Российский рынок
22

Тяжелая реформа. Что эксперты говорят о последствиях увеличения НДС

С 1 января страну ждет введение реформы НДС, которая нужна, по словам федеральных чиновников, для получения дополнительных средств для обеспечения обороны и безопасности страны. Однако аналитики и бизнес уже говорят о грядущих сложностях.

Напомним, недавно Госдума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, о повышении НДС до 22% в 2026 году. Для ряда товаров сохранится льготная ставка. Это продукты питания, лекарства, товары для детей, книги, племенные сельскохозяйственные животные. Из перечня товаров, облагаемых по льготной ставке, исключены молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира. Со следующего года они будут облагаться по ставке 22%.

Согласно закону, повышение НДС обеспечит дополнительные доходы для федерального бюджета в 2026–2028 годах на 4,423 трлн рублей. Эти средства, как пояснял Минфин, необходимы для обеспечения обороны и безопасности страны. В текущем году, согласно летним поправкам в бюджет, НДС принесет в казну 15,7 трлн рублей.

В свою очередь, в Центробанке отметили, что будут отслеживать «краткосрочные вторичные эффекты» от повышения НДС и его влияние на инфляционные ожидания.

По словам аналитиков, повышение НДС неизбежно приведет к увеличению издержек бизнеса, которое будет переложено в конечную цену продукта.

Банк России оценивает вклад повышения НДС в инфляцию в пределах 0,8 п.п. и ожидает, что он проявится в основном в декабре-январе 2026 года, напоминает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Кроме того, для предприятий повышение налога может создать дополнительную потребность в оборотных средствах, которых и так сейчас не хватает. При этом повышение цен снижает покупательную способность потребителей. Таким образом, повышение НДС может одновременно привести к повышению инфляции (этот эффект обычно краткосрочный) и к более долгосрочному эффекту угнетения спроса, что впоследствии может еще больше затормозить экономический рост, заключает Ольга Беленькая.

Как говорит эксперт, обычно повышение НДС более заметно для отраслей, связанных с дорогостоящими товарами необязательного потребления (например, автомобили, строительство, ритейл, услуги, развлечения), а также для компаний с низким уровнем маржинальности.

В свою очередь, аналитик «Цифра брокер» Дмитрий Вишневский считает, что повышение ставки НДС и снижение порога для УСН до 10 млн рублей в первую очередь затронут отрасли, ориентированные на внутренний спрос, такие как строительство, легкая промышленность и услуги, где рост издержек на логистику, сырье и оборудование напрямую переложится на конечные цены.

«В этот раз повышение НДС ударит сильнее в потребительской сфере и промышленности. Покупатели начинают экономить, и будет очень тяжело поднимать цены на российскую продукцию в условиях конкуренции на маркетплейсах и в условиях прямых поставок из Китая», — прогнозирует аналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский.

«Производящая и перерабатывающая отрасль, дающая ту самую добавленную стоимость, будет под давлением из-за массового переноса инвестиционных программ на 2027 год, когда, по ожиданиям бизнеса, учётная ставка упадёт до 10-12%», — говорит он.

Член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ Дмитрий Тортев полагает, что особенно сложная ситуация после повышения НДС будет в пищепроме и АПК, где негативные эффекты будут накапливаться по всей цепочке создания стоимости.

«Важно учитывать рост себестоимости из-за подорожания ресурсов (сырья, упаковки, логистики, энергии), которые производители закупают с новым НДС в 22%. Даже при льготной ставке на свою продукцию (10%) компании могут столкнуться с падением маржи. Кроме того, малые перерабатывающие предприятия на УСН потеряют освобождение от НДС из-за снижения порога доходов», — говорит он.

«Сельское хозяйство — самая пострадавшая сейчас отрасль, что видно даже по возможности аграриев покупать новую технику. Государство забрало часть льгот и субсидий, ввело утильсбор на технику, из-за атак беспилотников выросли цены на топливо, ставки в банках», — говорит Дмитрий Кумановский. Компенсировать эти затраты о нечем, так как цены на сельхозпродукцию и мясо идут вниз в РФ и на мировом рынке. По его мнению, лучше себя чувствует пищепром, потому что часть её продукции облагается льготной ставкой НДС в 10%

Управляющий партнер консалтинговой компании «Агромиля» Дмитрий Мирончиков тоже считает, что на деятельности пищепрома реформа скажется не слишком сильно.

«На молочной отрасли повышение НДС не отразится. Влияние будет только в сегменте производства спредов, то есть продуктов с добавлением молочных жиров. У них продукция явно станет дороже, потому что для них НДС будет повышен, в отличие от производства и переработки молока. Повышение НДС отразится и на производителях фальсификата, поскольку у них подорожает сырье», — говорит эксперт.

При этом повышение НДС больно ударит по общепиту. Тут рост ставки для большинства услуг происходит на фоне длительной стагнации и снижения посещаемости. Рестораторам придется либо повышать цены, рискуя отпугнуть клиентов, либо мириться со снижением маржинальности, что может привести к новым волнам закрытий заведений, говорит Дмитрий Тортев.

О дополнительных сложностях, связанных с реформой, говорят юристы.

«Основной проблемой, с которой могут столкнуться налогоплательщики, является вопрос переложения НДС в длящихся договорах, в которых была установлена прежняя ставка и не оговорен порядок действий сторон в случае изменения ставки, либо в которых НДС отсутствовал в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН)», — говорит Никита Дейнега, партнёр, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal.

«Предполагаем, что в подобных ситуациях могут возникнуть массовые споры между налогоплательщиками о порядке изменения договорной цены и перераспределения налогового бремени»,- прогнозирует он.

В остальном изменение ставки НДС повлечет корректировку заключаемых договоров, а НДС, который возникнет у плательщиков, применяющих УСН, будет введен соответствующим плательщиком на основании договора с контрагентом, добавляет Никита Дейнега.

«Мы не можем полностью исключать, что снижение порога безндсного оборота для уснщиков будет стимулировать попытки дополнительного дробления бизнеса. Однако полагаем, что такие явления не будут иметь массового характера в связи с тем, что ФНС в настоящий момент имеет ощутимые способы борьбы со злоупотреблениями, которые могут применяться на ранних стадиях», — заключает юрист.

dairynews.ru