С недобрыми намерениями: европейцы жалуются на засилье российских удобрений
05 August 2024, 13:05

Европейские производители удобрений требуют ограничить поставки из России и утверждают, что те угрожают продовольственной безопасности континента. Из-за низких внутренних цен на газ и девальвации рубля себестоимость российских удобрений ниже, чем у конкурентов. Сможет ли Европа отказаться от импорта и чем это может грозить российским производителям, разбирался Forbes

Financial Times недавно сообщила об озабоченности европейских производителей удобрений возросшими поставками дешевой продукции из России. Представители отрасли заявили изданию, что могут быть вынуждены закрыть свои предприятия или перенести производство за пределы Европы, а также о том, что зависимость от российских поставок может представлять угрозу продовольственной безопасности континента.

По утверждению ассоциации Fertilizers Europe, объединяющей крупнейших производителей удобрений в ЕC, изменения на энергетическом рынке, вызванные «спецоперацией»*, выявили критическую уязвимость Европы с точки зрения продовольственной безопасности. «Цены на природный газ, составляющий примерно 90% себестоимости производства азотных удобрений, резко возросли из-за конфликта, что привело к резкому росту цен на удобрения в 2022-2023 годах. Несмотря на то, что цены на удобрения снизились, а ЕС успешно сократил энергетическую зависимость от Москвы, возникает новая проблема, поскольку Россия укрепляет свою роль в качестве ключевого поставщика удобрений в ЕС… Импорт российских удобрений в ЕС с 2020 по 2023 год увеличился на 60%», — утверждает ассоциация.

Значительный рост импорта российских удобрений нанес ущерб промышленности ЕС, уже пострадавшей от беспрецедентного роста цен на природный газ, отмечает Fertilizers Europe. К началу 2023 года 40-50% мощностей по производству аммиака (используется в качестве сырья для изготовления азотных, фосфорных и сложных удобрений. — Forbes) в ЕС простаивали, посчитали аналитики ассоциации. Хотя в настоящее время ситуация нормализуется, 10-20% мощностей в ЕС по-прежнему остановлены, а некоторые предприятия по производству аммиака были вынуждены закрыться навсегда. Наиболее показательным примером, который приводит Fertilizers Europe, является закрытие в начале 2023 года принадлежащего одной из крупнейших мировых химических групп BASF завода по производству аммиака в германском Людвигсхафене, в результате чего 2600 человек потеряли работу.

Производители удобрений в ЕС располагают необходимыми возможностями для обеспечения местных фермеров азотными удобрениями, не прибегая к импорту карбамида (мочевины, азотного удобрения, производимого с использованием природного газа. — Forbes) из России, указывает Fertilizers Europe. В 2022 году, напоминает ассоциация, общее потребление удобрений в 27 странах ЕС составило 16 млн т, из которых около 9,3 млн т пришлось на азотные удобрения. Доля импортной продукции в потреблении ЕС исторически составляет около 32% от спроса. В то же время общая производственная мощность ЕС по удобрениям составляет 14,8 млн т. «Предприятия ЕС по производству удобрений располагаются на всей территории ЕС и являются наилучшими в стратегическом отношении поставщиками, могущими обеспечить местных фермеров высококачественными удобрениями», — сказано в документе.

Ратующее за европейскую интеграцию издание Euractiv считает, что ЕС должен принять срочные меры для остановки импорта российских удобрений. Оно подсчитало, что в настоящее время на Россию приходится около трети общего объема импорта удобрений в ЕС, а Франция, в частности, импортирует из России 80% необходимых ей удобрений. «Россия регулирует [внутренние] цены на газ и удерживает их на низком уровне, что позволило [российским]производителям удобрений нанести ущерб производителям в ЕС», — говорится в статье Euractiv. В первую очередь, отмечает издание, это касается карбамида.

Euractiv предлагает в качестве одного из решений ввести заградительные пошлины на российские удобрения. Предлагаемые меры должны касаться только ЕС, что позволит России перенаправить экспорт на другие рынки, отмечает издание. «ЕС располагает достаточными мощностями для производства удобрений, необходимых для местного рынка, если импорт из России будет заблокирован, — пишет Euractiv. — В таком случае мировые поставки удобрений ожидаемо увеличатся, а влияние на цены, если таковое вообще будет иметь место, будет снижаться». Чтобы фермеры ЕС не пострадали от последствий введения пошлин на импорт российского карбамида, ЕС мог бы ввести их с отсрочкой и дать заводам из ЕС время на наращивание производства для удовлетворения спроса. «Фермеры не останутся без необходимых им удобрений, поскольку ЕС располагает достаточными резервными мощностями», — считает Euractiv.

По данным Европейской комиссии, производство удобрений в ЕС снизилось на 8,4%, с 30,8 млн т в 2022 году до 28,2 млн т в 2023-м. Выпуск фосфорных удобрений рухнул на 64%, с 1,2 млн т до 0,43 млн т, азотных — снизился на 2%, с 14,6 млн т до 14,3 млн т, калийных — на 12,5%, с 2,4 млн т до 2,1 млн т, смешанных — на 9,5%, с 12,6 млн т до 11,4 млн т. Немного уменьшилось также производство аммиака — с 8,9 млн т до 8,8 млн т. По данным Eurostat, предоставленным организацией Forbes, поставки удобрений из России в ЕС в январе — мае нынешнего года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,7 раза — с 1,2 до 1,9 млн т, а их совокупная стоимость поднялась на 26% — с €499 млн до €649 млн.

ЕС неоднократно заявлял, что сельскохозяйственная продукция России, включая удобрения, не является объектом европейских санкций. Введенные санкции не запрещают предприятиям ЕС приобретать, импортировать или оплачивать российскую сельскохозяйственную продукцию при условии, что к этому не причастны подпадающие под санкции лица. Государствам ЕС разрешено предоставлять доступ в европейские порты судам под российским флагом, а также въезд в ЕС российским автоперевозчикам с целью импорта или транспортировки сельскохозяйственной продукции, включая удобрения.

Что случится в случае введения ограничений

«У европейцев цель одна — поднять цену, но таким образом, чтобы заработали собственные производители и было выгодно покупать американский газ, — считает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. — Нужды фермеров для них — это наименее важный фактор». По словам эксперта, США, которые являются одним из крупнейших экспортеров удобрений, в случае введения ЕС ограничений на импорт российских удобрений могут потерять традиционные рынки Бразилии и Аргентины, поскольку Россия может туда направить высвобождающиеся в Европе объемы удобрений с дисконтом.

Европейцы закрывают производства не потому, что их вытесняют российские производители, а потому, что они отказались от российского газа, считает независимый аналитик Елена Сахнова. Цена на газ для них соответственно выросла, и они стали неконкурентоспособны, утверждает эксперт. «Рынок удобрений глобален, — напоминает Сахнова. — Это означает, что если Европа введет пошлины, то Россия просто перенаправит объемы на другие рынки. Если же европейцы увеличат производство, то на глобальном рынке возникнет избыток предложения. В результате цены упадут, и компании наверху кривой затрат будут закрываться. А наверху этой кривой как раз европейцы. Предположим, Европа не даст своим производителям закрыться с помощью высоких пошлин, что приведет к завышенным ценам на продовольствие в Европе. Тогда закрываться будут мощности в Китае, потом в Индии, так как они следующие на кривой затрат. Российские производители находятся внизу кривой затрат благодаря девальвации рубля».

Не все принимают призывы европейских производителей всерьез. «Похоже, все эти заявления имеют целью выбить дотации, — сказал Forbes источник на рынке, пожелавший остаться неназванным. — На самом деле ЕС и США, которые утверждали, что удобрения под санкции не подпадают, вряд ли пойдут на введение запретительных пошлин».

Власти ЕС, скорее всего, не пойдут на полный запрет импорта минеральных удобрений, так как собственное производство в нем не закрывает потребление полностью, считает независимый аналитик Леонид Хазанов. По его словам, особо сложная ситуация складывается в ЕС с фосфорными удобрениями. «Дело в том, что ЕС жестко регламентирует содержание в них токсичного кадмия, — говорит Хазанов. — В то же время обеспечить соответствие этим требованиям можно только при условии использования апатитового сырья, которое в ЕС вообще не добывается. Конечно, можно выпускать агрохимикаты из фосфоритов, однако извлечение кадмия в процессе их переработки слишком затратно». Поэтому, говорит Хазанов, установив эмбарго на ввоз фосфорных удобрений, выпускаемых в России, ЕС не сможет заменить их продукцией аналогичного качества из любой другой страны, тем более что фосфорные удобрения производятся в ограниченном числе государств. При подобном раскладе дефицит вместе с ростом цен на рынке ЕС станет неизбежным».

С апреля 2022 года и до 2023-го российский экспорт удобрений в страны Евросоюза снижался, напоминает ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. По его словам, если в 2021 году, по данным Eurostat, Россия поставила в ЕС 5,4 млн т удобрений, то в 2022-2023 годах объемы упали до 4,2-3,9 млн т соответственно. Снижался и вклад российских поставок в общий объем европейского импорта удобрений, составивший в 2022-2023 годах около 24% против 30-35% в 2019-2021 годах.

Однако с середины 2023 года ситуация начала улучшаться, а по итогам января — мая 2024 года показатели торговли удобрениями между РФ и ЕС практически вернулись к докризисным уровням. При этом, отмечает Данилов, крупнейшей статьей экспорта из России в европейские страны остаются азотные удобрения, на которые, по данным Eurostat, в январе — мае 2024 года пришлось 58,5% всех поставок. «Специфика азотных удобрений такова, что при их производстве в больших объемах используется природный газ, — отмечает Данилов. — Российские производители закупают газ по искусственно ограниченным внутренним ценам, в то время как европейские производители вынуждены платить полную рыночную стоимость, что дает отечественным поставщикам значительное преимущество в себестоимости. И хотя цены на природный газ в Европе сейчас кратно ниже экстремумов 2022-го, их уровень по-прежнему превышает докризисные значения 2019-2021 годов». Таким образом, считает эксперт, стремление европейцев пролоббировать защиту от дешевых поставок из России является вполне ожидаемым. В то же время, полагает Данилов, сценарий частичного или полного запрета на импорт удобрений из России кажется маловероятным, так как ее вклад в совокупный европейский импорт удобрений по-прежнему остается крайне высоким.

В свою очередь, Россия не столь зависима от европейского рынка, полагает Данилов. «Согласно нашей оценке, на поставки в Евросоюз в январе — мае 2024 года пришлось лишь 10-12% российского экспорта удобрений, — отмечает он. — Это по-прежнему значимое экспортное направление, однако ЕС не является ведущим аграрным регионом мира. И, учитывая недружественную политику западных стран, сотрудничество со странами Южной Америки, Азии и Африки в последние два года только возросло. Также существует и весьма емкий внутренний рынок, потребляющий около 35% производимых в России удобрений. Тот факт, что у российских производителей удобрений нет проблем с экспортом по направлениям помимо Европы, косвенно подтверждают растущие объемы выпуска. Таким образом, мы полагаем, что в случае введения ограничительных мер Евросоюзом в отношении российского импорта удобрений отечественные производители смогут перенаправить выпавшие поставки на альтернативные направления».

Россия — мировой лидер по поставкам удобрений, говорится в присланном Forbes комментарии Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). «Наша страна остается крупнейшим участником мировой торговли минеральными удобрениями с долей в 18%, — отмечает РАПУ. — То есть каждая шестая тонна в мире импортируется из России. Неизменный стратегический приоритет для отечественных производителей минеральных удобрений — российский АПК. Также наши удобрения поставляются более чем в 100 стран мира. Российские удобрения отличаются экологичностью и высокой эффективностью, не содержат концентраций кадмия и других тяжелых металлов, опасных для здоровья человека. Поэтому на них высокий спрос во всем мире, особенно с учетом ограничений в ЕС оборота удобрений с высоким содержанием кадмия».

Россия наращивает производство и экспорт

Производство удобрений в России за первое полугодие 2024-го в физической массе увеличилось на 9% по сравнению с 29,2 млн т за тот же период 2023-го — до 31,8 млн т. Выпуск азотных практически не изменился, составив 14,5 млн т, фосфорных — вырос на 8%, с 277 521 т до 302 006 т, калийных — в полтора раза, с 5,5 млн т до 8,3 млн т, сложных — снизился на 2,2%, с 8,9 млн т до 8,7 млн т. Производство аммиака выросло почти на 6% — с 8,5 млн т до 9,0 млн т.

Хотя Федеральная таможенная служба закрыла экспортную статистику, РЖД сообщает, что экспортные перевозки удобрений по железнодорожной сети в направлении портов в первом полугодии 2024-го выросли на 16,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 16,6 млн т. Перевозки в направлении портов Северо-Запада выросли на 26%, до 11,9 млн т, Юга — на 12%, до почти 2 млн т, а в направлении портов Дальнего Востока объемы выросли в 2,8 раза — до 88 000 т. Всего с января по июнь 2024 года на сети железных дорог погружено 33,9 млн т удобрений, что на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в сообщении РЖД.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АМТП), в первом полугодии на экспорт было отправлено еще больше удобрений — 21,3 млн т, причем рост к аналогичному периоду 2023-го составил 28,1%.

По словам Сахновой, основные рынки сбыта российских удобрений сейчас находятся в Азии и Латинской Америке — это Китай, Индия, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и некоторые другие страны. В Латинской Америке главный импортер — Бразилия. «Кроме того, мы сейчас активно идем в Африку. Работаем практически со всеми странами. Это хороший, растущий рынок», — говорит Сахнова.

Много удобрений остается в стране. По сообщению РАПУ, на 24 июля был обеспечен 71% потребностей АПК России на нынешний год. Аграрии получили 5,45 млн т удобрений в пересчете на 100% питательных веществ, сообщает сайт РАПУ (ассоциация приводит данные в пересчете на действующее вещество, которого в разных видах удобрений может быть менее 10% или более 60%).

Глава РАПУ Андрей Гурьев прогнозировал рост выпуска удобрений в нынешнем году на 10%, до рекордных 64 млн т, а рост экспорта удобрений — до уровня 2021 года. По данным ФТС, экспорт азотных, калийных и комплексных удобрений в 2021 году в физической массе составил 37,6 млн т (14,5 млн т азотных, 11,9 млн т калийных, 11,2 млн т сложных) на общую сумму $12,5 млрд.

forbes.ru

Прогноз биржевых цен с 5 по 9 августа 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ФАО повысила прогноз производства пшеницы на 2024-2025 годы
ФАО повысила прогноз производства пшеницы на 2024-2025 гг до 791,4 миллиона тонн
Мьянма задумалась об обмене риса и масла на нефть и газ из России
Мьянма уже торгует по бартеру с Китаем и может перейти на этот принцип с Россией, допустил министр сельского хозяйства Чжо Све Лин.