Андрей Сизов: любые попытки государства ограничить доходы сельхозпроизводителей – это изъятие средств из растениеводства
13 May 2015, 09:46
Недавно Минсельхоз рассказал о новом механизме регулирования зернового рынка, который может заработать уже 1 июля. Ведомство предложило установить пороговую стоимость в размере 12 тысяч рублей, которая будет по силам «как для производителей зерна, так и для животноводства». Итоги введения экспортной пошлины на зерно прокомментировал Андрей Сизов, исполнительный директор информационно-аналитического центра «Совэкон».
— Как оцениваете итоги введения экспортной пошлины? К каким результатам это привело?
— Это привело, по нашим расчетам, к изъятию из области растениеводства 15-20 миллиардов рублей. Структура экспорта поменялась вполне очевидно. Экспортируемые объемы упали, если говорить отдельно о пшенице — недоэкспортировано свыше двух миллионов тонн. По факту, Правительство говорит о новом постоянном ограничительном механизме. Нет никакого другого бизнеса, где бы вводились дополнительные налоги. Естественно, это невыгодно.
— Что вы думаете по поводу нового механизма контроля за экспортом? Какие последствия ожидают рынок после его введения в действие?
— Я предлагаю его оценивать только после того, как он будет введен. На данный момент его согласование еще не прошло в ведомствах. Можно сказать одно: любые попытки государства ограничить доходы сельхозпроизводителей – это изъятие средств из растениеводства. Это налог, побор, размер которого сейчас обсуждается. Соответственно увеличиваются риски, Правительство говорит о том, что необходимо более оперативно вмешиваться в функционирование рынка. Цели каких-либо ограничений при этом мне неясны. Правительство говорит о том, что увеличение регулирования зернового рынка поможет ограничить продовольственную инфляцию – такие заявления не соответствуют действительности. Связь цен с уровнем продовольственной инфляции нулевая, мы проводили соответствующие расчеты.
— Насколько адекватна цена в 12000 рублей за тонну для сегодняшнего рынка?
— Вопрос в том, почему в отдельно взятой отрасли экономики — сельском хозяйстве — Правительство решило заняться регулированием цен? Пусть то будут ограничения в десять, двадцать тысяч – это одинаково необоснованные цифры.
Означает ли регулирование то, что мы идем к появлению сельскохозяйственного госплана? Кроме того, если существует регулирование цен на продукцию растениеводства, должны быть и ограничения на материально-технические ресурсы, потребляемые отраслью: семена, удобрения, сельхозтехнику, горючее. Пока просто ограничены доходы сельхозпроизводителей, не говоря об ограничении расходов. Если стоимость зерна на мировом рынке будет 300-350 долларов, курс, к примеру, 60 рублей, 18 тысяч рублей – намного выше пороговой цифры в 12000 рублей, часть разницы дохода будет изыматься. Если цены на зерно будут в пределах 300-350 долларов (а это реалии прошлого года), значительно вырастет стоимость удобрений и других расходников. Будут ли компенсироваться производителям их возросшие расходы? Уверен, что нет. Пока Правительство не готово компенсировать возросшие расходы сельхозпроизводителей, оно не имеет право вмешиваться в ценообразование продукции растениеводства.
Ваш комментарий
|
|