ЦК КПК обещает за пятилетку открыть частный доступ к рынкам капитала.
Власти Китая готовы проводить либерализацию юаня и к 2020 году намерены открыть большинство секторов финансовой системы для иностранных инвесторов, говорится в экономическом плане КНР на 2016-2020 годы. В списке реформ также значится отказ от квот для иностранных инвесторов, покупающих китайские активы на бирже. Часть ограничений в финансовом секторе КНР уже снята, но для того, чтобы нарастить долю частных инвесторов, потребуется значительно большая либерализация, указывают эксперты.
«Учитывая необходимость удвоить ВВП (по сравнению с 2010 годом.— «Ъ»), среднегодовой рост в 2016-2020 годах не должен быть ниже 6,5%»,— заявил во вторник председатель КНР Си Цзиньпин, подводя итоги пленума ЦК КПК, завершившегося на прошлой неделе. Напомним, непосредственно по его окончании было объявлено лишь об отмене политики «одна семья — одна ребенок» (см. «Ъ» от 30 октября). Теперь, несмотря на относительно оптимистичный прогноз по росту, Си Цзиньпин признал, что прогноз подвержен существенным рискам слабого роста мировой торговли и высокого уровня внутреннего долга. По оценке МВФ, удержать новую планку — 6,5% (в этом году она составляет 7%) Китай не сможет уже в 2016 году, когда рост замедлится до 6,3% (в этом году — до 6,8%).
Поддержать темпы роста власти КНР рассчитывают за счет экономических реформ и либерализации финансового сектора. Всего в плане на пятилетку обозначено восемь направлений реформ. Помимо обещаний нарастить социальную поддержку, в том числе за счет распространения системы пенсионного страхования на все население (сейчас покрытие пенсионной системы в КНР — 55%), провести административную реформу и развивать отсталые районы сельской местности в КПК обещают реформировать бюджетный сектор и сделать более конкурентной финансовую систему.
В частности, власти Китая готовы пересмотреть распределение налогов между центром и регионами и установить стандартизированную систему финансирования их долгов, чтобы покрывать дефицит региональных бюджетов напрямую, а не через кредиты в госбанках. Сейчас долги регионов не значатся в официальных сводках, так как формально находятся на балансах посреднических структур, но, по подсчетам МВФ, их реальный объем составляет около $2,91 трлн. «Существует риск повторения Китаем японского сценария, когда рост замедляется по мере увеличения объема корпоративных и госдолгов»,— отметил во вторник глава российского Минфина Антон Силуанов.
Помимо решения этой проблемы в ЦК КПК обещают открывать рынки капитала «в оба направления» и отказаться к 2020 году от ограничений для инвесторов. Сейчас квоты действуют как для зарубежных покупателей акций, так и для китайских компаний, покупающих активы за границей. Объем таких инвестиций ограничен примерно $150 млрд, но даже получивший квоту инвестор не может выкупить более 10% акций одного эмитента.
В плане указывается и на готовность расширить доступ зарубежных компаний к банковской сфере, страхованию, секьюритизации, управлению пенсионными фондами, а также развивать торговлю на фондовом рынке и размещение облигаций (размер активов на финрынке КНР составляет около половины ВВП, что считается низким показателем).
Основная цель этих реформ — приобретение юанем статуса валюты, конвертируемой по капитальному счету (одно из двух основных требований МВФ для включения юаня в корзину резервных валют). Решение совет директоров фонда должен принять в ноябре, следующий пересмотр корзины состоится лишь через пять лет. Сейчас свободный обмен юаня на другие валюты в материковом Китае запрещен — для покупки валюты необходимы документы, подтверждающие, к примеру, поставку товаров, а курс офшорного юаня, торгуемого вне КНР, хотя и незначительно (в пределах 1%), но отличается от официального.
В плане не приведены конкретные сроки полной либерализации юаня — документ указывает лишь на намерение в рамках пятилетки сделать юань свободно обращаемой валютой и упростить регулирование обменных операций. «До краха на бирже можно было ожидать достаточно быстрой либерализации юаня, сейчас Китаю приходится взвешивать риски, чтобы в первую очередь обеспечить стабильность финансовой системы»,— указывает Владимир Невейкин из Института востоковедения РАН. Он замечает, что меньше внимания стало уделяться и созданию особых зон в Шанхае и Шэньчжэне, рассчитанных на внедрение свободного обмена валюты.
Пока реформы в основном затрагивают банковский сектор: в преддверии заседания ЦБ Китая объявил о снятии ограничений (потолка) по депозитным ставкам — оно рассматривалось как ключевое препятствие к увеличению доли частных банков (сейчас в секторе доминируют четыре госбанка). По оценке Capital Economics, некрупные банки действительно выиграют от этой меры, но основную проблему китайского финансового сектора — большой объем плохих долгов, выдаваемых под государственные стройки и другие долгосрочные, но не всегда окупаемые проекты,— мера не решит: госкомпании, имея госгарантии, априори получают более дешевые кредиты, чем частный сектор.
Источник: kommersant.ru
Ваш комментарий
|
|
Китай отвел инновациям центральную роль в 13-й пятилетке (на 2016–2020 гг.). Такие проекты, как производство авиационных двигателей, робототехника и даже квантовая телепортация, «помогут Китаю освободиться от внешнего давления в стратегических областях», приводит слова председателя КНР Си Цзиньпина агентство «Синьхуа».
В 2014 г. Китай потратил на НИОКР примерно $200 млрд (около 2% ВВП), что в абсолютном выражении является вторым результатом в мире, согласно McKinsey. Данные консалтинговой компании также свидетельствуют, что Китай – мировой лидер по числу заявок на патенты. Так, в 2013 г. в стране их было подано более 825 000, а в США – около 570 000. Китайские Baidu, Alibaba и Tencent входят в число ведущих мировых интернет-компаний по капитализации, трафику, выручке.
Однако есть сомнения в достижениях Китая. До сих пор страна была просто «губкой для инноваций», впитывая и перенимая лучшие технологии, методы и знания из-за границы, отмечает McKinsey. Доля на международных рынках в таких отраслях, как биотехнологии и разработка полупроводников, до сих пор очень невелика. Поэтому Китаю приходится импортировать 90% чипов для производства экспортируемой электроники.
Китаю необходимо повышать производительность, чтобы избежать «ловушки среднего дохода»: экономика благодаря низким зарплатам достигает определенного уровня, но затем не может перейти на новый уровень развития. В последние пять лет вклад инноваций в рост китайской экономики сократился примерно до 30% с 40–48% в 1990–2010 гг., согласно McKinsey. Ведомости. Пекин стремится увеличить роль инноваций в экономике. P.S. Стратегия сформирована на пятилетку, ее основная цель создать возможности для увеличения их доли на мировом рынке. Для развития необходимо сочетание навыков и технологий. Для создания прогрессивных технологий недостаточно просто ею обладать, нужно понимать, как она работает. Самосознание помогает им стартовать с того места, где они находятся, без иллюзий, без самооправданий, — и помогает им ставить перед собой реалистичные цели. Их самосознание формируется в постановке трудных вопросов и нахождении ответов на них, а какой будет сценарий, покажет время, но пока они более устойчивы к внешним кризисам.