В России вступает в силу закон о торговле
01 February 2010, 09:15

Закон о госрегулировании торговли в РФ, который, по мнению властей, должен снизить цены на продукты питания и защитить производителей, а, по мнению ритейлеров, может вызвать рост цен и ограничить развитие отрасли, вступает в силу сегодня, 1 февраля.
Закон о торговле готовился более 5 лет, и в конце декабря 2009 года его подписал Президент России Дмитрий Медведев.
Документ накладывает на торговые, в первую очередь розничные, компании немало обязанностей и ограничений. При этом больше всего регулируется продовольственный рынок.
В частности, закон запрещает торговым продовольственным сетям с 25% долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе, а также в границах муниципального района и городского округа (по границам региона доля будет рассчитываться с 1 февраля, а по муниципалитетам — только с 1 июля). Кроме того, устанавливаются предельные сроки оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения.
Также закон обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщиков продовольственных товаров в Интернете.
При этом условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней.
Также, закон содержит статью, наделяющую Правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.
«Последние 10 лет розничная торговля существовала в условиях настоящей дикой природы. Дожди были чистыми, реки были наполнены прозрачной водой, да, бывали ураганы, нашествия насекомых, но все это укладывалось в рамки природы. Никто не посыпал пестицидами, не дымил метаном. Сегодня мы находимся на границе новой жизни», — такое сравнение еще в октябре 2009 года перед вторым, решающим, чтением законопроекта о торговле привел главный исполнительный директор компании X5 Retail Group Лев Хасис.
Однако закон не только будет регулировать сети — он также направлен на снятие барьеров для развития торгового бизнеса по всей территории России, уделяется внимание и защите малого и среднего бизнеса. Например, он запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также, местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот. Кроме того, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками.
Сторонники документа отмечают, что усиление госрегулирования устраняет перекосы, из-за которых торговые сети получают более половины прибыли, а также сделает рынок более прозрачным и конкурентным.
В свою очередь, представители розничных компаний критикуют ряд норм и полагают, что закону понадобится корректировка. Они не исключают повышения цен и сужения ассортимента продовольственных товаров в России после вступления закона в силу.
В связи с этим, партия «Единая Россия» взяла на себя ответственность за защиту интересов потребителей и отечественных производителей и приступает к реализации проекта «Народный контроль», в рамках которого будет налажен мониторинг исполнения федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности». Об этом заявила член президиума генерального совета партии, депутат Госдумы Ирина Яровая.
«Сегодня главная задача — обеспечить мониторинг закона и сделать так, чтобы он обрел реальную силу, — сказала И.Яровая. — Принципиально важная позиция в этом законе — это вопрос прозрачности и экономической обоснованности формирования цены. Граждан интересует непраздный вопрос: сколько будет стоить хлеб насущный? Поэтому в законе предусмотрена возможность регулировать цены. В том числе при резком повышении цен у Правительства есть возможность вмешаться».
Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов отметил, что для начала необходимо определить перечень товаров, цену на которые нужно мониторить в первую очередь. «Мы сейчас решаем вопрос с размещением информации о реализации закона в Интернете, — сказал С.Наумов. — Фактически это будет база данных, в которой будут иметь доступ и юридические, и физические лица. Думаю, что эта база данных также будет связана с ведением торговых реестров в регионах».
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев отметил, что ФАС уже приступила к разработке методики проверок. «Будем формировать кодекс наилучших практик, чтобы было единообразие по всей стране. Конечно, без установления меры ответственности, мы не сможем заставить исполнять закон ни сети, ни поставщиков. Причем размер штрафов должен быть фиксированным, — отметил Т.Нижегородцев. — Потому что судебная практика показывает, что суд не может определить каким именно должен быть штраф для юридических лиц, если вилка, например, от 700 тыс. руб. до 1 млн руб. по статье 13 (за навязывание сетями дополнительных услуг). Необходима соответствующая поправка».
Председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК «АССАГРОС» Виктор Семенов считает, что сейчас самое время создать кодекс добросовестных практик. «Ритейлеры неоднозначно восприняли принятие этого закона. Многие начинают навязывать услуги их дочерних структуры в виде маркетинговых платежей и т.д. А кто-то пытается действовать в обход договоров, — отмечает В.Семенов. — По договору — одно, а в реальности — совершенно другие суммы. И деваться некуда. В суд никто не пойдет. Кто это будет мониторить? Государство или союзы и ассоциации бизнеса, которые пока не слишком авторитетны. Считаю, что самое время заняться кодексом добросовестных практик. Многие вещи можно отрегулировать этим кодексом».
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ предложил вести мониторинг уровня фальсификации товаров в сетях. «Необходимо мониторить уровень фальсификации товаров, информации о них. А также включить в перечень объектов мониторинга исполнение статьи 17, которая предполагает, что органы государственной власти субъектов Федерации должны стимулировать создание логистических центров, организации потребительской кооперации и т.д., — заявил П.Шелищ. — А что касается мониторинга договоров поставщиков с сетями, то дискриминационные договоры, на мой взгляд, просто никто не будет присылать. Это для поставщика чревато. Потом ему просто некуда будет сбывать продукцию. Его никто не возьмет».

Зерно на IDK.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Поставки ячменя из России в Китай выросли в 13,4 раза
"Агроэкспорт": поставки ячменя из РФ в КНР в январе-феврале выросли в 13,4 раза
Россия представила странам БРИКС предложение создать зерновую биржу
Россия представила партнерам по БРИКС инициативу по созданию зерновой торговой площадки объединения