СОЮЗМОЛОКО: На внутреннем рынке растет доля молочного фальсификата
14 October 2013, 17:00
За время реализации Государственной программы развития сельского хозяйства с 2008 г. производство молока в России даже по официальным данным Росстата сократилось с 32,4 млн тонн до 31,9 млн тонн. Молочное скотоводство – единственная отрасль, показавшая отрицательную динамику, отмечает Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО)
Засухи 2011 г. и 2012 г. привели к резкому росту стоимости кормов и, как следствие, росту себестоимости производимого молока. В результате, за 7 месяцев 2013 г. во всех категориях хозяйств производство сырого молока снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 760 тыс. тонн или на 4,7%. Падение было зафиксировано в сельхозорганизациях – 5,7%, и в хозяйствах населения – 4,5%. По прогнозам СОЮЗМОЛОКО, объем производства сырого молока в текущем году составит около 31 млн тонн – это уровень 2005 года, до начала реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В результате роста упомянутого дефицита сырого молока и роста его цены (на 20-25% к прошлому году) снизилось производство «молокоемких продуктов». По сравнению с семью месяцами прошлого года произведено меньше на 3,5% сливочного масла, на 9,8% — сыра и сырных продуктов и на 15,1% — сухого молока и сливок.
Дефицит молока покрывается импортом, а также, частично, фальсификатом — молочной продукцией, произведенной с использованием растительных жиров.
Объемы импортной молочной продукции за год выросли в пересчете на молоко более, чем на 500 тыс. тонн и составили в январе-июле 2013 г. 4 млн тонн. Отмечается наибольший рост объемов поставок из дальнего зарубежья сухого обезжиренного молока (+110,5%), сухой сыворотки (+35,4%), сливочного масла (+30,7%), сухого цельного молока (+22,7%), сыров (+19,1%), молока и сливок (+18,1%). Основной фактор снижения конкурентоспособности российского молочного животноводства – более низкая цена (до 30%) молока-сырья в Белоруссии, Европе, Новой Зеландии и США.
На внутреннем российском рынке растет доля молочного фальсификата. Молочные жиры заменяются более дешевыми аналогами — растительными жирами, в том числе пальмовым маслом. Рост импорта пальмового масла за 7 месяцев 2013 г. по отношению к такому же периоду 2012 г. составляет 28,9%. По консервативным оценкам экспертов, объем фальсифицированных молочных продуктов на рынке в настоящее время составляет более 4 млн тонн, или свыше 10% от объема потребления.
Негативное влияние на отрасль оказало выполнение Россией обязательств при вступлении в ВТО. Так, снижение прямой поддержки отрасли не было компенсировано другими мерами, а формальное увеличение субсидирования по одним направлениям (например, повышению субсидий на литр произведенного молока) сопровождалось снижением поддержки по другим направлениям (в частности, субсидированию ставок по кредитам, льготным ГСМ).
При этом действующая система распределения господдержки на литр молока в зависимости от сорта привела к тому, что фактически господдержка увеличилась только для 37% производителей молока высшего сорта, для остальных 63% производителей — снизилась.
Поддерживая, в целом, идею о необходимости стимулировать повышение качества молока, необходимо подчеркнуть – такие меры должны применяться в ситуации профицита сырого молока на рынке, в ситуации дефицита такая мера не стимулирует производителей заниматься молочным скотоводством.
Кроме того, действующая система распределения субсидий несет в себе коррупционную составляющую, так как в настоящее время отсутствует федеральная система постоянного независимого мониторинга сортности молока-сырья (а также показателей белка и жира) аккредитованными независимыми лабораториями.
По данным СОЮЗМОЛОКО, доля молока-сырья высшего сорта, по статистике 2013 г., значительно выросла, что вызывает обоснованное недоверие экспертов. При этом данный вопрос может эффективно регулироваться рыночными методами – рыночная цена на молоко высшего и первого сорта отличается на 10-15%, что является достаточным стимулом для производителей к повышению качества молока.
Таким образом, на практике в 2013 г. государственная поддержка молочной отрасли для большинства производителей стала ниже прошлого года, менее эффективной и прозрачной, что и привело к снижению конкурентоспособности отрасли.
Планируемое в соответствии с условиями вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе снижение уровня таможенно-тарифной защиты по молочной группе продукции, постепенная отмена квот на производство молока в Евросоюзе в будущем приведут к дальнейшему росту импортной продукции в общем объеме рынка.
Сложившаяся ситуация негативно сказывается на инвестиционной привлекательности молочной отрасли. В большинстве регионов не заявлено ни одного нового инвестиционного проекта в молочном скотоводстве, инвесторы приостанавливают реализацию уже начатых. Даже при условии максимальной государственной поддержки, окупаемость проектов составляет не менее 15 лет, внутренняя норма доходности находится на уровне, неприемлемом для инвесторов. Для сравнения, в птицеводстве и свиноводстве период окупаемости редко составляет более 6-8 лет.
На этом фоне отмечается дефицит средств федерального бюджета для выполнения обязательств по субсидированию текущих краткосрочных и инвестиционных кредитов в молочной отрасли. По оценкам экспертов, только по инвестиционным кредитам дефицит средств составляет около 25 млрд рублей. Невыполнение государством обязательств по субсидированию кредитов приведет к массовому банкротству производителей молока и дальнейшему углублению кризиса –падению объемов производства и росту цен на молочную продукцию.
Представляется необходимым реализовать комплекс оперативных мер по предотвращению негативного сценария развития ситуации в молочном животноводстве, а именно:
1. Изменить принципы субсидирования на 1 литр товарного молока. Необходимо принять практику равного субсидирования 1 литра товарного молока вне зависимости от сорта. Это позволит даже в ситуации дорогих кормов обеспечить производителям качественный рацион питания животным, что будет способствовать повышению качества молока и упростит механизм контроля объемов его реализации, то есть товарности. Необходимо также исключить из критериев для предоставления субсидий такие показатели, как жирность, содержание белка, выход телят. Аналогичных критериев нет ни в одной отрасли – ни в птицеводстве, ни в свиноводстве. Поскольку эти критерии не имеют прямого отношения к росту валовых объемов производства, их необходимо исключить.
2. Обеспечить субсидирование 15-летних кредитов на молочное скотоводство в объеме 100% ставки рефинансирования по действующим проектам, как это предусмотрено в Государственной программе 2013-2020 гг. в части мяса КРС и пролонгировать существующие инвестиционные кредиты до 15 лет с сохранением субсидирования.
3. Обеспечить своевременное и в полном объеме доведение средств государственной поддержки до сельхозпроизводителей. По оценкам участников рынка, выделенных на субсидирование инвестиционных кредитов в 2013 году средств будет достаточно максимум на 3 квартала. Необходимо увеличение объемов финансирования отрасли и оптимизация системы планирования субсидий с целью исключения ситуации неполучения средств государственной поддержки и, как следствие, банкротства предприятий.
4. Разработать программу развития молочной отрасли до 2020 г. В основу Программы должна быть положена задача 90% самообеспечения по молочным продуктам к 2020 г. Программа должна отвечать интересам всех участников молочного рынка – как производителей, так и переработчиков, а также затрагивать ключевые вопросы функционирования отрасли – инвестиционная привлекательность, техническое регулирование, инфраструктурное и кадровое обеспечение, генетика, использования современных технологий и др.
Ваш комментарий
|
|