Резервный фонд РФ игнорирует рубли
07 July 2015, 10:17

Министерство финансов Российской Федерации представило данные о результатах размещения средств в Резервном фонде (РзФ) и Фонде национального благосостояния. По данным Минфина, совокупная денежная сумма, аккумулированная на счетах Резервного фонда, на 1 июля текущего года составляет 4 265,65 млрд. рублей, что по текущему курсу (на начало июля) соответствовало примерно 76,83 млрд. долларов США.

Такая статистика говорит о том, что в рублёвом эквиваленте это лучший показатель с апреля 2015. Если говорить об эквиваленте долларовом, то здесь до рекордов, мягко говоря, далеко, учитывая нынешний курс американской валюты по отношению к российскому рублю. В крайний раз соответствующая «долларовая» планка накоплений в РзФ имела значение в 76,83 млрд. долларов в январе 2013 года.

Для оценки статистики Резервного фонда не будет лишним представление информации о его рекордах и антирекордах. Рекорд в рублях – 5,864 трлн. рублей – февраль 2015 года (свою роль сыграл скачок курса доллара), рекорд в долларах — 142,6 млрд. долларов в сентябре 2008 года. Антирекорд в рублях – 734 млрд. рублей – август 2011, антирекорд в долларах – 25,44 млрд. долларов — январь 2011.

На что в данном случае стоит обратить особое внимание? На то, что министерство финансов Российской Федерации явно не собирается отказываться от масштабных вложений средств в зарубежные валюты, причём в строго определённые. Опубликованная Минфином статистика – тому пример.

Резервный фонд игнорирует рубли

Данные по состоянию счетов Резервного фонда выглядят следующим образом:

37,26 млрд. долларов США;
28,27 млрд. евро;
5,25 млрд. фунтов стерлингов.

Далее представлены данные по состоянию счетов и иных активов Фонда национального благосостояния. Здесь сумма соизмерима: 4,2 трлн. рублей (около 75,65 млрд. долларов). Из них в Банке России:

20,98 млрд. долларов США;
21,99 млрд. евро;
4,03 млрд. фунтов стерлингов.

Остальные средства ФНБ на депозитах в ВЭБе, в долговых обязательствах иностранных государств (в первую очередь – Украины), в ценных бумагах российских эмитентов, занимающихся «правительственными» инфраструктурными проектами, на депозитах ВТБ и ГПБ («Газпромбанка»), а также в привилегированных (так называет их сам Минфин) акциях кредитных организаций.

Легко подсчитать, что более трёх четвертей средств обоих фондов содержится в валютах «главных» друзей России – США и Евросоюза. Несмотря на модные с некоторых пор заявления о повышении уровня мультивалютности основных фондов Российской Федерации, этот самый мультивалютный уровень остаётся на прежней отметке: как были три основных иностранных валюты – доллар, евро и фунт стерлингов, — так эти три валюты и остались.

Министерство финансов объясняет упорное желание вкладывать отечественные резервы фактически в поддержку западных экономик тем, что Россия прочно вошла в глобальную финансовую систему, и такое положение России может сделать болезненным для Запада любую его попытку нанести удар по российской экономике. В качестве примера приводится вариант прохождения кризиса 2008-2010 года, когда «спалив» до 80% валютной наполняемости Резервного фонда, Россия смогла снова выйти в экономический рост. Рост, правда, как мы все знаем, оставался на весьма скромном уровне, дойдя в конечном итоге (ещё до подарка от Запада в виде «санкций») до уровня статистической погрешности, однако Минфин настаивал, настаивает и, представляется, будет настаивать на своём: мол, лучше так, чем «экономическая бездолларовая неизвестность».

Оно, конечно… Лучше изрядно пощипанная синица в руках, чем гипотетический журавль где-то в экономическом небе. Но только само отношение к средствам фонда как было кудринским, так и осталось. Вон – дошло до того, что Минфин разродился заявлением, согласно которому даже статью оборонных расходов будут «оптимизировать» не менее чем на 10%. То есть РзФ после апрельского проседания несколько подрос даже в долларах, но «оптимизировать» оборонку всё равно готовы. Несколько странная логика. И за что же тогда всё-таки отставляли с поста министра г-на Кудрина? Неужели именно косой взгляд в сторону Дмитрий Анатольевича несколько лет назад сделал куда большее дело, чем намерения тогдашнего министра финансов?

Итак, о плюсах и минусах российских фондов. Значительные средства в Резервном фонде и ФНБ имеются, несмотря на жёсткие экономические условия и давление Запада в виде санкций – это плюс. Но средства эти в первую очередь поддерживают совсем не российскую экономику (что понятно даже по валютному распределению РзФ), а экономику «друзей» России – это минус. Гораздо более сложный вопрос: а плюсом или минусом сегодня считать глубокую интеграцию России в глобальную экономическую систему, где все друг от друга зависят? Вроде бы лучше выступать с независимых экономических позиций… Но есть ли таковые сегодня вообще в этом мире? Даже отдельно взятый греческий референдум изрядно опустил мировые цены на нефть, не говоря уже о возможных перспективах вылета Греции из зоны евро… Возможно, глубокую интеграцию России в мировую экономику в таких условиях нужно считать ни чем иным, как объективной необходимостью, но в таком случае действия Минфина РФ с фондами походят на какие-то ритуальные игрища – накопления исключительно ради накоплений, ради плясок с валютными курсами и вообще всем тем, что от реального сектора экономики далеко. А в это время кто-то за высокой трибуной снова расскажет много «интересного» о необходимости импортозамещения в стратегически важных отраслях, подыскивая в этот момент новое приложение для своего айфона…

Источник: topwar.ru

Теги     резервный фонд      РФ      рубли   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.