Глава Аграрного фонда назвал условия для успешности госкомпаний
20 March 2017, 10:35
Андрей Радченко назвал рецепты, которые помогли предприятию стать успешным.
Те, кто говорит, что в стране ничего не меняется, в действительности не правы. По данным Кабмина, в прошлом году прибыль госпредприятий достигла 50 млрд грн, против убытка в 38 млрд грн годом ранее. Это значит, что всего за год госпредприятия перестали быть хронически убыточными.
Аграрный фонд не стал исключением. Еще недавно компания была убыточной и даже теряла мало-мальски заработанные деньги на своих счетах из-за существования разных схем в проблемных банках. Но два года назад на госпредприятие пришел новый руководитель и смог создать условия, при которых компания смогла полностью измениться.
Впрочем, для многих госкомпаний такой поворот событий – непозволительная роскошь. Большинство предприятий государственной собственности поделены по квотному принципу политической элитой. Здесь по-прежнему процветает коррупция и воровство.
Как разорвать этот заколдованный круг и сделать работу предприятия более эффективной. На эти вопросы НВ Бизнес отвечает глава Аграрного фонда Андрей Радченко.
– Расскажите, пожалуйста, о результатах работы вашей компании за прошлый год.
– В прошлом году нам удалось перевыполнить финансовый план, который нам утвердило Министерство аграрной политики. Доход ПАО Аграрный фонд составил 2,1 млрд грн, чистая прибыль – 48,7 млн грн. Это неплохие результаты, учитывая, что в 2013 и 2014 годах у фонда были большие убытки. Сейчас компания прибыльная и нам удается формировать резервы. За последние два года мы сформировали почти 1 млрд грн резервов. Это тоже можно считать частью прибыли, которую компания заработала и оставила для своей деятельности в оборотном капитале.
– Есть много госпредприятий, которые на самом деле убыточные, там процветает коррупция и растет воровство. Как вы считаете, почему так происходит?
– К сожалению, у нас по-прежнему в государственном секторе преобладает квотный принцип, компании политизированы, назначения политизированы. Вместо того, чтобы дать предприятию работать, пригласить нормальных менеджеров, привлечь инвестиции, у нас все происходит наоборот. Многие приходят на госпредприятие изначально что-то украсть. Придумать какую-то схему. А вот когда приходит команда, которая ломает коррупционные схемы и вводит рыночную систему управления, тогда предприятие становится успешным и прибыльным.
– На что стоит обратить внимание новому менеджеру в госкомпании, чтобы предприятие стало работать эффективней, показывало позитивные финансовые результаты?
– Я назвал бы три основных фактора: качественный менеджмент, поддержка акционеров и наличие ресурсов. Но прежде всего – люди. Нужно сначала выстроить команду, которая будет соответствовать ожиданиям и двигаться по выбранному курсу. Второе – это взаимодействие и взаимосвязь с органом управления, фактически с акционером. И третья составляющая – наличие финансирования, ресурса или возможности менеджеров эти ресурсы найти.
На примере Агрофонда, могу сказать, что за два года работы мы не взяли у государства ни копейки и оставили в обороте у компании почти миллиард гривен сформированных резервов. Один сезон мы отработали с Укргазбанком, сначала взяв кредит на 300 млн грн. Отработали честно, заплатили все своевременно. Хорошая кредитная история помогла нам двигаться дальше, привлекать деньги, развивать компанию. И на второй год у нас появилась возможность привлечь кредит уже на миллиард гривен.
– У нас часто говорят, что частные предприятия – более эффективные, а в государственных руках компания не может быть успешной, по крайней мере, большая часть госкомпаний. А вы как считаете?
– Пример работы команды в Агрофонде как раз показывает, что государство может быть эффективным управленцем. Вопрос в том – что делают люди? Всем известно, что Агрофонд внесен в список компаний, подлежащих приватизации. Но зачем приватизировать инструмент, который был создан для проведения определенной политики, если завтра придется создавать аналогичное предприятие?
Мне говорят: ты – эффективный менеджер, но не вечный, после тебя может прийти такой, который опять будет загонять компанию в убытки. То есть нет уверенности, что новая команда не поломает уже заложенные механизмы и процессы. Если мы с этой точки зрения смотрим – да, у государства есть риск быть не эффективным собственником.
– Какие задачи ставит перед собой Агрофонд на 2017 год?
– При подготовке документов для правительственного комитета мы будем делать предложение по увеличению финансирования. В финансовом плане у нас стоит возможность привлечения дополнительных ресурсов в размере полутора миллиардов гривен. Мы хотим выпустить корпоративные облигации на эту сумму. Нам нужно больше оборотного капитала для того, чтобы мы могли реализовать наши производственные планы.
Мы продолжаем работать с розницей, входим в торговые сети не только с нашим якорным продуктом – мукой, а на полке стоят наши гречка и овсяные хлопья. Эта сетка расширяется. Во многих областях продукция торговой марки ПАТ Аграрный фонд уже есть в линейной рознице и подписаны контракты со многими дистрибьюторами. Мы планируем увеличить присутствие Аграрного фонда на рынке фасованной продукции в четыре раза – до 6 тыс. тонн.
Также планируем законтрактовать дополнительные культуры.
– Будут ли новые культуры экспортироваться?
– Да, мы хотим экспортировать ячмень и кукурузу.
– Как в целом меняется спрос на сельхозпродукты? Какие основные тенденции вы можете отметить? Что уходит, что становится менее рентабельно, что более рентабельно?
– Год на год не приходится. Нельзя однозначно назвать тренд. Есть погодные условия, есть рынок. В конце прошлой недели был анонсирован мировой прогноз на урожай 2016-2017 года по кукурузе. Ожидается урожай на 9 млн тонн больше, чем в прошлом году. Это означает, что, возможно, будет снижение цены, соответственно – снижение рентабельности.
Затраты везде практически одни и те же. Сейчас только начинается посевная. А уборка урожая будет с июля-августа. Погодные условия по всему миру предсказать сложно. У нас бывает такое, что за неделю-две до уборки урожая происходят какие-то катаклизмы.
Китай в этом году может экспортировать порядка 3 млн тонн зерновых, в том числе кукурузы. Это тоже может повлиять на цену. Поэтому по рентабельности достаточно трудно угадать, по какой культуре в этом году будет больше маржа, а по какой меньше. Пока что все шло на снижение.
Из перспективных ниш могу отметить, что достаточно успешно в Украине развивается соя. Очень многие сейчас на нее начали больше обращать внимания.
Источник: biz.nv.ua
Ваш комментарий
|
|