Ульяновская область может стать крупным зерноперевалочным пунктом
14 May 2010, 13:51
Ситуация на зерновом рынке по-прежнему оставляет желать лучшего. Засуха прошлого года ударила по аграриям так больно, что они до сих пор приходят в себя. Вслед за этим обвалились цены. Зерно приходилось продавать ниже его себестоимости, то есть в убыток. Добавим к этому, что не нашел полной реализации урожай зерновых 2008 года. Плюс, как показала нынешняя весна, в регионе погибла едва ли не четверть посевов озимых. Без пересева не обойтись. А это дополнительные и очень большие затраты на семена, ГСМ, минудобрения, содержание и ремонт сельхозтехники, пишет «Ульяновская правда».
Что касается гибели озимых, здесь все более или менее понятно. Налицо исконно русский расчет на «авось». Есть и другая причина. Руководители сельхозпредприятий очень неохотно идут на страхование посевов. Это, прежде всего, затраты. А им постоянно нужны оборотные средства: запчасти, минудобрения, средства защиты растений растут в цене, не дешевеет электроэнергия, надо вовремя выдавать зарплату.
А вот с первой частью проблемы ясности нет. Дальше разговоров на федеральном уровне о необходимости «отрегулировать рынок зерна», «создать новые законы», «наладить», «ужесточить», «взять на контроль» дело не идет. На этом фоне заявление министра сельского хозяйства региона Маргариты Саловой способно многих озадачить. Суть его сводится к тому, что в нынешнем году под зерновую группу отводится 641 тыс. га земли. Прогнозируется собрать урожай не менее 1,2 млн тонн, то есть больше прошлогоднего.
Сразу же возникают вопросы: А где же структура посевных площадей, их увеличение под крупяные и прочие, пользующиеся повышенным спросом, культуры? Почему мы должны «сидеть» на гниющем в закромах урожае двух последних лет и, вдобавок к этому, наращивать производство зерна?
Масла в огонь подливает заместитель директора департамента минсельхоза Александр Захаров: «Мы не устаем нацеливать сельхозпроизводителей на производство продовольственного зерна не ниже 3 класса: лучше меньше, да лучше. Бьемся над снижением затрат, чтобы сделать зерно более конкурентоспособным».
По его словам, процесс идет медленно. До сих пор далеко не везде соблюдается севооборот. Есть такие поля, где высеваются культуры, которых там, в принципе, не должно быть. Рекомендации Ульяновского НИИСХ воспринимаются руководителями хозяйств, мягко говоря, с прохладцей.
Дело в том, что увеличение посевных площадей под крупяные культуры идет и будет происходить дальше. Причем не в ущерб зерновой группе. Можно было бы, конечно, сделать и более мощный рывок в этом направлении. Но сдерживают имеющиеся лимиты семян. Так что на увеличение площадей перспективных культур требуется время.
С другой стороны, и это главное, хлеб — продукт стратегический, отдавать его на потребу рыночной конъюнктуре никто не намерен. Продавать только то, что пользуется повышенным спросом? Но сегодня он есть, а завтра его может и не быть.
По словам Маргариты Саловой, в Минсельхозе России подготовлена концепция продвижения зерна как внутри страны, так и за рубежом. Разрабатываются предложения по стимулированию сельхозпредприятий посредством предоставления экспортных субсидий и выдачи льготных кредитов на строительство элеваторов и терминалов. К слову будет сказано, ВТО, в которую мы так долго рвались, вот уже несколько лет выступает категорически против таких мер. Но вполне очевидно, что ситуация на зерновом рынке в ближайшие несколько лет к лучшему не изменится. Значит, надо самим искать выход.
В Ульяновской области есть, как минимум, два его варианта. Первый — экспорт зерна за пределы области. Второй — увеличение внутриобластного потребления, прежде всего фуражного зерна через мясомолочное производство.
Теперь о главном. Ульяновск всегда считался портом 5 морей. И былую славу он растерял не по своей вине. Сейчас появляются реальные шансы восстановить ее.
Дело в том, что в область готовы войти новые инвесторы (сразу нескольких частных компаний). Они изъявляют желание построить терминал и начать закупки зерна для отправок стратегического продукта в другие регионы, используя водный транспорт. Договоры поставок и аренды кораблей у них уже на руках. Все необходимые формальности согласованы. Дело за причальной стенкой для судов-зерновозов. Инвесторы, как известно, не приходят на пустое место, не сулящее им выгоды. Следовательно, у сторон есть реальная возможность решить свои зерновые проблемы.
Как говорит Маргарита Салова, с учетом того, что речь не идет о госзаказе, регулятором всех процессов выступит рынок и никаких жестких ограничений в этой части не будет. Предполагается, что все проблемные вопросы будут решены уже к июлю. Так что ждать осталось недолго.
Ваш комментарий
|
|