Сельчане лидируют по претензиям к условиям ведения бизнеса
19 June 2013, 17:00

Условия для ведения аграрного бизнеса в стране требуют серьезного совершенствования. Эта мысль, выраженная в сформулированном нашими читателями Письме Президенту России В. В. Путину (http://www.agronews.ru/articles/petition/), подтверждается и наблюдениями социологов.

 

 

В экономике наступила зима – констатирует в майском номере «Огонька» член экономического совета при президенте России, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. По мнению авторитетного эксперта, эта «зима» отличается от природной тем, что ее продолжительность целиком определяется настроениями людей. Между тем, наши «элиты», формирующие реальную политику, боятся будущего.

Современные плановики в лице Минэкономразвития всерьез говорят о замедлении темпов экономического роста и даже, пусть и не критическом, но спаде производства (рецессия). В апреле глава ведомства, ныне перемещаемый в президентскую администрацию, Андрей Белоусов предупреждал: если не принять мер по экономическому стимулированию, то уже к осени можно впасть в рецессию. При этом он подчеркнул, что «мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть, риск такой есть».

Его предшественница на посту главы МЭР, и пока что действующий помощник Президента РФ, будущий глава Банка России Эльвира Набиуллина предлагает считать цыплят по осени. Весной она отметила, что рост экономики в этом году возможен выше прогноза Минэкономразвития — в пределах 3 — 4%. Однако экономика сейчас находится «ниже потенциала роста». Для реализации поставленных планов в 5%, по ее мнению, необходимы ускоренные институциональные реформы.

Именно смена взглядов власти на факторы экономического роста усматривается экспертами в последнем Бюджетном послании Президента России. В нем отмечается, что единственно верный путь улучшения уровня и качества жизни – это решение вопросов в сфере экономики (правда, к сожалению, о сельской экономике там не говорилось впрямую). По мнению того же Аузана, России ниже 4% экономического роста опускаться нельзя. Понижение этого предела – в стране с огромным разрывом в доходах богатых и бедных – грозит тем, что массе населения ничего не достанется и все тут же почувствуют ухудшение уровня жизни.

Между тем, по только что опубликованным подсчетам Росстата, в первом квартале этого года пресловутый ВВП (валовой внутренний продукт) вырос лишь на 1,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года. Прирост оказался втрое меньше, чем год назад. Выше среднего рос ВВП в сфере перераспределения созданных благ и услуг — в финансовом секторе, ресторанном бизнесе, торговле недвижимостью, коммунальном хозяйстве. В отраслях материального производства преуспели лишь рыболовы (рост более 8%). А вот в промышленности и других перерабатывающих производствах темпы роста резко упали, в добыче полезных ископаемых и выработке электроэнергии вообще наблюдался спад.

Не улучшило ситуацию и сельское хозяйство. После прошлогоднего роста (в первом квартале) в 3,4% нынче зафиксирован прирост лишь в 1,6%. И наибольший спад, как известно, наблюдается в молочном животноводстве и мясном скотоводстве.

Для выхода на траекторию ускоренного роста глава государства предлагает серьезный бюджетный маневр. Решено в течение трех месяцев завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года. Подчеркивается, что в этом документе должны быть даны четкие ориентиры по финансовому обеспечению государственных программ.

Заметим, что ранее после встречи с предпринимателями 10 июня Президент России дал ряд поручений правительству. В частности, речь идет об обуздании аппетитов естественных монополий по росту цен и тарифов. Предложено также расширить механизмы предоставления государственных гарантий малому и среднему бизнесу, найти пути снижения стоимости кредитования предприятий реального сектора.

Не трудно видеть, насколько эти поручения перекликаются с предложениями, сформулированными в помещенном на нашем сайте Письме В. В.Путину. А ведь это мнение не только тех четырехсот деловых инициативных людей АПК России, которые поставили свои подписи под Письмом. Те же мысли высказывались и на состоявшемся в конце мая первом съезде Федерального Сельского совета.

Недовольство нынешней ситуацией нашло отражение и в результатах того социологического опроса ВЦИОМ, о котором говорится в начале этого материала. Да, в целом по стране доля недовольных сложившейся ситуацией для развития бизнеса за период с 2009 года по настоящее время увеличилась с 44 до 55%. Но ведь в селах и небольших городах и поселках она вообще рекордная. Здесь плохой для предпринимательства считают атмосферу 62% опрошенных!.

Учтут ли эти настроения мест разработчики бюджетной стратегии? Увидим. Но очевидно, что мнение крестьян будет тем убедительнее для власти, чем крепче будет голос инициативных людей российского села. Но пока что активность сельчан в отстаивании своих интересов явно недостаточна.

Возьмем подписание того же Письма Президенту. Да, под ним есть подписи предпринимателей из большинства регионов страны. Но как же сильно отличается ваша активность, глубоко уважаемые пионеры агропродовольственного бизнеса!

Примерно одна треть всех поддержавших текст Письма выпала на долю всего трех регионов – из Саратовской области, республики Башкортостан и Краснодарского края. Немало «подписантов» из Ростовской, Новгородской, Ростовской, Московской, Оренбургской областей. И нет или единицы подписей из Тамбовской, Астраханской, Костромской, Ивановской, Брянской и других губерний.

Быть может, там сельские предприниматели всем довольны?!

Теги     бизнес      экономика      В.Путин      село   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.