Казахстан: сотни груженных зерном вагонов простаивают на железнодорожных тупиках
03 April 2020, 11:52

Зерновые трейдеры, которые из-за запрета на импорт зерна не могут выполнить свои обязательства перед покупателями, просят у Правительства послаблений.

О проблемах экспортеров зерна, связанных с невозможностью выполнить договорные обязательства, на платформе «Открытый диалог» первым рассказал директор ТОО «Новоишимская зерновая компания» Нурлан Габбасов. Только одна эта компания, расположенная в Северо-Казахстанской области, задолжала иностранным предприятиям миллиарды тенге. Казахстанское зерно от казахстанского экспортера ждут в Узбекистане, Кыргызстане и Афганистане.

«Первую партию продукции мы должны были отправить в конце марта. Сроки закрытия договоров – конец апреля. Как долго продлится запрет на экспорт зерна, никто не знает. Наши клиенты каждый день требуют или поставки товара или возврата денег», — рассказал предприниматель.

Казахстанские зерновые трейдеры, то есть экспортеры зерна, работают по почти стопроцентной предоплате. Заключив договор с иностранными покупателями, они сразу же берут почти всю стоимость поставляемой продукции. На эти деньги закупают зерно у крестьянских хозяйств, транспортируют его на элеваторы, затем нанимают технику, чтобы пшеницу загрузили в вагоны, оплачивают транс-логистические услуги.

Последняя сделка мало чем отличалась от всех предыдущих по условиям.

«Ежемесячно мы отгружаем за пределы Казахстана около 30 тысяч тонн пшеницы. За этот объем с нами полностью рассчитались. И мы должны его либо поставить, либо вернуть деньги. Но деньги мы все потратили – на выкуп зерна у крестьян, на отгрузку пшеницы, на ее загрузку для отправки, также оплачены все экспедиторские услуги. Даже если предположить, что мы попросим всех своих фермеров, с которыми работаем, принять обратно свою пшеницу, хотя это и невозможно в принципе, они опять же не смогут вернуть нам наши деньги, поскольку в свою очередь тоже потратили их на подготовку к весенне-полевым работам», — рассказал суть проблемы директор «Новоишимской зерновой компании».

О какой конкретно сумме идет речь, Нурлан Габбасов не говорит. Но если учесть, что сегодня тонна пшеницы стоит в пределах 237 долларов за тонну, а ее должны отгрузить за пределы республики 30 тысяч тонн, то только одна Новоишимская зерновая компания должна вернуть иностранным потребителям более семи миллионов долларов.

А в республике насчитывается свыше 250 зерновых трейдеров, которые работают по аналогичной схеме. Поставки зерна обычно осуществляются ежемесячно в конце месяца.

При этом он считает, что вопрос вовсе не в сумме.

«Не суть важно, сколько мы должны своим клиентам. Вопрос в другом. Я считаю, что Правительству, как заботящемуся о развитии отечественного бизнеса, нужно было хотя бы за несколько дней уведомить нас о запрете на экспорт. Ведь это стало для нас полной неожиданностью. Сегодня я подготовил вагоны к отправке, а завтра их возвращают с границы, потому что накануне было принято решение о запрете на вывоз пшеницы из страны. Дали бы нам пару дней, мы бы смогли хотя бы частично исполнить свои договорные обязательства и положение сейчас было бы не столь плачевным», — высказывает свое мнение экспортер зерна.

На предприятии трудятся около 300 человек (у Новоишимской зерновой компании есть собственный небольшой элеватор, плюс водители, рабочие, логисты). Пока им всем платят заработную плату. Точнее — заплатили за март. Заработного фонда на апрель уже нет. Зерновые трейдеры все же надеются, что им удастся достучаться до правительства. Нурлан Габбасов написал письмо на имя Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, председателя партии «Nur Otan» Нурсултана Назарбаева, министра сельского хозяйства Сапархана Омарова.

«Мы очень просим хотя бы частично разрешить нам исполнить свои договорные обязательства перед иностранными компаниями. Если нам этого не разрешат, то мы вынуждены будем распустить весь свой штат сотрудников», — Нурлан Габбасов не исключает и такой исход.

А еще, по мнению экспортера зерна, запрет на экспорт пшеницы перед самой посевной, ставит под удар непосредственно тех, кто взращивает хлеб. Предприниматель, который 17 лет работает на хлебном рынке, уверен, что простые фермеры сильно зависимы от трейдеров.

«Только наша компания работает с 30-40 хлебными хозяйствами. И я вас заверяю, что фермеры в большинстве своем не работают с банками. Им гораздо проще и выгодней взять деньги у нас, экспортеров, пустить их в посевную, на ремонт или покупку необходимой техники, на другие сопутствующие расходы, а осенью рассчитаться с нами натурпродуктом». Вот сегодня крестьяне уже обращаются к нам за деньгами в счет будущего урожая, а у нас все оборотные средства остались в товаре. Денег вообще нет», — приводит последний аргумент в свою пользу директор «Новоишимской зерновой компании».

22 марта Министерство сельского хозяйства в период действия режима чрезвычайного положения и в целях обеспечения внутренних потребностей страны в зерне ввело запрет на его экспорт. 2 апреля стало известно, что запрет заменен на ограничение, предусматривающее выделение квот. Как сообщили в пресс-службе министерства сельского хозяйства, апрельская квота на вывоз пшеницы составляет 200 тысяч тонн. У экспортеров зерна есть сутки, чтобы подать соответствующую заявку. Последние принимаются до 18.00 3 апреля. Объем квот будет рассчитываться по нескольким формулам. Сначала выясняется общий объем для получения квоты на вывоз товаров. Затем определяется удельный вес каждого заявителя в общем объеме. Если общий объем превышает объем квоты, возможности для вывоза рассчитываются пропорционально доле заявителя в общем масштабе.

Читайте прогноз биржевых цен на 3 апреля 2020.

Источник: liter.kz

Теги     Казахстан      вагоны      экспорт      зерновые   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест