Экспорт подсолнечного масла по железной дороге на восток вырос в 15 раз
26 June 2023, 16:40

Поставки по железной дороге подсолнечного масла в направлении восточных портов для экспорта в январе — мае 2023 г. выросли в 15 раз до 200 816 т относительно января — мая 2022 г. Об этом свидетельствуют данные Информационного центра операторов (ИЦО), с которыми ознакомились «Ведомости». ИЦО — информационно-ценовое агентство, анализирует рынок грузовых вагонов на основе данных железнодорожных операторов.

Всего за пять месяцев 2023 г. на экспорт по железной дороге было отправлено 524 271 т масла против 378 226 т годом ранее, следует из данных ИЦО. За 2022 г. — 842 574 т масла. В 2022 г. подсолнечное масло в основном вывозили через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) — на их долю пришлось 394 697 т, или 47%. Через Каспийский регион было экспортировано 120 601 т (14%) подсолнечного масла, Дальний Восток — 156 916 т (18%).

Но уже за январь — май 2023 г. доля экспорта подсолнечного масла железнодорожным транспортом через Дальний Восток выросла до 38%, через Каспий — до 19% (101 524 т), а через порты АЧБ, наоборот, снизилась до 28% (148 680 т).

По данным ИЦО, большая часть масла в восточном направлении шла в адрес Восточной стивидорной компании (ВСК; входит в Global Ports). На ее долю пришлось 159 653 т, или 80% отгрузок. Еще 6%, или 11 749 т масла, было отправлено во Владивостокский морской торговый порт (ВМТП; входит в Fesco). Коммерческий директор ВМТП Елена Казарина отмечает, что перевалка подсолнечного масла в 2023 г. выросла в несколько раз преимущественно за счет увеличения поставок в Китай и Вьетнам.

Основным перевозчиком продукта в восточном направлении стала компания «Европак-Юг» — она перевезла 103 905 т (52%) масла. Коммерческий директор «Европака» Сос Казарян также отметил, что перевозки подсолнечного масла выросли. По его словам, в 2023 г. «Европак» отправил на экспорт более 80 поездов с подсолнечным маслом, тогда как за весь прошлый год было отправлено только 62 состава. Он добавил, что через порты Дальнего Востока идет порядка 62% перевозок растительных масел (подсолнечное, рапсовое, соевое и др. — «Ведомости»). Еще 32% — через сухопутные погранпереходы, 6% — через порты АЧБ и Балтийского бассейна. Абсолютные цифры он не привел.

По словам исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцева, за 2022 г. Россия экспортировала 3,7 млн т подсолнечного масла всеми видами транспорта. Таким образом, на долю железной дороги пришлось 23% экспорта. Несмотря на то что традиционным каналом перевозки масел является водный транспорт, роль перевозок по железной дороге в текущих условиях возросла, добавил Мальцев. За январь — май 2023 г., продолжил эксперт, было вывезено 1,78 млн т подсолнечного масла — на 11% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Таким образом, на железную дорогу пришлось уже 30% перевозок подсолнечного масла.

Крупнейшими производителями подсолнечного масла в России являются «Юг Руси», ГК «Эфко» и «Астон». В сентябре — октябре 2022 г. они обеспечили 55% экспортных поставок, писал «Коммерсантъ». Директор дивизиона экспортного потенциала ГК «Эфко» Алексей Гаврилов сказал «Ведомостям», что экспорт подсолнечного масла компании идет с приростом порядка 20% год к году. Основные экспортные направления, по словам Гаврилова, — это Индия, Китай, Египет и Саудовская Аравия.

«Железнодорожные перевозки являются безальтернативным способом отправки продукции во многие страны Центральной Азии, на которые приходится значительный объем нашего экспорта бутилированного масла, а также при отправке продукции в порты», — объясняет директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников. Он отмечает, что объем экспорта растительных масел в целом не изменился и остался на уровне 96 000 т. Но произошло перераспределение отгрузок на восток, подчеркнул он.

Мельников добавил, что в экспорте компании выросла доля Китая: за пять месяцев 2022 г. объем поставок в эту страну составил 25 700 т, а за аналогичный период 2023 г. — 62 000 т. По словам топ-менеджера, это повлекло увеличение количества железнодорожных отгрузок в КНР: за весь 2021 год было отправлено 2040 контейнеров, за 2022 г. — 4090, а за пять месяцев 2023 г. — уже 2785.

Основными импортерами российского подсолнечного масла в этом году стали Китай, Турция и Индия, говорит Мальцев. По его словам, доля этих стран сейчас составляет 58% от общего объема экспорта. За январь — май 2023 г. Китай приобрел 448 000 т, Турция — 321 000 т, Индия — 272 000 т масла, перечисляет он.

По прогнозам Иностранной сельскохозяйственной службы минсельхоза США от марта 2023 г., Россия в нынешнем маркетинговом году (сентябрь 2022 г. — август 2023 г.) сможет поставить за рубеж 4 млн т подсолнечного масла, что на 900 000 т больше, чем в предыдущий маркетинговый год. В феврале прогноз составлял 3,85 млн т. Причиной повышения оценки американские эксперты назвали «более высокие темпы экспорта».

Россия является вторым в мире экспортером подсолнечного масла, первое место занимает Украина. В предыдущем маркетинговом году, по данным минсельхоза США, украинский экспорт составлял 4,5 млн т, или 41% от общемирового, российский — 3,1 млн т, или 28%. По мнению Мальцева, в текущем году есть все предпосылки, для того чтобы Россия стала крупнейшим экспортером.

Он считает, что рост экспорта подсолнечного масла в целом связан с большим предложением со стороны России из-за рекордного урожая. Более того, продолжил эксперт, внутреннее потребление подсолнечного масла не растет уже на протяжении пяти лет. Увеличение объемов перевозок масла в восточном направлении эксперт связывает с логистическими барьерами в АЧБ. Рост отгрузок по железной дороге в целом, по его словам, связан с пересмотром логистических маршрутов и перераспределением грузов.

Мельников добавил, что ключевые изменения в экспортной логистике случились в 2022 г., когда судоходство по Черноморскому бассейну практически прекратилось. «Транзит в Китай через Казахстан из-за высоких тарифов и длительных простоев фактически недоступен для поставщиков из России», — объясняет он. Единственная рабочая альтернатива, по словам Мельникова, — это отправка продукции через Дальний Восток по железной дороге через Забайкальск или дальневосточные порты.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что изменение географии рынков сбыта и санкции скорректировали логистику. Эксперт добавил, что до конца года тренд на активные железнодорожные перевозки масла в восточном направлении сохранится. Но при развитии международного транспортного коридора Север — Юг доля АЧБ снова будет расти, полагает он.

Представитель Минсельхоза сказал «Ведомостям», что в 2023 г. наблюдается рост поставок через порты Востока в направлении Китая. «Данный маршрут представляет собой комбинацию двух видов транспорта — желелезнодорожная поставка контейнеров до портов Дальнего Востока с последующей погрузкой на судно и доставкой в порты КНР», — пояснил собеседник.

Рост поставок в Китай, по словам представителя Минсельхоза, обусловлен увеличением спроса КНР на растительное масло после снятия ковидных ограничений, а также развитием сервиса по доставке наливных грузов с использованием ж/д и морского транспорта через Дальневосточный регион.

oilworld.ru

Прогноз биржевых цен с 26 по 30 июня 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Жара под 40 в Молдове: солнце спалило урожай, сезон у аграриев снова убыточный (Видео)
В Молдове действует «красный» уровень погодной опасности. Местами температура поднялась до плюс 40. Посевы буквально сгорели на солнце, но правительство страны пообещало оказать фермерам финансовую помощь.
ЕЦБ сохранил ключевые ставки на прежнем уровне
Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) решил оставить без изменений три ключевые процентные ставки