Квотирование экспорта зерновых тормозит развитие АПК Украины
21 October 2010, 15:50
Богатый урожай, уход с мирового рынка зерна России и Казахстана и небывало высокие цены на зерно — это шанс заработать, которым Украина не воспользуется. Квотирование экспорта — новый тормоз на пути развития украинского агробизнеса, пишет «Инвестгазета».
«В нынешнем году мы планировали экспортировать 1 млн тонн зерна. К сожалению, не выйдет. Теперь очень надеемся получить хотя бы 150 тыс. тонн квоты на пшеницу», — сетует генеральный директор аграрно-торговой компании «Валары» Юрий Гордейчук (входит в десятку крупнейших украинских компаний-экспортеров зерновых). Он уверен: если есть хоть какая-то возможность экспортировать, ею нельзя пренебрегать. Ю.Гордейчук оказался одним из немногих представителей зернотрейдерских кругов, кто не боится открыто говорить на больную тему ограничения экспорта. Остальные стараются держать язык за зубами, чтобы не усугубить и без того накалившуюся ситуацию.
Решение о введении квот на экспорт зерна еще не принято — это вопрос ближайшей недели. Но созданный вокруг него ажиотаж поражает масштабами охвата. Больше всего эта тема волнует политиков, сельхозпроизводителей и, конечно же, трейдеров. Для первых это подготовка к грядущим выборам в местные советы, завуалированная под заботу о продовольственной безопасности страны. Для вторых — потеря возможности реализовать зерно по конкурентной цене и заработать деньги на посевную кампанию. Для третьих — временный уход с мирового рынка именно в тот момент, когда он готов платить за украинскую пшеницу в 1,5 раза больше, чем в прошлом маркетинговом году.
В августе премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что квотирования экспорта зерна не будет. Украина соберет хороший урожай, который позволит удовлетворить потребность внутреннего рынка и свободно вывезти из страны как минимум 12 млн тонн зерна. Между тем воспользоваться благоприятной ценовой ситуацией на мировом рынке трейдерам не дали. В конце июля Гостаможня Украины ввела требование о проведении дополнительных проверок вывозимого из Украины зерна, что фактически на несколько месяцев заморозило экспорт. Две недели назад требование было отменено, и загруженные суда, наконец, вышли из портов.
Но долго радоваться торговцам не пришлось — спустя несколько дней председатель парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник объявил о введении экспортных квот. После этого на сайте Министерства экономики Украины был опубликован проект постановления «Об утверждении объемов квот на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, экспорт которой подлежит лицензированию до 31 декабря». Согласно этому документу, до конца года из страны может быть вывезено не более 500 тыс. тонн пшеницы, 2 млн тонн кукурузы, 200 тыс. тонн ячменя, 1 тыс. тонн гречки и столько же — ржи. Однако механизм получения квот пока не определен. В документе прописано лишь то, что их должна распределять комиссия при Министерстве экономики пропорционально объемам зерна, которые есть в наличии у экспортера и подтверждены Министерством аграрной политики.
Активнее всех на тему механизма распределения квот дискутировали вице-премьер-министр Борис Колесников и Виктор Слаута, вице-премьер-министр по вопросам АПК, уволенный на прошлой неделе. Б.Колесников предлагал продавать квоты на аукционе по цене от $10/т до $35/т, в зависимости от культуры. В свою очередь В.Слаута отстаивал исторический принцип распределения квот, который предполагает, что самый большой объем зерна смогут вывезти те компании, которые были лидерами экспорта в прошлом году. Фактически его предложение и было взято за основу Минэкономики. От идеи проведения аукционов авторы проекта постановления отказались.
Причина отказа заключается в том, что, во-первых, это потребовало бы существенных изменений в действующем законодательстве, во-вторых, негативно отразилось бы на доходах аграриев.
«По нашим подсчетам, валовая прибыль (без стоимости транспортировки) среднестатистического зернотрейдера составляет $20-35/т. Таким образом, при указанных ставках за тонну на аукционе экспортеры практически потеряют свою маржу, что вынудит их закладывать свои затраты в закупочную стоимость зерновых у фермеров», — говорит аналитик ИК BG Capital Дмитрий Ушенко.
По словам самих трейдеров, на одной тонне зерна они зарабатывают не более $7-10, однако эта маржа остается в руках государства до возмещения НДС. Таким образом, при введении схемы аукционов аграрии остались бы без средств на посевную кампанию. На сегодняшний день им и так не хватает около 7 млрд грн (около $880 млн) для полноценного проведения полевых работ, и вполне очевидно, что они будут экономить на удобрениях и агротехнологиях.
Между тем аналитик ИК Phoenix Capital Андрей Шокур, считает, что аукцион был бы приемлем для новых игроков отечественного зернового рынка. Также это позволило бы государству получить дополнительные $100 млн в бюджет.
Исторический принцип распределения квот интересен крупным зернотрейдерам, таким как «НИБУЛОН», «Кернел-Трейд», «Серна» и «Сантрейд». Безусловно, это не позволит им много заработать, но, во всяком случае, пока будет действовать запрет, они не исчезнут с рынка и будут находиться в поле зрения зарубежных партнеров, что после отмены квот позволит им укрепить свои позиции.
Несмотря на то, что этот принцип фактически утвержден, все еще неясно, какой процент квот будет по нему распределяться. Сейчас обсуждается два варианта. Первый предусматривает, что 80% квот будет отдано игрокам, которые в прошлом году осуществили наиболее крупные поставки зерна на внешний рынок. Оставшиеся 20% разделят между собой новые игроки. Согласно второму варианту, распределение будет происходить по принципу 50Х50. Как только данный вопрос решат, постановление о квотировании вступит в силу. В Министерстве экономики и Министерстве аграрной политики Украины обещают, что это произойдет до 23 октября.
Предположительные размеры квот для украинских экспортеров зерна:
*Расчет производился на основе предположения, что квоты будут разделены между крупнейшими зернотрейдерами по сложившемуся в предыдущих периодах принципу
Источник: ИК BG Capital
Экс-вице-премьер-министр по вопросам АПК Виктор Слаута:
«Квотирование экспорта перечит ряду нормативных документов. Украина должна полностью реализовать свой экспортный потенциал. Мы считаем, что наша страна может экспортировать 5,5 млн тонн кукурузы, 4 млн тонн ячменя и 6 млн тонн пшеницы. Если правительство все же примет постановление о квотировании экспорта, мы будем настаивать на том, чтобы были соблюдены все правила и документ вступил в силу через месяц со дня его опубликования. Резкие движения в таких делах недопустимы. Мы не согласны с размером квот. К примеру, для пшеницы минимальная квота может составлять 1 млн тонн, но никак не 0,5 млн тонн. А введение квот на экспорт кукурузы вообще считаем нецелесообразным».
Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко:
«Экспорт зерновых задерживался вследствие дополнительных проверок, которые проводила Гостаможня. После отмены этих проверок цены на внутреннем рынке выросли на 12% — до 1,8 тыс. грн/т. Если бы проверок не было, аграрии уже зарабатывали бы на тонне 2,4 тыс. грн».
Вице-премьер-министр Украины Борис Колесников:
«Подход, когда экспортировать могут лишь те, кто экспортировал в прошлом году, как минимум странный. Почему в прошлом, а не в 1913 г.? Тогда ведь много зерна экспортировалось. А те, кто не экспортировал в прошлом году, лишаются этого права?».
Генеральный директор аграрно-торговой компании «Валары» Юрий Гордейчук:
«Хорошо, что схема продажи квот на аукционе не была утверждена. Платить $10-35/т зерна для нас было бы весьма проблематично, учитывая наличие у компании заемных средств и высокую себестоимость производства экспортируемой продукции на зерновом рынке. Принцип распределения квот по историческому принципу я считаю не совсем справедливым. Есть молодые компании, которые в прошлом году только начали заниматься экспортом, а в нынешнем году уже нарастили мощность и готовы работать в полную силу, но из-за исторического принципа они окажутся не у дел».
Ваш комментарий
|
|