Приангарье не питается ГМО-продуктами
29 January 2014, 11:13

Внешне и по вкусу продукты питания, содержащие ГМО, ничем не отличаются от обычных. Хлеб – как хлеб, мясо – как мясо. Но есть весьма существенные изменения на генетическом уровне.

 

Продукты, содержащие генно-модифицированные организмы (ГМО), продолжают активно продвигаться на российский рынок. В этом году на федеральном уровне будет разработана система мониторинга за ГМО-продукцией. Об этом было заявлено в ходе круглого стола по проблемам распространения ГМО-культур и их влияния на живые организмы.

 

Как пояснил директор Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Виктор Войников, ГМО – это организмы, генотип которых был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии:

 

– Тема для науки не нова, но вся проблема в непредсказуемости. Встраиваясь в нить ДНК, хромосомы, чужеродные организмы могут нарушить работу генов, подопытный организм пострадает, в нем могут развиться мутации.

 

Эксперт сослался на исследования в этой области международного эксперта по продовольственной и экологической безопасности, доктора биологических наук Ирину Ермакову, которая называет ГМО-продукцию «бомбой замедленного действия». На различных площадках Ирина Ермакова доказывает – вследствие употребления ГМО-продукции у животных выявляются патологии внутренних органов, образование опухолей, изменение гормонального уровня и бесплодие. Также эксперт отмечает опасность ГМО для окружающей среды, поскольку в местах, где они выращиваются, наблюдается деградация почв, гибель животных.

 

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин рассказал о том, что 23 сентября 2013 года вышло постановление правительства РФ, где утверждены правила государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их. Эксперт уточнил, что до 1 мая текущего года будет разработана система мониторинга за указанными организмами и продуктами.

 

– В настоящее время в России разрешенными являются 18 линий ГМО-культур – кукуруза, соя, картофель, рис, свекла. Мы проводим исследования продукции на предмет содержания ГМО, в течение прошлого года было отобрано 340 проб. Если содержание ГМО выше 0,9%, то на продукте должно быть указано, что он «содержит генетически модифицированные организмы». К слову, в Японии пороговый уровень – 5% содержания, – отметил Алексей Пережогин и заявил, что продуктов с повышенным содержанием ГМО в Приангарье нет.

 

Глава Управления добавил, что регистрация ГМО-продукции в России ведется с 2004 года. За это время Роспотребнадзором зарегистрировано 67 продуктов с ГМО. Все они прошли испытания на наличие рисков и признаны Всемирной организацией здравоохранения безопасными для здоровья. Однако в России комиссия государственной экологической экспертизы не признала ни одну линию ГМО безопасной, констатировал эксперт.

 

– Мы ведем контроль за семенами, поступающими на нашу территорию, – рассказала руководитель отдела зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Иркутской области Наталья Коленченко. – Проверки показывают, что в регионе есть семена растений, не зарегистрированные в российском Госреестре. Например, в Усолье-Сибирском было обнаружено в продаже 46 партий таких семян. Конечно, никто из продавцов не станет проводить исследования на ГМО, они лучше заплатят штраф, а он минимальный.

 

Виктор Войников пояснил, что ГМО-растения не размножаются, а значит, не дают семенной материал. Таким образом, сельхозпроизводители, покупая ГМО-семена, будут вынуждены это делать ежегодно.

 

– Это как наркотик для нашего сельского хозяйства, – согласен с ученым фермер Владимир Скорняков. – ГМО-семена, скорее всего, применять придется, иначе мы станем неконкурентоспособны, но государству надо подождать с допуском использования ГМО-продукции, взять паузу.

 

Председатель Агропромышленного союза Иркутской области Дмитрий Баймашев подтвердил – местные сельхозпроизводители, которые не используют генетически модифицированные организмы, действительно неконкурентоспособны.

 

– За границей зерно и корма дешевле, потому что они генетически модифицированы, их себестоимость ниже. После вступления России в ВТО стоимость мяса птицы снизилась на 50%. Это осложняет дальнейшую конкуренцию местных производителей с зарубежными фермерами. Мы фактически убиваем своего производителя, – уверен Дмитрий Баймашев.

 

Виктор Войников выразил сожаление, что отечественный селекционный потенциал до конца еще не использован. Качество семян можно повысить и без применения ГМО-технологий, уверен Войников. Ученый рассказал, что в СИФИБРе создана рабочая коллекция ржано-пшеничных гибридов, которая характеризуется высокой урожайностью (до 100 ц/га), создано три сорта сои, которые можно выращивать в Восточной Сибири.

 

Дмитрий Баймашев подчеркнул, что государство должно более активно поддерживать отечественных селекционеров.

 

– В Тулуне на селекционной станции, которая сама по себе уже легенда, люди при хроническом отсутствии финансирования работают практически на энтузиазме, – напомнил председатель Агросоюза.

 

Участники круглого стола сошлись во мнении, что генетически модифицированные организмы – это не только революция научной мысли, но и серьезная, до конца неизученная проблема, над которой еще предстоит работать.

Теги     ГМО      продукты      Приангарье   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Фермеры Алматинской области Казахстана собрали богатый урожай кукурузы (Видео)
У фермеров Алматинской области богатый урожай. Одна из самых популярных культур – кукуруза. По информации управления сельского хозяйства, производительность удалось увеличить на 30%, и это несмотря на сокращение посевных площадей.
Урожай сои в Аргентине растет
Ожидается, что в 2024-25 годах Аргентина будет производить больше соевых бобов, однако урожай сталкивается с «рядом сложных проблем и возможностей, обусловленных погодными условиями, экономическим давлением и производственной практикой», говорится в отчете Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США.