Казахстан и Китай намерены расширять сотрудничество в сельском хозяйстве
23 December 2015, 10:05

Сегодня РК сталкивается с теми же проблемами агрокомплекса, что и КНР в конце прошлого века.

У нас для этого есть богатые земельные угодья, у Китая — технологии и инвестиции. Но главное — желание и возможности обеих стран обмениваться опытом в области агропроизводства.

Задачи, которые стоят сегодня перед агрокомплексом Казахстана, по сути, во многом схожи с теми, что стояли когда-то перед правительством Китая еще в конце прошлого века. А значит, государственной аграрной политике Казахстана не помешало бы обратить внимание и даже принять на вооружение некоторые реформы, что были внедрены в свое время правительством КНР, для обеспечения продовольственной безопасности страны.

При этом нелишне отметить: Казахстан отстает сегодня по многим показателям эффективности сельхозпроизводства не только от Китая, но и от ведущих стран Европы. Например, надои молока от одной коровы в республике ниже почти в 2,5 раза, чем в США, производство говядины в три-четыре раза отстает от развитых стран ЕС. Не говоря уже о производстве пшеницы, которое падает как в качественном отношении, так в валовом сборе.

Причины — бессистемное субсидирование сельского хозяйства, которое привело к развитию коррупции в местных исполнительных органах, слабая законодательная база, особенно в отношении земельных угодий, техническая и технологическая отсталость, засилье импорта и даже появление в отрасли случайных людей.

Все это, в конце концов, отразилось на потребителе, сделав сельхозпродукцию в Казахстане не только удорожавшей, но попросту неконкурентоспособной в рамках ТС, а затем и ЕАЭС.

В Китае же в ходе осуществления экономической реформы главный упор был сделан на такую производственную единицу, как «крестьянский двор», который объединил в себе членов одной семьи и других родственников. Так возник «семейный кооперативный подряд», возделывающий арендуемую у государства землю и выращивающий урожай, которого с избытком хватает не только для покрытия собственных потребностей, но и для отправки на экспорт в другие страны.

При этом реализация продукции происходит с помощью специализированных мелких и крупных логистических компаний, кстати, конкурирующих между собой, а самые зажиточные крестьянские «дворы» используют наемный труд, постепенно расширяя свое производство.

Правда, тут нужно отметить, что до этого государство щедро субсидировало агропромышленный комплекс, и лет десять назад, например, вливания в него составляли в перерасчете на казахстанский тенге по тем деньгам свыше 350 миллиардов. Сегодня это все вернулось сторицей — самоокупаемость крестьянских хозяйств, экспорт сельхозпродукции во многие страны мира и переход от экстенсивного ведения хозяйства к интенсивному, где забота об экологии, в данном случае — хотя бы попытки ее сохранить, вышли на первое место.

К слову, неизбежное расслоение крестьянства, которое произошло вследствие проведенной реформы и постепенно нарастающей конкуренции, повлекло за собой отток некоторой части населения из сельской местности в города. Предвидя такую неизбежность, китайское правительство озаботилось в буквальном смысле созданием малых городов, где количество населения не превышало бы трех миллионов человек.

Кстати, в Казахстане подобные аналоги, но естественно, с меньшим количеством жителей, уже возникали, получив название моногородов.

Но, если в Китае такие населенные пункты власти старались устраивать вдоль прибрежной зоны, делая в них упор на развитие туризма и логистики, то в Казахстане устройство моногородов закончилось, по сути, так и не успев начаться и тем более развиться. Лишь четыре моногорода в республике из 28 сегодня соответствуют своему назначению — это Темиртау, Рудный, Жанаозен и Экибастуз, где пятая часть населения работает на градообразующих предприятиях.

Следующий момент, на который Казахстану стоило бы обратить внимание, — это недавний прогноз китайских ученых о пусть небольшом, но все же импорте зерновых, который может составить около пяти процентов от сегодняшнего его потребления населением Поднебесной. То есть, согласно статистике, в год импортируемая цифра может вылиться в 32,5 миллиона тонн зерна, и Казахстан в случае соответствующего качества своих зерновых запросто может стать его экспортером, поставляя в КНР весь свой экспортный потенциал зерна в полном объеме.

Потому что во всех остальных отраслях сельского хозяйства расположенный в трех климатических поясах Китай является одним из лидирующих государств мира по сбору хлопка, сахарного тростника, свеклы, табака и тех же зерновых. Ежедневный оборот одних только бананов исчисляется тысячами килограммов.

Не говоря уже о развитом плодоводстве и овощеводстве, высокий урожай которых возможен, правда, лишь при применении искусственного либо капельного орошения. Поскольку в КНР так же, как и в Казахстане, одной из особенностей сельского хозяйства, в частности, на северо-востоке страны, является высокая зависимость от количества выпадающих осадков.

Не случайно Китай занимает первое место в мире по площади орошаемых земель, составляющих почти 50 процентов от общего количества сельхозугодий этой страны не только на равнинах, но даже на террасах холмистых склонов.

Источник: mk-kz.kz

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Ростовская область нарастила экспорт продукции АПК на 16,4% в 2023 году
Несмотря на внешние ограничения, экспорт продукции АПК из Ростовской области по итогам 2023 года вырос на 16,4% и достиг $8,5 млрд в финансовом выражении
Проблемы с семенами, недообеспеченность сельхозтехникой, кадровый голод: аграрии жалуются на ухудшение финансовых результатов
Несмотря на рекордные показатели последних лет в российском АПК, отечественные аграрии все чаще сталкиваются с теми или иными экономическими проблемами