Российские роботракторы с ИИ готовы бороздить просторы
18 August 2023, 11:59

О перспективах умных беспилотных тракторов российского производства порталу AGRO XXI рассказала генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова. В начале августа в подмосковном Хотьково, на базе кибер-фермы Cognitive Pilot состоялся «День киберполя», посвященный началу массовых продаж трактора «КИРОВЕЦ К-7М» Петербургского тракторного завода с системой автопилотирования на основе искусственного интеллекта от Cognitive Pilot.

Мы попросили генерального директора Cognitive Pilot Ольгу Ускову ответить на наши вопросы о перспективах совместного решения на российском и международных рынках, его технологических преимуществах, эффективности использования и модели окупаемости.

— Трактор является основной технической единицей агросектора в принципе. С его участием выполняется наибольшее количество сельхозопераций: сев, обработка почвы, удаление сорняков, внесение удобрений, опрыскивание и т. д. В отличие от комбайна, ресурс его использования практически круглогодичный. «Кировцы» у нас – это средний и тяжелый сегмент. И для их использования в России — поле непаханое. По объемам землеиспользования с нашей страной могут сравниться только США. У нас хозяйство в 10 тысяч га считается всего лишь середячком, по сравнению с нищей на землю Европой, поэтому «Кировцы» максимально востребованы. Кроме того, количество неиспользуемых земель, а их по последним данным у нас почти 44 млн. га, из которых 20 млн га – пашня, говорит о том, что перспектив у «Кировцев» — еще лет на сто пятьдесят.

— Введение санкций, уход ряда ведущих зарубежных производителей и другие сложности нашего времени, тем не мене в целом, позитивно сказались на развитии отечественного рынка. Например, для Петербургского Тракторного Завода (ПТЗ), как его лидера, проблема с поставками комплектующих не стала критичной. В отрасли полным ходом реализуется импортозамещение. При поддержке государства созданы важнейшие инфраструктурные объединения, такие, как ассоциация «ИнтерАгроТех», объединившая ключевых участников отрасли — производителей электронной компонентной базы, электроники, ИИ, цифровых технологий, техники, сельхозтоваропроизводителей полного цикла для оперативного решения вопросов продовольственной безопасности, обеспечения технологического суверенитета и т.д. Многие критичные для развития агросектора вопросы стали решаться в самые короткие сроки.

Что касается статистики, то по данным Минсельхоза в 2022 году показатели закупок тракторов снизились примерно на 23% и составили 11,34 тыс. единиц. Тем не менее общее число этого вида техники в АПК в этом году может, по данным «ИнтерАгроТех» превысить 432 тыс. единиц, против 428 тыс. в 2021 году.

— «Кировец» вписывается как безусловный лидер не только российского, но и международного рынка беспилотных тракторов, обгоняя на повороте по функционалу автопилота, скорости разработок и внедрения John Deere и других зарубежных вендоров.

Вообще сегодня тема беспилотного агротранспорта однозначно в топе мировых трендов. На этот сегмент обратили внимания крупнейшие мировые компании, включая Google. Мировой рынок беспилотных тракторов, по оценкам Markets&Markets насчитывает сегодня порядка 44.8 тыс. единиц. К 2025 году он прогнозируется порядка 61 тысячи единиц техники с динамикой роста около 25%.

По оценкам аналитиков Allied Market Research объем рынка беспилотных тракторов составлял 2.6 млрд. долл. в 2021 году и достигнет 11.6 млрд к 2030 году при динамике 20.9%.

Для сравнения, потенциальный объем российского рынка систем автопилотирования для тракторов, по данным «ИнтерАгроТех» сегодня превышает 245 млрд. рублей.

В этом смысле альянс между ПТЗ и Cognitive Pilot уникален тем, он возник не столько на коммерческом интересе, сколько на технологическом и патриотическом порыве. С одной стороны, собралась группа сильнейших российских инженеров, с другой возникла единое желание, единая воля двух команд к созданию исключительно своего, лучшего в мире отечественного агроробота.

В итоге у нас и получился трактор нового типа. И я вижу в цепочке наших продуктов, которые начали продаваться на международных рынках не только искусственные мозги CognitivePilot, но и наши с ПТЗ роботракторы, которые вполне могут занять лидирующие позиции в своем сегменте в мире, как по уровню технологических решений, функционалу так и по ценовым параметрам.

Конечно нам еще придется решить целый ряд вопросов, связанных с организацией экспорта, логистикой, пошлинами, необходимостью соответствия местному законодательству и т. д.

Но мы уверены, что у нашей страны сейчас появилась реальная возможность продавать за рубеж не только зерно и быть лидером не только в этой зоне, но и в направлении уникальных транспортных решений на основе ИИ, которые сейчас находятся на пике интереса, востребованности во многих странах. Это точно история для Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки, где сельское хозяйство является ключевой отраслью экономики и где вопрос обеспечения продовольственной безопасности стоит наиболее остро. Поэтому и отношение к перспективным решениям и инновациям в этой сфере максимально серьезное.

— У нас почти все решения собственные. Система автономного управления как человек видит и анализирует поступающие с видеокамеры изображения и, при помощи нейронной сети глубокого обучения определяет типы и положения объектов по ходу движения, прогнозирует развитие ситуаций, строит траектории движения трактора и передаёт необходимые команды для выполнения маневров. Точность выполнения операций 1-1.5 см.

Многим решениям нет аналогов. Вот пример, работа с данными. У Cognitive PIlot очень большой опыт по обучению нейронных сетей и работе с датасетами. В отличие от многих разработчиков мы его накапливали и на дорожной, и на рельсовой, и на полевой сценах. Опыта такого масштаба мало у кого есть. Здесь мы реальные мировые лидеры. Мы умеем выбирать из видеопотока только репрезентативные данные, что позволяет нам экономить десятки человеко-лет при разработках автопилотов. Мы создали устройство-симулятор, которое позволяет нам тестировать агро — роботов в реальных условиях и в любых странах мира круглый год. Мы роботизировали процесс настройки сенсоров умной сельхозтехники, разработали технологию взаимодействие робота с водителем нового класса R2D (Robot to Driver) для агро-рроботов, позволяющую оператору техники получать обратную связь от автопилота.

Есть хозяйства, которые относятся к использованию роботракторов, как к новому бизнесу. Таких большая часть, их порядка 85%. С ними идет скурпулезный подсчет экономической окупаемости продукта и времени ее наступления, обсуждение различных моделей применения автопилота и т.п.

И есть хозяйства, которые привыкли к одноходовым схемам с иностранными производителями, которые вообще не любят все российское. Когда их отключили от американского распределения, многие из них пытаются пересесть на китайское. Но мы надеемся, все-таки, что эта болезнь западнофильства скоро закончится. Жизнь исправит ситуацию, поскольку китайское нашествие ничем не безопаснее американского. Кроме того, качество этой продукции серьезно ниже. И тех, кто сегодня еще тянется за легкими схемами, откатами и низким прайсом мы ждем их в ряды второй и первой групп.

— Новая версия «Кировца» с автопилотом стала дороже порядка 5-6%. Это обычная практика выпуска новых продуктов, будь то автомобили или бытовая техника.

Окупаемость у нас наступает уже за полгода работы. Иными словами, практически мгновенно. Кроме того, «Росагролизинг» предоставляет своим клиентам скидки до 20% на умные тракторы ПТЗ. А это очень важный фактор для с аграриев.

agroxxi.ru

Прогноз биржевых цен на 18 августа 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Ольховская рассказала о возможности нарастить объемы экспорта российских производителей
В ходе "Транспортной недели-2024" генеральный директор ООО "Универсальная логистика" и ПАО "НПК ОВК" Ирина Ольховская рассказала телеканалу "Россия-24" о возможности нарастить фактические объемы экспорта российских производителей по сети российских железных дорог Восточного полигона без увеличения нагрузки на железнодорожную инфраструктуру в текущей ситуации острейшего дефицита пропускной способности ж/д сети Восточного направления.
Цены FOB и EXW на 22 ноября 2024. Пшеница. Кукуруза
Россия с 1 по 20 ноября отгрузила на экспорт 3,165 млн тонн пшеницы, что на 27% больше, чем годом ранее, сообщается в мониторинге Российского зернового союза. Как заявила директор аналитического департамента союза Елена Тюрина, отгрузки пшеницы растут второй месяц подряд.