России будет непросто завоевать азиатский рынок зерна
16 March 2010, 13:47
Реализация амбициозных планов России по захвату доли прибыльного азиатского рынка пшеницы займет больше времени, чем планировалось ранее. Выполнить эту задачу за 2 или 3 года практически невозможно из-за наличия транспортных барьеров и нежелания потребителей приспосабливаться к новому продукту из России, сообщает Reuters. Рост производства пшеницы и ее запасов позволяет России налаживать торговые отношения с крупнейшими импортерами Азии. До сих пор на этом рынке господствовали компании из Австралии и Соединенных Штатов. Этот шаг является частью стратегии России по развитию своей инфраструктуры по экспорту зерна, что позволит удвоить поставки примерно до 35-40 млн тонн пшеницы к 2015 году.
Это окажет дополнительное давление на американских поставщиков пшеницы, которые в прошлом году вынуждены были снизить цены на свою продукцию примерно на 30%. Причиной тому стали поставки зерна со стороны российских и европейских производителей в Египет и на Ближний Восток. Теперь Россия нацелилась на азиатский рынок, оцениваемый экспертами в $5 млрд в год.
«Для России при доступе на азиатский рынок необходимо преодолеть 2 основных препятствия — логистику и качество продукции. В настоящее время большая часть российского экспорта направляется в Африку и на Ближний Восток, где эта страна имеет преимущество по перевозке и по себестоимости пшеницы», — говорит аналитик австралийской компании ANZ Скотт Бриггс (Scott Briggs).
Россия ведет прямые переговоры с мукомольными предприятиями Японии, Индонезии и Бангладеш о поставках высококачественной сибирской пшеницы, которая не уступает аналогичной продукции из США и Австралии. По оценкам Российского зернового союза, объем поставок зерна в Азию вырастет к 2012 году с нынешних 500 тыс. тонн до 1,5 млн — 2 млн тонн. В частности, правительство РФ надеется продать 1 млн тонн пшеницы в Японию в 2011 году и ведет переговоры на поставку 300 тыс. тонн зерна в Бангладеш, передает K2K NEWS.
Однако эксперты указывают на то, что российским планам по проникновению на азиатский рынок пшеницы может помешать отсутствие инфраструктуры. Речь идет об элеваторах и портовой инфраструктуре на восточном побережье страны, способной обслуживать большие грузовые суда. Кроме того, России необходимо уменьшить стоимость транспортировки сибирской пшеницы. Доставка одной тонны на восточное побережье из Сибири в настоящее время обходится поставщикам в $60 — $90.
Россия планирует инвестировать в модернизацию портовой инфраструктуры до $100 млн в течение ближайших 2 — 3 лет. Это позволит сократить время доставки зерна в Азию с нынешних 25 дней до нескольких суток. Однако еще одним препятствием может стать новизна российского продукта. Многим импортерам пшеницы еще предстоит познакомиться с этим продуктом, что также потребует дополнительного времени, говорят эксперты.
Азия импортирует более 20 млн тонн пшеницы в год. Наиболее крупными импортерами зерна являются Япония, Южная Корея и Индонезия, на которые приходится около 14 млн тонн. Остальной объем импорта делят между собой Малайзия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд и Филиппины.
Ваш комментарий
|
|