Топливо, зерно и металл: чем Россия кормит финнов с прибалтами
27 October 2021, 09:08

Хотя по итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот портов России вырос почти на 2%, объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты государств Прибалтики и Финляндию сократился. Тем не менее, Россия увеличила загрузку иностранных терминалов нефтепродуктами, углем, зерном и черными металлами.

По итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот морских портов России вырос на 1,8%. Рост «вытянули» уголь, нефтепродукты, контейнеры и черные металлы. Если же говорить о грузопотоке российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных балтийских государств, то в целом он снизился. По данным Минтранса России, через порты государств Прибалтики было перегружено почти на 19% меньше грузов, чем годом ранее, а через Финляндию российский грузопоток упал почти на 5%.

В то же время, говоря о Прибалтике, следует отметить, что здесь вновь стал расти грузооборот российских нефтеналивных грузов. Так, за 9 месяцев текущего года он взлетел сразу в 1,5 раза — до почти 750 тыс. тонн, распределивших практически по всем прибалтийским нефтеналивным терминалам. Это произошло на фоне роста экспорта нефтепродуктов из России в целом. Так, грузооборот нефтепродуктов в отечественных терминалах вырос на 3,2%, до 110,5 млн тонн. В основном, рос экспорт темных нефтепродуктов, в то время как светлые поставлялись преимущественно на внутренний рынок, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

«Полакомились» прибалты и перевалкой российского зерна с черными металлами. Зерно для российского Балтийского бассейна — это вообще «больное место». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области специализированные зерновые терминалы отсутствуют, таковые есть в Калининграде, но это уже другая история. Попытки калининградской «Содружество Соя» построить зерновой терминал в Ленобласти натолкнулись на непонимание, и теперь российское зерно благополучно подкармливает экономику прибалтийских государств.

Увеличили прибалтийские портовики и перевалку черных металлов из России на фоне роста их экспорта, в том числе, через отечественные терминалы.

Ситуация с углем более сложная. Хотя грузооборот угля через порты России вырос довольно существенно, почти на 12%, его экспорт через прибалтийские порты стремится к нулю, но в то же время растет через финские терминалы Тахколуото (порт Пори) и Лаппохья. Причем растет существенно — в 1,6 раза, достигнув 755 тыс. тонн. Это интересный момент, поскольку Финляндия со всей своей «зеленостью» ввела в эксплуатацию специализированный и автоматизированный угольный терминал в Тахколуото несколько месяцев назад на фоне недостатка таковых в российских портах Балтики (не считая «Ростерминалугля» в порту Усть-Луга). Благодаря автоматизации процессов, на финском терминале было достигнуто значительное сокращение вагонооборота и оптимизация затрат. Терминал оснащен двумя вагоноопрокидывателями, двумя станциями размораживания груза, стакером, реклаймером, судопогрузочной машиной, четырьмя установками магнитной очистки, установкой для дробления, пробоотборником. Терминал может осуществлять выгрузку до 350 вагонов в сутки и погрузку судов типоразмера Capesize со скоростью более 40 000 тонн в сутки. Экологическая безопасность терминала обеспечивается тем, что принято называть наилучшими доступными технологиями. Инвестором терминала является финский портовый оператор Rauanheimo

Опыт Финляндии говорит о том, что «хоронить» угольную перевалку на Балтике преждевременно. Хотя все долгосрочные прогнозы говорят о тенденции на снижение потребления угля в Европе в связи с экологической повесткой, текущий энергетический кризис продемонстрировал, что «зеленые» пожелания не всегда совпадают с реальностью. Это стимулирует строить спецализированные угольные терминалы и на российской Балтике: посмотрим, что в этом плане получится у «Приморского УПК» и сможет ли он конкурировать с финнами.

Возможно, в росте перевалки угля через Финляндию при практически обнулении таковой через Прибалтику, где в том же Вентспилсе также имеется специализированный угольный терминал, обладающий ко всему прочему крытым складом, имеется и политический аспект: отношения России и государств Прибалтики оставляют желать лучшего, в то время как с Финляндией они остаются достаточно «ровными».
Отметим, что основными российскими грузами, которые идут через порты Прибалтики, были и остаются минудобрения (Прибалтика) и руда (Прибалтика и Финляндия). Сейчас их перевалка демонстрирует снижение на фоне общего падения экспорта, а ввод новых мощностей в порту Усть-Луга и в Приморске станет серьезным вызовом для зарубежных балкерных терминалов.

Источник: portnews.ru

Читать: Прогноз биржевых цен на 27 октября 2021 

Теги     зерно      экспорт      зерновой рынок      Финляндия   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.