В.Путин: Надо переходить на современные рыночные формы контроля
20 January 2010, 09:47

Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления госуслуг в сфере сельского хозяйства, сообщает правительственная пресс-служба.
Во вступительном слове В.Путин отметил:
«Отечественный АПК развивается достаточно уверенно. Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что эта сфера деятельности станет прибыльной. Растут не только объемы производства, увеличивается доля российской продукции на отечественном рынке. Мы завоевываем международные рынки, в том числе, например, рынок зерна, которое в советское время закупали по импорту.
В модернизацию агрокомплекса пошли серьезные, долгосрочные инвестиции. Однако нужно признать, достигнутые успехи могли бы быть еще более весомыми.
Во-первых, высокие административные издержки снижают конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортом, во многих случаях подавляют бизнес-инициативу, особенно так называемых малых форм хозяйствования, которые, кстати, производят у нас по некоторым позициям больше половины продукции — это и молоко, и овощи, и многое другое.
Только в 2009 году на получение справок от Россельхознадзора предприниматели, по самым скромным подсчетам, истратили 4 млрд рублей. А еще примерно такую же сумму истратили на различные справки и бумажки на региональном уровне. Это — не считая растущих из года в год расходов на разного рода экспертизы, которые навязываются со стороны госучреждений. Причем многие госорганы все еще совмещают контрольные функции — государственные функции — и платные услуги.

Порой дело доходит до абсурда. Например, при перевозке партии импортных фруктов или овощей по маршруту Санкт-Петербург-Челябинск нужно получать каждый раз новый сертификат в каждом месте, где выгружается хотя бы один ящик продукции. Кстати, по стране этих сертификатов за год выдается более 1 миллиона. Такое же положение с цветами, с посевным материалом и так далее.
Тем самым формируется огромный коррупционный рынок. Здесь и есть, на самом деле, почва для коррупции. И услуги этого рынка, в конечном счете, оплачиваются из кармана потребителя.
Далее. Нет необходимости объяснять насколько важны вопросы безопасности в сфере производства и реализации продуктов питания. Однако существующая система, при всей внешней солидности, обеспечивает далеко не полный контроль, а главное — не самый эффективный.
Те же сертификаты часто выдаются «заочно». Ветеринары даже «в глаза не видят» частенько контролируемую продукцию. Просто из раза в раз формально переписывают бумажки, документы и штампуют их.
При этом по-прежнему существуют так называемые «серые» хозяйства, в которых производство продовольствия (прежде всего, конечно, это мясная продукция) идет вообще без всякого контроля, с нарушением элементарных санитарных требований и правил. Вот вам и контроль, и надзор.
По факту получается, что система контроля в агропромышленном комплексе создает проблемы для добросовестных производителей, а тот, кто протаскивает на российский рынок нелегальную или некачественную продукцию, в том числе и импортную, легко обходит все эти требования и оказывается в более выгодном положении, получает незаслуженную прибыль. Ну, а главное — подвергает опасности здоровье, а подчас и жизнь потребителя.
И еще одна очень важная тема. В сфере АПК пока не выстроены четкие отношения между федеральными и региональными органами власти и управления. Особенно это касается оперативного реагирования на локальные вспышки ветзаболеваний. Недопустимо много драгоценного времени тратится на взаимное перекладывание ответственности и межведомственную переписку. При этом неизбежно растут потери производителей и бюджетные расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Считаю, что итогом нашей сегодняшней встречи должно стать принятие комплексных решений по реформированию системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, включая изменение федерального законодательства и ведомственной нормативной базы.
Надо переходить на современные рыночные формы контроля, использовать механизмы аккредитации, страхования, возможности независимых организаций по экспертизе качества и безопасности продукции.
И хотел бы повторить: сокращение избыточных контрольных функций должно сопровождаться повышением ответственности всех участников рынка. Эти процессы должны идти параллельно и должны быть взаимоувязаны. И все, о чем мы сегодня договоримся, должно быть отражено в итоговом документе, в итоговом протоколе, который и должен лечь в основу, а в будущем — в решение на законодательном уровне и на уровне решения Правительства Российской Федерации».

Зерно на IDK.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Россия: экспорт зерна в августе 2021 может составить 5 млн тонн
В августе экспорт российского зерна может составить 4,6-5 млн т против 2,3-2,4 млн т в июле. Росту вывоза будет способствовать повышение экспортных цен и завершение уборки пшеницы и ячменя в южных регионах.
Украина: темпы экспорта кукурузы вдвое превышают прошлогодние
Объем экспорта зерновых культур из Украины с начала 2021/22 МГ по состоянию на 28 июля 2021 г. составил 2,3 млн т, что на 1% ниже показателя минувшего года (2,33 млн т).