Россия расширяет порты Балтики, присматриваясь к новым рынкам зерна
26 September 2024, 14:34

Россия, ведущий мировой экспортер пшеницы, расширяет свои порты Балтийского моря, стремясь увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году, одновременно снижая зависимость от традиционных черноморских маршрутов, заявили чиновники и руководители.

Страна, которая экспортировала не менее 72 миллионов метрических тонн зерна в сезоне 2023/24, ищет новые рынки в Латинской Америке и Африке, чтобы диверсифицировать свои традиционные рынки зерна в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Она полагалась на свои порты Черного моря для обработки быстро растущего экспорта сельскохозяйственной продукции в течение последних десятилетий, но конфликт с Украиной сделал этот регион рискованным для судоходства, поскольку обе стороны регулярно наносят удары по объектам и инфраструктуре друг друга.

«Прошлый год с его рекордным урожаем показал, что при темпах отгрузки на экспорт у нас недостаточно мощностей», — заявила заместитель руководителя государственного сельскохозяйственного конгломерата ОЗК, владеющего несколькими черноморскими терминалами, на отраслевом собрании в Сочи на юге России Ксения Боломатова.

За последние 18 месяцев Россия запустила два крупных порта — Высоцкий и Лугапорт в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга, родного города президента Владимира Путина.

Высоцкий отгрузил свое первое зерно в апреле 2023 года, а Лугапорт начал работу в июне этого года, и ожидается, что мощность достигнет 7 миллионов тонн к началу 2025 года, по словам его владельца Новапорта.

Дмитрий Рылько из сельскохозяйственного консалтингового агентства ИКАР сказал, что два порта смогут обрабатывать до 15 миллионов тонн сельскохозяйственного экспорта, включая зерно, в год.

Это составит четверть от прогнозируемого объема экспорта зерна из России в 60 миллионов тонн на сезон 2024/25.

Частная компания «Приморский УПК» также планирует построить зерновой терминал в порту Приморский мощностью до 5 миллионов тонн.

ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА

Путин поставил цель увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году в рамках стратегии по укреплению позиции страны как сельскохозяйственной сверхдержавы наряду с Бразилией, США и Китаем.

За последнее десятилетие Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, кукурузы, ячменя и гороха, но дальнейший рост может быть ограничен узкими местами в судоходных мощностях.

Многие российские порты объявили о планах по увеличению мощностей после рекордных урожаев за последние два года. Ожидается, что терминалы на Балтийском море будут расширяться более быстрыми темпами.

«Расширение мощностей терминалов на Балтийском море — это вопрос экономической и транспортной безопасности и суверенитета», — говорится в комментарии Novotrans, отправленном по электронной почте.

Российские торговые потоки и поставки до сих пор не столкнулись с серьезными перебоями в Балтийском море, где 96% береговой линии принадлежит членам НАТО, включая Финляндию и Швецию.

Напротив, перебои усиливаются в Черном море и могут сократить мировые поставки зерна, согласно отчету Всемирного банка. Две недели назад украинское судно, перевозившее зерно в Египет, было поражено ракетой.

В августе российские местные власти заявили, что Украина потопила паром с топливными цистернами в порту Кавказ, который также используется для перевалки зерна.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Россия экспортировала 62 миллиона тонн зерна по морю в сезоне 2023/24, при этом 90% поставок шло через Черное море, в основном на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Эта доля должна сократиться по мере развития инфраструктуры Балтийского моря.

В прошлом сезоне порты Балтийского моря отгрузили 1,5 млн тонн зерна, что в три раза больше, чем в предыдущем сезоне, но все еще составляет всего 2,4% от общего объема российского экспорта, согласно расчетам Reuters, основанным на общедоступных данных.

«С точки зрения логистики Балтика имеет много преимуществ для экспорта зерна», — сказала Дарья Снитко, вице-президент Газпромбанка, одного из крупнейших банков России и одного из крупнейших кредиторов фермеров.

Она сказала, что способность балтийских терминалов обрабатывать более крупные суда должна помочь снизить общие издержки.

«Поставки из Балтийского моря превосходят (экономику) поставок из Азово-Черноморского региона при торговле со странами Африки за пределами Средиземноморья, а также Азии», — добавила она.

По данным логистической компании Rusagrotrans, Высоцкий отправлял зерно в Алжир, Бразилию, Кубу, Мали, Мексику, Марокко, Нигерию и Тунис.

В 2024 году Россия может отправить на экспорт рекордные 1,5 млн тонн муки

Источник: investing.com

Теги     зерно      экспорт      пшеница   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Ольховская рассказала о возможности нарастить объемы экспорта российских производителей
В ходе "Транспортной недели-2024" генеральный директор ООО "Универсальная логистика" и ПАО "НПК ОВК" Ирина Ольховская рассказала телеканалу "Россия-24" о возможности нарастить фактические объемы экспорта российских производителей по сети российских железных дорог Восточного полигона без увеличения нагрузки на железнодорожную инфраструктуру в текущей ситуации острейшего дефицита пропускной способности ж/д сети Восточного направления.
Цены FOB и EXW на 22 ноября 2024. Пшеница. Кукуруза
Россия с 1 по 20 ноября отгрузила на экспорт 3,165 млн тонн пшеницы, что на 27% больше, чем годом ранее, сообщается в мониторинге Российского зернового союза. Как заявила директор аналитического департамента союза Елена Тюрина, отгрузки пшеницы растут второй месяц подряд.