Эксперт рассказал в интервью о ситуации роста цен на продовольствие
05 February 2015, 16:47
Госрегулирования цен на продукты пока не будет, заявил премьер Медведев. Он не видит оснований для вмешательства в рыночные процессы. Рост цен на продукты обсудим с исполнительным директором аналитического центра «Совэкон» Андреем Сизовым. Он в нашей студии в отеле «Арарат Хаятт».
— Андрей добрый день. В антимонопольной службе сразу два дела в отношении лиц хлеб заводов. Есть ли объективные причины для роста цен на хлеб? Насколько его стоимость зависит от курса валют?
— Давайте всё-таки немножко разбиремся с понятиями. У нас никого за повышение цен по опредеилению приследовать не могут. У нас и ФАС этим не занимается и тем более Генеральная прокуратура. У нас ФАС может заниматься соблюдением конкуренции. Я предположу, что видимо ФАС нашел, что хлебзавод где-то эту конкуренцию нарушил. И поэтому предъявляет притензии к этому хлебзаводу.
Потому что вот это, что нас кто-то должен контролировать цены — это миф совершенно несоответствующий случай нашим законам. Пока что.
А по поводу того, что есть у нас основания для роста цен на хлеб. Они есть. Связано это с тем, что дорожало основное сырье для производства хлеба, а именно мука.За последний месяц она подорожала примерно процентов на 30, если не больше. Соотвественно хлебозаводы выуждены повышать цены. Более того, напомню, что по итогам прошлого года цены на хлеб у нас росли весьма и весьма у нас слабо. Рост составлял 7,5%, что существенно ниже и общей продовольственной инфляции. Пока у нас по итогам января 2015 года рост в целом по России около 2%.
— А мука так почему подорожала?
— Мука подорожала пшеница и рожь из которых она производится.
— А что они не наши (пшеница и рожь)? Не в России выращиваются?
— Они выращиваются в России. Мы являемся частью мирового рынка по очень многим товарам. И в силу этого мы являлись по зерну довольно заметными экспортерами. Мировые цены у нас в долларах. И соответственно за счет девальвации у нас росли цены на зерно, а за ним шел рост цен на муку.
— Всё понятно, спасибо, что объяснили. С первого февраля действует экспортная пошлина на пшенцу. Рынок уже отреагировал? И какого эффекта ждете от этой меры?
— Строго говоря, было бы хорошо, если бы у нас эти ограничительные меры начали действовать реально с 1 февраля. Как это предполагалось. Но по факту ситуация более грустная. С середины декабря был ограничен различными неформальными методами экспорт. И вообщем до сих пор эта ситуация сохраняется.
То есть сейчас у нас есь неформальные ограничения и плюс сейчас вступила пошлина.
Как это сказалось на рынке?
Цены снижаются. На юге России, это наш основной эскпортный регион, фактически обвалились. Это примерно 2000 рублей, в процентах — это 20%.
В других регионах снижение меньше. 500-1000 рублей за тонну зерна. Это снижение произошло и эти деньги мы забрали у наших крестьян в предверии сева под новый урожай.
— Андрей, давайте попробуем разобраться с остальными продуктами. Какие больше всего зависят от импорта и роста курса валют? Вот говорят о высоком повышении цен на сахар, фрукты, молочную продукцию. Ваше мнение?
— Действительно, то, что по сахару, большая чась производится у нас. Это свеклоичный сахар, но так сложилось исторически, что мы всегда были привязаны к мировому рынку серца. Этот рынок торгуется в долларах и соответственно что сейчас у нас происходит это рост по сахару, а он связан с девальвацией. Это позиция №1 весьма зависимая от импорта и от курса рубля к доллару. Также высокая зависимость по фруктам и овощам, особенно сейчас когда их нету. Поэтому мы видим в январе очень высокие темпы роста. Это и мы видим и Росстат. Темпы роста на овощи и фрукты 20-30%. То есть с одной стороны у нас есть сезонный фактор, что нету отечественных фрутов и овощей. У нас есть фактор девальвации, и у нас есть продовольственные антисанкции, которые дополнительно сказываются, разогревают продовольственную инфляцию.
Лично я как налогоплательщик, совершенно не счастлив, что у нас ФАС и Генпрокуратура, вместо того, чтобы заниматься тем, чем они должны заниматься, ходят по магазинам и смотрят на ценники и занимаются не понятно чем.
Кроме того, добавлю, что это добавляет головную боль ретейлерам, которые обязаны какие-то документы предоставлять, каких-то бухгалтеров нанимать, чтобы они эти документы предоставляли. И в результате эти дополнительные издержки, котрые несет ритейл, они перекладывают на потребителя.
— Спасибо за интервью, напомним, что с нами был исполнительный директоро аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
Ваш комментарий
|
|