Философия молодого фермера: мечты, реальность и ежедневный труд
30 August 2019, 09:20

Токмаков Никита Александрович
Глава КФХ в Воронежской области

Сегодня много говорится о том, что мировое фермерское сообщество стремительно стареет, а молодежь не стремиться прийти работать в агро. Тем не менее, есть примеры, когда образованные и амбициозные молодые люди принимают решение работать на земле, и вот почему.

Никита Токмаков прошел путь от должности руководителя в крупной международной компании до главы КФХ в Воронежской области. Сегодня в хозяйстве Токмакова выращивают сою, подсолнечник, кукурузу.

— Что? Сельское хозяйство? Ты шутишь что ли?

— И это после стольких лет работы руководителем в западных корпорациях?

— Ты что, прямо с лопатой ходить будешь?

— А люди-то? Ты давно с сельскими жителями общался? Ты для них будешь как с другой планеты!

Вот так и начался мой путь фермера, главы КФХ. В какой-то момент я устал каждый день вставать утром с мыслями о будущих сокращениях, очередном предложении переезда в другой город (или даже страну) и о том, что в общем-то большого СМЫСЛА в моей работе нет. Это и стало моим толчком к переменам.

Почему сельское хозяйство? Во-первых, я считаю этот труд благородным, полезным. Во-вторых, люди всегда будут хотеть есть. В-третьих, я начинал свой путь в продажах продукции сельского хозяйства и немного понимал, как оно устроено. Ну и, наконец, я верю в перспективность этой отрасли в нашем государстве.

О чем мечтаю? Это очень обширная тема. Но в плане сельского хозяйства хочется удвоить размер обрабатываемой площади и в перспективе уйти в более прибыльные области: овощеводство, семеноводство.

— Сколько га принадлежит Вашему хозяйству, где оно находится, сколько человек работает, на какие культуры сделали ставку и почему? Есть ли севооборот?

— Какое громкое слово «принадлежит». Мы работаем на 650 га, но хочется расшириться как минимум в 2 раза. В команде до 12 человек в пиковый период.

Севооборот присутствует обязательно. Он основа всего. Ну а ставку сделали на экспортные культуры — пшеница, ячмень, соя, кукуруза, подсолнечник. На то, что всегда есть куда продать, особенно с учетом фокуса на экспорт после указов Президента.

— В каком состоянии Вам достались сельхозугодья? И на что пришлось потратиться, в первую очередь?

— Я получил в аренду незавершенное производство очень высокого уровня, поэтому и потратиться, прежде всего, пришлось на оплату аренды. Но это того стоило. Сразу получилось качественно убрать культуры и реализовать их, получив первую прибыль.

— Какие факторы риска Вы учитывали в первую очередь?

— Основной фактор моего риска — отсутствие опыта. Поэтому я сразу стартовал вместе с опытным партнером и начал выстраивать сеть контактов среди экспертов и практиков.

— Вы – молодой фермер. Сегодня много говорится о старении фермерского сообщества в мире и в РФ, в частности. Так ли это – что видите, судя по соседям-фермерам?

— К сожалению, так. Я слышал много обсуждений среди фермеров, что некому передавать хозяйства. Их детям оно не нужно. Молодым людям сейчас интересней работать в раскрученных «модных» сферах и сельское хозяйство к ним, к сожалению, не относится. В исправлении этой ситуации я вижу одну из своих целей, поэтому и запустил свой блог, где стараюсь раскрыть читателям сельское хозяйство с другой стороны, зажечь к нему интерес.

— Отличается ли ведение сельхозпрактики сейчас от советских стандартов? Какую модель агро Вы взяли за образец?

— Однозначно отличается. Даже если не считать технологическое развитие, сам подход работы в государственных колхозах и современных бизнес-хозяйствах принципиально различен.

Ну а если говорить о системах земледелия, то я сторонник хорошей оценки экономической эффективности совместно с применением передовых агротехнологий. Поэтому мы выбрали направление минимализации обработки почвы.

— Какая техника в Вашем хозяйстве, как Вы ее приобрели и планируете ли обновление технопарка? Возможно ли собирать хорошие урожаи на старой технике, обходясь ремонтами?

— У нас «смесь» старой, но проверенной техники, с современными агрегатами, необходимыми для использования передовых агротехнологий. К каждой покупке я подхожу из строгих экономических расчетов окупаемости. Поэтому были приобретены новая сеялки прямого высева, соевая жатка и планируется роторная борона. И этого более чем достаточно на данный момент. Знаете, можно бесконечно обновлять свою технику, но я вижу в этом серьезные риски потери рентабельности.

— Пользуетесь ли мерами господдержки?

— Где тут у меня смайлик? Ага, вот, нашел))). Я пытался взять субсидируемый кредит, но мне было отказано, так как юридическому лицу было меньше одного года. Несвязная поддержка практически бесполезна, так как требует страхования посевов, что нивелирует все ее плюсы. Но я по-прежнему хочу поучаствовать в субсидировании покупки элитных семян озимой пшеницы, хотя, боюсь, и там я наткнусь на какие-нибудь сложности.

— Какие у Вас почвы и как обстоит дело с внесением удобрений? Минеральные или органика? Проводите ли регулярные почвенные тесты?

— Почвы — в основном чернозем, суглинистый. Внесение удобрений мы рассчитываем очень скрупулезно на год вперед, основываясь как раз на почвенных тестах и динамике их показателей. Не забываем включать и эксперименты в наши схемы, чтобы искать более эффективные методы. Минеральные удобрения в обязательном порядке, а органику стараемся вносить через сохранение стерни и рассматриваем посевы сидератов как поджнивных культур.

— Система защиты культур – как Вы выбирали систему защиты для каждой группы растений, на что ориентировались – цена, производитель, общение с дилерами.

— Я приверженец интегральной системы защиты растений. Поэтому и все планы наших работ выстроены, основываясь на этом. Но первоначально я провел многие часы в диалогах с производителями, пытаясь отделить реальные советы от «впаривания», с коллегами-фермерами, пытаясь разговорить успешных, но особо молчаливых, и с профессорами, пытаясь понять насколько экономически оправданы их советы. Собрав все воедино и пропустив через опыт партнера и свои экономические расчеты, мы и сделали свой выбор.

— Сколько в процентах от затрат Вы инвестируете в СЗР, какие пестициды нужны каждый сезон для какой культуры?

— От 10% до 30% в зависимости от культур. Здесь все определяет экономический порог вредоносности. На кукурузе и подсолнечнике он меньше, а на сое даже 2-5 сорняков на квадратном метре уже снижают урожайность на 10-20%. И так как СЗР — это значительная часть затрат, то и к выбору пестицидов мы подходим очень тщательно. Важно здесь не забывать о строгих соответствиях регламенту, а также помнить, что на этой земле мне работать еще много-много лет и действовать соответственно. Если же интересны детали, то можно это обсудить в рамках отдельного большого диалога. Там есть куда углубляться.

— Как, по-Вашему, отстает ли агро в РФ от лидеров стран-производителей сельхозпродукции или, напротив, очевидна тенденция России к лидерству?

— Однозначно я не могу ответить на этот вопрос. Россия — лидер в экспорте пшеницы и может идти еще дальше, если этому не будут созданы препятствия. Мы лидеры в экологичности зерна, так как используем значительно меньше пестицидов, чем наши западные коллеги, и не используем ГМО в отличие от них. Но мы серьезно отстаем в селекции и переработке сельхозпродукции. Тут нужно срочно исправлять ситуацию. И для этого, я уверен, есть все возможности.

— Какова ситуация на сегодняшний день и какие планы на следующий сезон?

— Сейчас самое горячее время! Убрана пшеница и почти вся соя, вошли в подсолнечник, но и кукуруза уже готова. Начинаем сев озимых, чтобы они подольше вегетировали перед зимой. А что дальше? Реализация продукции, подведение итогов и анализ наших экспериментов с целью отбора лучших нововведений и включения их в технологические карты. Ах, да! Чуть не забыл… И отпуск!

— Агрообразование – повышаете ли Вы свой уровень профессиональных знаний, где берете информацию?

— Регулярно и в большом объеме. Во-первых, я поступаю в магистратуру на агрономию с целью изучения передовых технологий и налаживания связей в научном сообществе. Так что за 3-4 месяца приходится изучать материала 4 лет бакалавриата. Но это того стоит и уже дало свои плоды! Во-вторых, это online информация через подписку на страницы и блоги с необходимой тематикой. В-третьих, это встречи с коллегами, обмен опытом и регулярные посещения семинаров фирм-производителей, что также дает некоторую полезную информацию.

— Нужна ли российским фермерам самореклама и личный брендинг? Что это дает и стоит ли затраченного времени? Или, может, это должно сделать за фермера государство посредством региональных программ?

Первый вопрос хороший. И у меня нет на него пока однозначного ответа. Своим блогом я ставлю сейчас подобный эксперимент. С одной стороны, это уже дает свои плоды: близкие контакты и интересные предложения от производителей, обмен идеями и опытом с коллегами, обретение новых связей. Но любое качественное дело требует времени и сил. И пока мне рано говорить о его окупаемости. Давайте посмотрим через год.

Что касается государства, то я пока не знаю, чем оно может помочь в саморекламе и личном брендинге. Оно может не мешать.

— Должны ли фермеры объединяться в сообщества на региональном и общероссийском уровне или достаточно таких ассоциаций как, например, АККОР?

— Я считаю, что тут важна цель и желание самих фермеров. Для чего им объединяться? Чего добиваться или кому противостоять? Хотят ли они этого, или лучше было бы, чтобы их никто не трогал и не мешал? Если цель достойная и вызывает желание трудится ради нее, то я согласен. А если просто так, для каких-то потенциальных выгод, то у фермера есть куда приложить свои силы и время. Но это мое личное мнение.

— Назовите Ваши главные качества характера (мышления), которые помогают Вам добиваться поставленных целей. Есть ли у Вас собственная философия молодого фермера?

Мои основные качества — это способность аналитически мыслить, договариваться и быстро учиться. Пусть будет три. Что же касается философии, то для ее создания требуется время и большой опыт, а я только в начале пути!

Источник: agroxxi.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Опасный горчак ползучий заразил 4,9 тысячи гектаров в Алтайском крае
Сотрудники Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в ходе обследований территории Алтайского края обнаружили участки с растениями, имеющими морфологическое сходство с горчаком ползучим. Лабораторные исследования подтвердили, что данный сорняк - именно этот опасный карантинный объект.
Минсельхоз Бразилии одобрил регистрацию 328 пестицидов в 2024 году
С 2017 года количество ежегодно одобренных регистраций пестицидов превысило отметку в 400, достигнув рекорда в 2022 году с 652 одобрениями. Менее чем за 4 месяца до конца 2024 года Министерство сельского хозяйства Бразилии одобрило 328 регистраций пестицидов в текущем году, из которых 38 были биологическими продуктами (12%), 182 – химическими продуктами (55%) и 108 – техническими продуктами (33%).