Вместо «Суммы» терминал там может построить УГМК
07 September 2020, 09:22
Как стало известно, с проектом портового зернового терминала в Зарубино группу «Сумма» могут сменить структуры УГМК. Речь идет о перевалке 5 млн тонн в год с обслуживанием как грузопотока из Сибири и Дальнего Востока, так и возможного китайского транзита.
Стоимость проекта оценивается в 8 млрд руб., он может попасть в комплексный план модернизации инфраструктуры. Но участники рынка полагают, что терминал будет экономически эффективным только при существенной, возможно, субсидируемой государством скидке на железнодорожные перевозки.
Как выяснил “Ъ”, в Зарубино Приморского края в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) все же может появиться зерновой терминал. Исходно такой проект рассматривала группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, потом ОЗК, но сейчас его планируется исключить из плана.
В рамках нового проекта в Зарубино планируется построить терминал на 5 млн тонн — вдвое меньше, чем собиралась сделать «Сумма» (10 млн тонн).
Проект реализует московское ООО «Люмис», четверть в капитале которого подконтрольна ООО «Диалог Инвест», также владеющему 25% в предполагаемом операторе проекта — ООО «Морской порт в бухте Троицы» (МПБТ). МПБТ находится под управлением УГМК, в совете директоров преобладают представители холдинга. Остальные доли в «Люмисе» у кипрских офшоров.
По информации “Ъ”, в апреле «Люмис» направил ходатайство о намерениях по инвестированию на согласование в ведомства. Росморречфлот в июне согласовал проект на условиях, что средства бюджета привлекаться не будут, и предложил включить его в КПМИ. Как уточнили “Ъ” в ведомстве, в июне согласовано ходатайство ООО «Люмис» о намерениях инвестировать в строительство терминала в морском порту Зарубино мощностью 4 млн тонн перевалки зерна на первом этапе с последующим выходом на 10 млн тонн. Первый этап планируется реализовать до 2024 года, проект финансируется полностью за счет внебюджетных источников.
В то же время в Росморречфлоте утверждают, что заявки именно о включении терминала в КПМИ не поступало.
В МПБТ не комментируют ситуацию. В Минтрансе лишь сказали, что перечень объектов в рамках федеральных проектов КПМИ «прорабатывается». Источник, знакомый с ситуацией, рассказывает, что проект рассчитан в первую очередь на поставки из Восточной Сибири и Дальнего Востока в направлении КНР, Японии и Южной Кореи. «Зарубино выглядит логичным для организации нового маршрута для экспорта зерна на рынки АТР. Такой же выбор был сделан и грузоотправителями Китая, выбравшими Зарубино в качестве ключевого звена международного транспортного коридора «Приморье-2» для транзита грузов из Северного Китая»,— говорит он. Другой собеседник “Ъ” уточняет, что, по оценкам инвесторов, к 2024 году профицит зерна, доступного к вывозу на экспорт, в Сибирском и Дальневосточном ФО, а также Курганской, Оренбургской и Тюменской областях вырастет почти вдвое, до 12,4 млн тонн.
Сумма инвестиций, по данным “Ъ”, составляет 8,2 млрд руб. собственных и заемных средств, выручка при выходе на полную мощность — 3,2 млрд руб. в год. Ключевым инвестором выступает «группа российских компаний, связанных с выращиванием зерновых культур». «Проект находится в стадии согласования с грузоотправителями, транспортниками и государственными органами,— говорит один из источников “Ъ”.— Но ОАО РЖД отказало в предоставлении технических условий на развитие железнодорожной инфраструктуры, фактически какие-либо проектные работы МПБТ в рамках проекта заморожены». Позиция ОАО РЖД ставит под вопрос возможность проекта, подчеркивает он. В ОАО РЖД “Ъ” заверили, что «работа продолжается, компании находятся в диалоге».
Источник на зерновом рынке говорит, что в случае получения преференций от ОАО РЖД в 0,5 от тарифа и наличия зерна в Сибири, проект может быть реализован с хорошей экономикой.
При получении такой скидки на перевозки, убирающей около 1,5 тыс. руб. из транспортной составляющей, подчеркивает собеседник “Ъ”, будут прибыльными не только проект в Зарубино, а весь зерновой коридор Сибирь—Дальний Восток, подтянется и китайский транзит. В то же время, уточняет он, внутренние цены на зерно в Китае традиционно высоки, сейчас они составляют около $350 за тонну. Поэтому, отмечает собеседник “Ъ”, транспортная субсидия здесь может быть не так уж необходима, но нужна «политическая воля». Источник “Ъ” добавляет, что пока нет и нужных объемов зерна в Сибири, но производство можно наладить за два года, если появится «понимание рынка сбыта».
Читайте прогноз биржевых цен с 7 по 11 сентября 2020.
Источник: kommersant.ru
Ваш комментарий
|
|