Директор тракторного завода: инфляция разгонит цены на сельхозтехнику Юга
14 September 2023, 16:12
Повышение ключевой ставки негативно отразится на обновлении парка сельхозтехники в РФ. Почему ситуация на Юге будет менее острой, РБК ТВ Юг рассказал директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков
— Уборочная кампания 2023 года в самом разгаре, по отдельным культурам она близится к завершению. Оцените состояние сельхозтехники российских аграриев и аграриев Юга страны по итогам этой кампании? Насколько критичен износ техники в данный момент с учетом того, что аграрии в среднем неохотно обновляют свой автопарк в нынешних экономических условиях?
— Если мы говорим о задаче обеспечить сельское хозяйство агротехникой для возделывания разного рода культур и их уборки, то сегодня мы в общем и целом способны с ней справиться, но не в оптимальные сроки. Соответственно, сельское хозяйство несет определенные потери. Есть выработанные в мире нормы по объему техники для нужд сельского хозяйства, они считаются в лошадиных силах на 1 га, или в количестве тракторов и комбайнов на объем пашни. В этом отношении Россия находится не в самом лучшем положении. Далеко не в передовом. Нужно увеличивать объемы поставки сельхозтехники, делать ее доступной, качественной, улучшать сервис.
За последние 10 лет было сделано достаточно много, было бы неправильным это не отметить. Общий объем техники стал гораздо лучше. Ее уровень стал выше. Вместе с тем, интенсивная эксплуатация техники требует поддерживать темпы ее обновления, тогда как в 2023 году они резко снизились. Если ситуация с обеспечением сельхозтехникой не изменится, я имею в виду спрос и платежеспособность аграриев, мы увидим негативные тенденции в будущем.
— В мае этого года АСХОД сообщала, что продажи отечественной сельхозтехники в первом квартале 2023 года упали почти на 8% в денежном выражении. Спрос в объемном выражении сократился на четверть. Согласны ли вы с такой оценкой?
— Падение спроса на сельхозтехнику — это объективная данность. В зависимости от производителя, объемы падения доходят до 70%. Если брать непосредственно Петербургский тракторный завод, то мы имеем падение в районе 10% (в первом полугодии 2023 года — прим. ред. РБК ТВ Юг). Будем смотреть, как будет развиваться ситуация во втором полугодии. Происходят события, которые негативно влияют на рынок — это повышение ключевой ставки, торможение выдачи льготных кредитов аграриям. Цена на зерно также не проявляет сильного отскока в сторону увеличения. Пока все очень настороженно смотрят на ситуацию и выжидают, как закончится уборочная, и как мы войдем в осень.
Юг России традиционно самый развитый регион, особенно если мы говорим про Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, регионы Северного Кавказа. Близость к черноморским портам и определенные климатические условия дают выигрыш в этом плане. Это сказывается на платежеспособности и на спросе населения. Если берем южные регионы, то там и спад спроса значительно ниже, и восстановление цен произошло быстро по сравнению с другими регионами России. На Юге сегодня цена на зерно достаточно хорошо поднимается. Я не говорю, что этого достаточно с точки зрения оптимального платежеспособного спроса, но, по сравнению с регионами Сибири, это значительная разница. Поэтому Юг выглядит лучше всех.
О ценах на сельхозтехнику
— В июне министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев на итоговом заседании коллегии Минсельхоза говорил, что цены на наиболее востребованные модели тракторов российского производства могут снизиться на 20% по сравнению с текущим уровнем. Согласны ли вы с таким прогнозом? На каком уровне, на ваш взгляд, сейчас установились цены на сельхозтехнику, преодолен ли пик цен?
— Цены на сельхозтехнику для конечного потребителя снизились в этом году, но сделано это было за счет субсидий по постановлению Правительства № 1432. Мы в последние годы видим достаточно серьезный инфляционный процесс в промышленности, особенно в 2022 году, в первом полугодии. Тогда был резкий скачок затрат.
Ужесточение, с моей точки зрения, политики Центробанка разгонит инфляцию в промышленности. И здесь нужно будет понимать, на каких параметрах она остановится. Достаточно вспомнить, сколько было скандалов и громких заявлений по поводу цен на металл на протяжении последних трех лет. Техника, которую мы выпускаем, вся из металла. Плюс затраты на энергоресурсы, транспорт, играет роль и резкое увеличение цен на топливо. Все это влияет на издержки.
Я очень тревожно смотрю на ситуацию с инфляцией. Мы видим, что если во втором полугодии 2022 года и первом полугодии 2023 года она была умеренной, то сейчас уже видно, что она начинает разгоняться. Будем стараться удерживать цены. Это жизненно важно для заводов по причине того, что платежеспособность аграриев оставляет желать лучшего в связи с ценовой конъюнктурой на зерно.
До конца года будет действовать постановление № 1432, и все будут стараться удерживаться в рамках. О снижении цен сегодня говорить крайне тяжело, для этого нет объективных предпосылок.
— На Кубани субсидии на покупку сельхозтехники в 2023 году увеличили вдвое. В текущем году объем субсидий увеличили до 80 млн руб. Аграриям компенсируют 10% затрат на покупку сельскохозяйственной техники российского производства или произведенной в дружественных странах. Насколько, по вашим наблюдениям, подобные меры господдержки эффективны сейчас, достаточно ли их в целом по России и на Юге России в частности?
Может быть, я прозвучу жестко в этом плане, но в тех условиях, которые есть, и это хорошо. Было бы правильно говорить, что нашему сельскому хозяйству необходимо дать достойный, понятный, стабильный доход, выраженный в том, что результаты его труда покупают за экономически обоснованные деньги. Тогда, в принципе, можно от всех субсидий отказаться, потому что они в этих условиях выглядят как «костыли».
Мы вынуждены субсидировать, потому что у нас разбалансированы экономические цепочки между отраслями. У нас в одни годы у растениеводов высокая доходность и хорошая рентабельность, тогда как у мукомолов проблемы. В другие годы обратная ситуация и растениеводы жалуются, что не могут инвестировать и покупать сельхозтехнику, удобрения. Как результат, цены на прилавках не меняются в меньшую сторону. То есть, условная домохозяйка дешевле не покупает. Это говорит о том, что никто не следит даже за межотраслевой цепочкой от поля до прилавка. И это главная проблема.
Мне кажется, надо задуматься о коренных причинах. Падение спроса на сельхозтехнику всегда связано с ростом или падением цен на зерно. Рынок отражает эту ситуацию. Второй момент — это кредитно-финансовые инструменты. Они являются важной цепочкой в обеспечении сельского хозяйства оборотными инвестиционными ресурсами.
Мы имеем пики расходов на полевые работы, на посевную, на уборочную, а доход получаем только с продажи урожая. Иными словами у нас имеется достаточно ярко выраженный кассовый разрыв между производственным процессом и доходной частью. В результате, мы вынуждены субсидировать ставки по кредитам, выдавать так называемые льготные инвесткредиты, что, честно говоря, является просто перекачкой денег из бюджета в банковский сектор.
О конкуренции с Китаем и выставках
— Мы много говорили с представителями вашей отрасли, как китайская сельхозтехника сейчас активно заходит на российский рынок. На ваш взгляд, насколько китайские производители сейчас конкурентоспособны на рынке Юга России? Какой объем рынка они сейчас занимают и могут потенциально занять? Насколько китайская техника подходит для условий работы на Кубани, в Ростовской области, Северном Кавказе в сравнении с той, которую производят в России?
— Давайте разделим ответ на три блока. Китайская техника имеет разные характеристики по тракторам, комбайнам и другому виду техники, включая почвообрабатывающие машины, самоходные опрыскиватели и так далее. Китайцы поставляют тракторы в сегменте до 260 л.с. Надо сказать, что продукты у них достаточно хорошие, не стоит их недооценивать. Они многое сделали для технологического развития собственной промышленности и предприятий, в области инноваций.
Здесь нужно всем озаботиться вопросом, связанным с тем, что в России такие машины вообще не производят. Производят наши белорусские коллеги. И у белорусских коллег, конечно же, достаточно серьезные проблемы, так как они испытывают давление в части конкуренции с китайскими производителями.
В связи с этим возникают задачи подтягивать уровень техники, заниматься вопросами технологического развития предприятий и изменением конструкций состава машин, подтягивать уровень сервиса и товаропроводящей сети. Это задачи, которые промышленники должны сами выполнять вместе с соответствующими ведомствами своих стран. Нужно думать о мерах защиты рынка и его регулировать.
Есть сигналы, что китайская техника на российский рынок заходит гораздо дешевле, чем она продается в Китае. Это говорит о том, что они приняли некую экспортную программу. Такая ситуация уже была в дорожно-строительной технике определенное время назад, когда они субсидировали экспорт теми или иными мерами господдержки, захватывая рынок путем прямого демпинга. Тоже очень важный момент.
Мы имеем серьезного конкурента в виде индустриального мощного Китая, который, с одной стороны, дает хороший технологический уровень, и это нельзя отрицать, а с другой, имеет серьезные госпрограммы поддержки экспорта и демпингует, обваливая цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Кратковременно — хорошо. Долгосрочно, стратегически — конечно, это проигрыш.
Нам нужно создавать программы поддержки развития компонентов, потому что машину надо из чего-то собирать, и заниматься мерами защиты внутреннего рынка, безусловно.
— Насколько за последние год-полтора изменилась конкуренция на рынке сельхозтехники между российскими компаниями? Насколько производители сельхозтехники Юга России выдерживают, на ваш взгляд, конкуренцию с коллегами из других регионов и стран?
На Юге России хорошие, сильные предприятия, с хорошими трудовыми коллективами. Очень много компаний сегодня работают в области компонентного производства. Видно, что есть развитие, есть усилия. Есть, конечно, чем еще заниматься всем нам, но поступательное развитие вперед идет, в том числе, на Юге России.
— Как в нынешних условиях будут себя вести аграрии? Какую политику изберут в части обновления техники? Стоит ли ждать так называемый «массовый каннибализм» имеющегося парка, о котором говорят многие эксперты?
— Они будут вести себя осторожно, как любой нормальный человек в условиях большого количества неопределенностей в уравнении и планирования. Мы сегодня видим, что резко растет спрос на запасные части, это говорит о том, что аграрии предпочитают ремонтировать технику, стараются продлить ее жизненный цикл. Пока не прояснится ситуация, поведение будет достаточно осторожным.
Прежде чем давать прогнозы, нужно понять, как будут меняться правила экспорта, сколько мы получим урожая. Люди должны получить внятные сигналы о том, какими будут тенденции в политике, которая бы настраивала внутренние процессы таким образом, чтобы каждая межотраслевая цепочка производства сельхозпродукции и продуктов питания находилась в положительной экономической зоне. Если таких сигналов не будет, то все будут осторожно сидеть и наблюдать, как будет идти процесс.
На Юге очень ярко выражен процесс укрупнения предприятий сельского хозяйства. Я называю этот процесс «монополизацией». Очень много сделок по продажам и покупкам агропредприятий. Это тоже внесет свой вклад в вопросы, связанные с приобретением сельхозтехники.
— В ноябре этого года в Краснодаре пройдет юбилейная Международная сельскохозяйственная выставка «ЮГАГРО». Насколько она важна для вас? По опыту прошлых лет, насколько полезным может быть участие в подобных мероприятиях? Что именно планируете представить на выставке в этом году?
— Площадка, безусловно, важна. Выставочная деятельность является важным моментом в работе любых видов предприятий, в любых системах. Поэтому мы в ней активно участвуем. Будем представлять нашу машину с системой точного земледелия автопилотирования с отечественными решениями. Новые варианты двигателей, новые варианты коробок передач на серию тракторов К-5 и К-7. Активно проведем это мероприятие и не ударим лицом в грязь.
Ваш комментарий
|
|