Российский рынок
127 5754д

России будет непросто завоевать азиатский рынок зерна

Реализация амбициозных планов России по захвату доли прибыльного азиатского рынка пшеницы займет больше времени, чем планировалось ранее. Выполнить эту задачу за 2 или 3 года практически невозможно из-за наличия транспортных барьеров и нежелания потребителей приспосабливаться к новому продукту из России, сообщает Reuters. Рост производства пшеницы и ее запасов позволяет России налаживать торговые отношения с крупнейшими импортерами Азии. До сих пор на этом рынке господствовали компании из Австралии и Соединенных Штатов. Этот шаг является частью стратегии России по развитию своей инфраструктуры по экспорту зерна, что позволит удвоить поставки примерно до 35-40 млн тонн пшеницы к 2015 году.
Это окажет дополнительное давление на американских поставщиков пшеницы, которые в прошлом году вынуждены были снизить цены на свою продукцию примерно на 30%. Причиной тому стали поставки зерна со стороны российских и европейских производителей в Египет и на Ближний Восток. Теперь Россия нацелилась на азиатский рынок, оцениваемый экспертами в $5 млрд в год.
«Для России при доступе на азиатский рынок необходимо преодолеть 2 основных препятствия — логистику и качество продукции. В настоящее время большая часть российского экспорта направляется в Африку и на Ближний Восток, где эта страна имеет преимущество по перевозке и по себестоимости пшеницы», — говорит аналитик австралийской компании ANZ Скотт Бриггс (Scott Briggs).
Россия ведет прямые переговоры с мукомольными предприятиями Японии, Индонезии и Бангладеш о поставках высококачественной сибирской пшеницы, которая не уступает аналогичной продукции из США и Австралии. По оценкам Российского зернового союза, объем поставок зерна в Азию вырастет к 2012 году с нынешних 500 тыс. тонн до 1,5 млн — 2 млн тонн. В частности, правительство РФ надеется продать 1 млн тонн пшеницы в Японию в 2011 году и ведет переговоры на поставку 300 тыс. тонн зерна в Бангладеш, передает K2K NEWS.
Однако эксперты указывают на то, что российским планам по проникновению на азиатский рынок пшеницы может помешать отсутствие инфраструктуры. Речь идет об элеваторах и портовой инфраструктуре на восточном побережье страны, способной обслуживать большие грузовые суда. Кроме того, России необходимо уменьшить стоимость транспортировки сибирской пшеницы. Доставка одной тонны на восточное побережье из Сибири в настоящее время обходится поставщикам в $60 — $90.
Россия планирует инвестировать в модернизацию портовой инфраструктуры до $100 млн в течение ближайших 2 — 3 лет. Это позволит сократить время доставки зерна в Азию с нынешних 25 дней до нескольких суток. Однако еще одним препятствием может стать новизна российского продукта. Многим импортерам пшеницы еще предстоит познакомиться с этим продуктом, что также потребует дополнительного времени, говорят эксперты.
Азия импортирует более 20 млн тонн пшеницы в год. Наиболее крупными импортерами зерна являются Япония, Южная Корея и Индонезия, на которые приходится около 14 млн тонн. Остальной объем импорта делят между собой Малайзия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд и Филиппины.