Зерно без спроса
28 July 2009, 09:50

В наступившем сельскохозяйственном сезоне России вряд ли суждено стать второй страной по экспорту зерна после США. Из-за высоких урожаев в странах-покупательницах в нынешнем году их потребность в экспорте сократится не менее чем на 9 млн т. По прогнозам Российского зернового союза, из них около 4 млн т составит российское зерно. Зерновой союз считает, что настала пора везти пшеницу и ячмень в Японию и Корею. Тем временем эксперты рынка сомневаются в том, что России удастся проникнуть на эти рынки, сообщает РБК daily.
В прошедшем сельхозгоду урожай зерновых в России достиг максимального за последние 15 лет значения в 108,1 млн т. В экспорте страна также побила собственный рекорд, продав на мировом рынке 21 млн т пшеницы и ячменя. Однако участники рынка предупреждают, что в наступившем сезоне ждать новых рекордов не стоит. Как рассказал Аркадий Злочевский, из-за погодных условий, прежде всего засухи, потери зерна в европейской части страны могут составить 10-15 млн т. По сравнению с прошлым годом урожай может сократиться на 20-22 млн т.
Экспорт зерна из России также не превысит показателей прошлого года. «Выше прошлогоднего вряд ли удастся сделать, — прогнозирует А.Злочевский. — Рынок очень сложный в этом сезоне, но наши застолбленные ранее на мировом рынке 13 млн т сделаем в любом случае».
Крупнейшими рынками сбыта российского зерна в прошлом году были Египет — 5,4 млн т (24,5% от общего объема экспорта), Турция — 2,4 млн т (10,9%), Саудовская Аравия — 1,5 млн т (6,8%). Странам-покупательницам злаковых культур из России в 2009 году с погодой повезло больше, и урожай в них будет выше, чем в прошлом сезоне. По подсчетам А.Злочевского, потребность этих стран в зерне в текущем сезоне снизится на 9 млн т, из которых на наше зерно придется 4 млн т. «Значит, нам придется искать новые рынки сбыта», — констатировал он. В качестве новых горизонтов глава зернового союза предлагает рассматривать Японию и Республику Корея.
Эксперты согласны с тем, что азиатские рынки очень емкие. Однако сомневаются в возможности выхода России на рынки Японии и Кореи. По данным начальника отдела аналитики компании «Русагротранс» Игоря Павенского, объем импорта стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии за минувший сезон составил 36 млн т пшеницы и ячменя, из которых Россия поставила 800 тыс. т. Основными покупателями отечественного зерна на этом направлении являются такие страны, как Бангладеш, Индонезия, Монголия, Вьетнам и Малайзия. И.Павенский считает, что российское зерно сможет конкурировать на азиатских рынках, если наши сельхозпроизводители будут давать серьезные скидки и подешевеет стоимость фрахта.
По мнению И.Павенского, достигнуть значительного объема экспорта можно через несколько лет, если начнет функционировать дальневосточный терминал. Однако пока его не начали даже проектировать.
Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший напоминает, что ни Япония, ни Республика Корея не заинтересованы в российских зерновых. «В Японии все закупки пшеницы проходят через Министерство сельского хозяйства, страна закупает зерно только у трех стран: Америки, Австралии и Канады. При этом закупается только пшеница пяти типов, ни один из которых не выращивается в России», — говорит он. Что касается Кореи, ее основным поставщиком, по словам А.Сизова, является Украина. Она поставляет в Корею фуражное зерно, которое почти не растет в Сибири, а ведь именно оттуда целесообразно экспортировать злаковые в азиатские страны.

Зерно на IDK.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Ставки вывозных таможенных пошлин из РФ на зерно с 24-го апреля 2024 года
Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин применяются начиная с 3-го рабочего дня после дня их размещения и действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин.
Bloomberg: Россия прокладывает азиатские торговые пути в обход санкций
Железнодорожное и морское сообщение свяжет европейскую часть России с Индией через Иран, также Россия потратит миллиарды на инфраструктуру Северного морского пути.