единому налогу на вмененный доход, по патенту и транспортному налогу. Кроме того, мы предоставляли прямые субсидии бизнесу. Их общий объем составил 419 млн рублей.

Среди наиболее пострадавших отраслей организации общественного питания, транспорт, туризм, в том числе, гостиничное хозяйство, пострадал и рынок труда. В мае число людей, которые были под угрозой увольнения, достигло пика. В простое находились 104 организации, в которых работало более 1,5 тыс. работников. Чтобы сохранить коллективы, потребовалось принять оперативные меры.

Мы направили более 29 млн рублей, чтобы организовать общественные работы для людей, оказавшихся под риском увольнения. Зарплату им выплачивали из бюджета региона. Это помогло сохранить 73 бизнеса, 817 человек не стали безработными.

В то же время нам удалось снизить уровень безработицы с пикового значения 5,4% до 3,9%. Также продолжается рост зарплаты, за 10 месяцев прошлого года он составил 8,8%.

— Сейчас в регионах РФ стартовала массовая вакцинация от COVID-19. Как она проходит в Приамурье? Насколько активно население ставит прививки?

— Вакцинация в Амурской области идет довольно активно, уже распределено 14 тыс. 860 доз вакцины «Гам-Ковид-Вак». Первую прививку поставили 3 тыс. 160 жителей региона, вторую — 901. Также мы получили 1 тыс. доз вакцины «ЭпиВакКорона», она предназначена для вакцинации 500 человек. Ее первый компонент получили уже все пациенты. Сейчас идет вакцинация по второму компоненту.

В феврале мы ожидаем поставку еще 33,5 тыс. дозы вакцины. В общей сложности, с учетом уже полученных ранее, мы должны получить 62 тыс. 460 доз.

Сами люди довольно активно записываются в «листы ожидания» на прививку. На сегодняшний день у нас в медучреждениях области развернуто 28 пунктов вакцинации. При этом при получении большой партии вакцины Минздрав готов развернуть 156 пунктов – столько же пунктов работало во время прививочной кампании против гриппа. Дополнительно готовы развернуть восемь пунктов в учреждениях «РЖД-медицины» и один — в медсанчасти космодрома Восточный. В планах привить от коронавируса 60% взрослого населения, это почти 300 тыс. человек.

— Вернемся к сельскому хозяйству. Какие прогнозы поставок сои на этот год, учитывая вводимую экспортную пошлину на соевые бобы?

— В этом году мы планируем поставить за пределы России сои на $129 млн. В натуральном выражении этот показатель составит 330 тыс. тонн. Что касается так называемой «запретительной пошлины», то мы рассчитываем выполнить план поставок, несмотря на нее. При этом необходимо понимать, что пошлина в 165 евро за тонну сои – это достаточно большие деньги. Становится нерентабельным продавать сырье за рубеж. У нас есть пул инвесторов, которые готовы дополнительно построить мощности по переработки сои на территории Амурской области.

Кроме того, дополнительно к федеральным мерам поддержки по субсидированию мы рассматриваем вариант финансирования из областного бюджета строительства таких производств. Готовы также рассматривать и компенсацию банковских процентов, и подключение к коммунальной инфраструктуре вплоть до субсидирования «капексов» на капитальные затраты.

У нас есть стратегическая задача перерабатывать до 70% сои на территории Приамурья. Для этого у нас есть все условия: есть сырьевая база и рынки сбыта. Для региона — это дополнительные рабочие места, налоги, вклад в региональный продукт.

Помимо этого, мы стараемся развить рынки сбыта по зерновым культурам через развитие новых производств. Это тоже может быть экспорт в сырье, а может быть переработка. В частности, сейчас в высокой стадии проработки ряд производств по производству биоэтанола, как раз из зерновых, и биоразлагаемого пластика. Если это удастся, то мы сможем практически все зерновые перерабатывать более глубоко у нас на территории и потом продавать в виде продукции с более высокой добавленной стоимостью. Для нас это не столько новые производства, сколько условия для выращивания сои, потому что мы тогда гарантируем спрос на продукцию, участвующую в севообороте.

Если говорить о животноводстве, то надо отметить, что сейчас внутренний рынок по молоку у нас закрыт только на 55%. На сегодняшний день в области строится и планируется к строительству восемь животноводческих комплексов, из них один свиноводческий, один комплекс по мясному направлению, один птицеводческий и пять молочных комплексов разной мощности. По нашим расчетам, к 2024 году при завершении строительства мы выйдем на самообеспечение по молоку на 75%, т.е. даже свой рынок будет не закрыт. Тем не менее, для нас это важно, потому что это и собственная продбезопасность, и тот же севооборот.

— На каком этапе сейчас находится проект расширению маслоэкстракционного завода в Белогорске?

— Весной прошлого года маслоэкстракционный завод «Амурский» запустил цех по производству соевого изолята и стал первым в России предприятием по выпуску этого продукта. Годовая мощность нового цеха – 10 тыс. тонн соевого изолята с содержанием белка до 95%.

Сейчас завод прорабатывает вопрос реализации третьей очереди, которая предусматривает строительство второй линии по производству изолята соевого белка мощностью 15 тыс. тонн/год. Стоимость проекта — 2,4 млрд рублей, сроки реализации – 2021 — 2024 гг. В настоящее время готово технико-экономическое обоснование проекта, рассматриваются модели его финансирования.

— Как продвигается строительство крупнейших газовых комплексов – Амурского ГПЗ и Амурского газохимического комплекса? Какую долю налоговых поступлений в бюджет региона обеспечил Амурский газоперерабатывающий завод с начала строительства?

— На сегодняшний день Амурский ГПЗ готов на 70%. На его строительстве работают 30 тыс. человек, все работы идут в графике. Самым значимым событием на главной стройке региона в этом году будет запуск первых двух производственных линий. Сейчас там продолжаются пусконаладочные работы, идет подготовка к испытаниям под нагрузкой. Также завершено строительство основных зданий и сооружений Свободненской ТЭС, которая будет снабжать завод электрической и тепловой энергией. Уже началась подача газа на ТЭС для проведения пусконаладочных работ.

Что касается еще одного завода-гиганта — Амурского ГХК — сейчас практически полностью завершен процесс инженерной подготовки площадки. Старт строительства завода в августе 2020 года дал председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время визита в Амурскую область. Сейчас продолжают ставить сваи на участке строительства логистической платформы, а также сваи под печи пиролиза. Также началось строительство подъездной дороги, в активной фазе возведение полевых офисов и подстанции. Механическая готовность и ввод в эксплуатацию Амурского ГХК планируется на 2024 — 2025 гг». Общий объем инвестиций прогнозируется на уровне 740 млрд рублей.

Доля налоговых отчислений от строительства Амурского ГПЗ составляет около 12% общих налоговых доходов в бюджет региона. За 9 месяцев прошлого года от реализации инвестиционного проекта поступило свыше 5 млрд рублей.

— В регионе возводится в строй много объектов. Не испытываете ли сейчас дефицит в строительных кадрах из-за коронавируса?

— В денежном выражении рост в строительной отрасли по отношению к 2019 году составил 20%. Если же говорить непосредственно о жилищном строительстве, то здесь действительно есть проблема. Дело в том, что у нас этот сектор был очень широко представлен иностранными рабочими, в том числе, китайскими. Конечно, когда границы закрылись, оказалось просто некому строить, поэтому мы видим снижение в квадратных метрах от плановых показателей. Так, по нацпроекту мы рассчитывали ввести в прошлом году около 220 тыс. кв. м, а ввели около 146 тыс. кв. метров. Естественно, мы скорректировали эти параметры с Минстроем РФ. Все понимают возникшую проблему. Мы достроим больше в ближайшие годы, когда эта ситуация исправится.

Тем не менее, мы не рассчитываем только на иностранную рабочую силу и активно готовим собственных строителей. Надо сказать, что проблема нехватки строителей характерна не только для Амурской области, но и для всего Дальнего Востока, особенно для приграничных территорий. В 2000-ых годах китайская рабочая сила была очень рентабельна: при хорошем качестве работы иностранные рабочие были непритязательны в плане зарплат. В результате профессия строителя стала непопулярной.

Быстро обучить строителей невозможно, для этого требуется время. Сейчас мы активно вкладываемся в инфраструктуру – в колледжи, в развитие движения World Skills. Здесь залогом успеха является взаимодействие с работодателем. Кроме того, мы обсуждали это на общественном совете и дополнительно готовы выплачивать стипендию тем студентам, которые начинают работать еще в процессе обучения. Так что данный вопрос, на мой взгляд, неплохо решается. Но необходимо понимать, что для подготовки специалиста требуется 3-5 лет.

Однако помимо жилого фонда у нас возводится много больших объектов на территории региона – это и космодром Восточный, и газоперерабатывающий и газохимический заводы, много объектов инфраструктуры. В частности, с опережением графика строится трансграничный мост с КНР. Конечно, это все в хорошем смысле отражается на цифрах по объему строительства.

— Изменились ли планы инвесторов по крупным проектам в Амурской области из-за последствий карантина? Остается ли неизменным проект по строительству туристического комплекса в районе трансграничной канатной дороги? Сдвигаются ли сроки по возведению предмостовой территории?

— Планы группы компании «Регион» по реализации крупных инвестиционных проектов на территории Амурской области остались без изменений. Несмотря на пандемию, реализация проекта канатной дороги и туристического комплекса на территории «Золотой мили» продолжается. Есть небольшие изменения по графику строительства, но инвестор продолжает работу над проектом.

В 2020 году по канатной дороге получено положительное заключение на проектную документацию, а также разрешение на строительство объекта. Также уже выбрали генподрядчика и передали ему строительную площадку. Сейчас завершились подготовительные работы и технологическое присоединение к электроснабжению и водоснабжению. Ведется разработка рабочей документации. Строительные работы начнутся в первом квартале этого года.

Возведение транспортно-логистического терминала в районе пункта пропуска Кани-Курган также не останавливалось в период карантина. Оно идет с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. В финальной стадии реализация так называемой «временной схемы», при которой открывшийся мост между Россией и Китаем будет обеспечен всей необходимой инфраструктурой для обработки грузов. Уже в январе ожидаем приказ Федеральной таможенной службы о внесении в реестр СВХ. Основные же работы продолжаются в графике.

— Вы ранее выступали с предложением на федеральном уровне ужесточить законодательство для борьбы с экологическими нарушениями. В частности, лишать недобросовестных добытчиков лицензий. Проблема действительно остро назрела в Приамурье?

— Проблема, действительно, назрела. Высокие цены на драгметалл подстегнули добычу золота. Это обернулось экологической катастрофой. За 2020 год только рекам был нанесен ущерб в размере около 150 млн рублей. По информации WWF, с начала добычного сезона в 2020 году на территории области выявлено 123 случая загрязнения с общей протяженностью загрязненных участков рек около 4 тыс. км.

Проблема комплексная, причин для ее развития, конечно, много: начиная от цены на золото, несовершенства законодательства, незначительности наказания, заканчивая самым, на наш взгляд значимым, — ослаблением контроля за недропользователями, которые ведут геологоразведочные работы и добычу на месторождениях россыпного золота.

Примером результатов ведения такой золотодобычи служит загрязнение реки Селемджа нефтепродуктами и взвешенными веществами, которое произошло в июле прошлого года из-за незаконной добычи россыпного золота по лицензии как раз на право пользования недрами.

Мы писали письма главе Минприроды Дмитрию Кобылкину с конкретными механизмами решения назревшей проблемы. Если раньше региональные власти не были задействованы в процессе лицензирования, то сейчас три представителя Минприроды Приамурья включены в состав федеральной комиссии по рассмотрению технической документации. Просим включить нас и в комиссию по лицензированию по всем рассматриваемым вопросам, в том числе предоставления права недропользования, изменения и продления лицензий, их аннулирования. Теперь компании, которые были уличены в нарушении природоохранного законодательства, получат отказ в новых лицензиях, и такие прецеденты уже есть.

Также мы считаем, что необходим мораторий на выдачу лицензий для золотодобычиков на территории области в ближайшие пять лет. Особенно на реках и участках, примыкающих к особо охраняемым природным территориям. Кроме этого, мы предложили активизировать федеральный государственный экологический надзор в отношении золотодобывающих предприятий области. Считаем, что необходимо добиваться неотвратимости адекватного наказания для нарушителей.

Для оперативного надзора за загрязнением вод нами приобретена передвижная экологическая лаборатория. В 2020 году обследовано 38 водотоков, на 27 из которых выявлено превышение содержания взвешенных веществ.

— Недавно правительство РФ озвучило, что рассматривается возможность увеличения налогового вычета по акцизу для компаний, использующих в нефтегазохимии нафту и пропилен. Означает ли это, что ожидания региона по объемам налоговых поступлений не оправдаются, или речь идет только о налоговых поступлениях в федеральный бюджет?

— В 2020 году принят федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента для определения размера обратного акциза на нефтяное сырье.

Сейчас предлагается расширить принятый закон в части применения этого вычета для организаций, использующих нефтяное сырье и пропилен в нефтегазохимическом производстве. В этом случае вычетом сможет воспользоваться Амурский ГХК («СИБУР»). Обратный акциз подразумевает полную уплату акциза предприятием в бюджет с компенсацией из федерального бюджета уплаченных акцизов.

Акцизы на нефтяное сырье подлежат уплате в федеральный бюджет в размере 100%, поэтому мы не ожидаем снижения поступлений в региональный бюджет.

Читайте прогноз биржевых цен с 1 по 5 февраля.

Источник: interfax-russia.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.