Обращение ведущих российских ученых — специалистов по карантину и защите растений к Президенту РФ Дмитрию Медведеву в связи с разработкой нового закона о карантине растений:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В настоящее время проводится очередная административная реформа, в частности в области обеспечения карантина растений. Причем, ее идеологи, являясь не специалистами или выполняя заказ определенных, крайне заинтересованных в сверхприбылях деловых кругов, ее проводят вопреки сути карантина растений, международной практике и обязательств Российской Федерации по международным договорам, относящимся к карантину растений.
Понятно, что излишние барьеры, которые в настоящее время все еще имеются как наследство от советского законодательства, доперестроечной практики, но и на уровне искажения (злоупотребления) отдельными должностными лицами, осуществляющими карантинный фитосанитарный контроль, должны быть, несомненно, устранены.
Безусловно, что наряду с демократизацией производственных отношений должна быть повышена и ответственность как государственных органов, так и хозяйствующих субъектов и просто граждан за невыполнение карантинных фитосанитарных мероприятий.
Практика многих стран, в том числе экономически развитых и, как считается, достаточно демократичных, свидетельствует о высокой ответственности в этой области.
Так, согласно Закону Канады «О защите (карантине) растений» в большинстве случаев за нарушение правил и норм обеспечения карантина растений установлен штраф до $250 тыс., в отдельных случаях до шести месяцев лишения свободы, а за наиболее грубые, сознательно совершенные — до 2 лет лишения свободы.
Это объясняется в частности тем, что последствия нарушений в области карантина растений, в отличие от области санитарии, зачастую носят необратимый характер.
Ярким примером этому является широкое распространение на территории России ранее отсутствующего колорадского жука.
Проникнув из североамериканского континента во время первой мировой войны в Европу, этот вредитель за четыре года широко распространился во всех странах Европы, за исключением Англии, в силу ее островного характера.
Вместе с тем, созданная в 1931 году единая централизованная служба карантина растений путем контроля ввозимых грузов обеспечила его отсутствие в стране. И только в 1971 году в результате выброса с водами Азовского и Черного морей по всему побережью колорадский жук проник в Россию.
В результате, картофель, томаты, баклажаны и другие культуры семейства пасленовых от южных регионов до Санкт-Петербурга невозможно возделывать без применения пестицидов (инсектицидов). Ранее до акклиматизации колорадского жука, в России на этих культурах инсектициды не применялись. При этом, кроме прямых затрат на обработки и ущерба от недополучения урожая, даже с их проведением, возросла пестицидная нагрузка на объекты окружающей природной среды, а сама продукция, в силу остаточного содержания пестицидов даже в допустимых количествах, стала опасной для здоровья населения России.
Краткая справка о реальных фитосанитарных угрозах России в отношении продовольственной, экономической и экологической безопасности прилагается.
Административная реформа под эгидой оптимизации контрольно-надзорных функций осуществляется по нескольким направлениям.
В первую очередь путем внесения изменений в Федеральный закон «О карантине растений» и «Таможенный кодекс».
При этом ряд наиболее значимых изменений искажают саму суть карантина растений, и оправдавший себя принцип его обеспечения единой централизованной службой.
Так, обеспечение внутреннего карантина растений предусматривается передать субъектам федерации. Вместе с тем внутренний карантин растений предусматривает выявление первичных очагов карантинных объектов (вредители растений, возбудители болезней растений, сорные растения, отсутствующие или ограничено распространенные на территории России и имеющие экономическое значение), установление карантина растений и необходимых к исполнению мероприятия по локализации и ликвидации очагов, введение ограничений на возделывание отдельных культур и ограничений на использование и вывоз из очагов определенных видов продукции, с которой может распространяться организм за пределы очага, а также контроль вывоза указанной продукции, на которую введены ограничения за пределы очагов, в том числе при межрегиональных перевозках.
При внутреннем карантине растений должен также осуществляться контроль ввезенной на территорию России подкарантинной продукции в местах ее назначения, ее использование с соблюдением правил, обследование территорий, в частности, где высеяны импортные семена с целью выявления карантинных вредных организмов.
Причем, идеологи реформы не принимают во внимание, что недоработки одного из субъектов Российской Федерации, а также (сознательное сокрытие фактов наличия очагов карантинных объектов), негативно, и во многих случаях необратимо, отразится на фитосанитарной безопасности территорий других субъектов Российской Федерации.
Об этом свидетельствует вопиющий случай сокрытия администрацией Ростовской области факта распространения африканской чумы свиней.
Несмотря на обязательства Российской Федерации в области карантина растений по международным договорам, в частности Международной конвенции по карантину и защите растений, предполагается внести в Федеральный закон «О карантине растений» принцип установления карантинного фитосанитарного состояния продукции, идентификации организмов некими экспертными организациями и экспертами, аккредитованными непонятным единым органом, который не несет никакой ответственности ни за фитосанитарную, ни иную безопасность страны.
Вместе с тем, специалисты, на основании заключений которых принимаются решения о наложении карантина растений, возможности ввоза и использования продукции, вывоза продукции в другие страны согласно их национальным фитосанитарным требованиям, являются уникальными.
На подготовку и специализацию энтомологов (по различным таксономическим классам животных — насекомые, клещи, щитовки, червецы, их отрядам, семействам и видам), фитопатологов (бактериологи, вирусологи, нематодологи, специалисты по грибным, микоплазменным возбудителям болезней растений), карпологов уходят многие годы и даже десятилетия.
Кроме того, необходимо постоянное централизованное поддержание и повышение квалификации специалистов в их узкоспециализированных областях, причем в первую очередь по организмам, отсутствующим на территории России.
Не принимается также во внимание, что региональными межправительственными организациями карантина растений (Россия как правопреемник СССР является с 1957 года членом Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений и в настоящее время входит в ее исполком) ведется банк данных организаций, способных выполнять такие экспертизы и банк данных конкретных узких специалистов с указанием возможного срока их активной деятельности. Соответственно, юридически значимые решения государственным органом, обеспечивающим карантин растений, во всех странах принимаются только на основании заключения организации или конкретного специалиста-эксперта, кому он имеет основание доверять или он обращается, в случае необходимости, в указанные мировые центры. Примечательно, что благодаря мировым центрам по вирусам картофеля в Германии и Шотландии, которые не подтвердили принадлежность выявленных в России вирусов картофеля к андийским, имеющим карантинное значение для России, не был необоснованно в 2009 году введен карантин на значительные территории и семеноводческие хозяйства картофеля со всеми ограничениями.
Предлагается проведение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, в том числе при международных перевозках, вопреки положениям Международной конвенции по карантину и защите растений осуществлять организациями, аккредитованными тем же единым, ни за что не отвечающим центром.
Внесение изменений в иные федеральные законы, в частности в Таможенный кодекс предусматривает осуществление внешнего карантина растений таможенными органами. Комментарии по этому предложению просто не уместны по причине их абсолютной абсурдности. При этом аргумент, что внешний карантин на границе лишь начинается, а заканчивается на участках, где высеяны импортные семена и иные характерные примеры реформаторами просто не воспринимается.
Предполагается отменить сопровождение подкарантинной продукции при вывозе из очагов распространения карантинных объектов карантинными сертификатами, как это установлено действующим законом «О карантине растений» и осуществляется во всех странах мира. Замена карантинных сертификатов на некие разрешения, которые на границе очагов карантинных фитосанитарных будут кем-то изыматься просто нереально. При этом не учитывается, что карантинные сертификаты содержат назначения использования подкарантинной продукции, карантинные фитосанитарные условия использования, хранения, технологии переработки подкарантинной продукции, а также требование извещения получателем продукции местных органов, осуществляющих карантинный фитосанитарный контроль, о прибытии подкарантинной продукции из очагов карантинных объектов.
Последствия реализации в целом указанных предложений и каждого из них в отдельности крайне негативно отразятся на продовольственной, экономической и экологической безопасности страны.
Кроме этого, из-за недоверия других стран, в связи с ненадлежащим осуществлением государственного карантинного фитосанитарного контроля в Российской Федерации, снизится или сведется на нет экспортный потенциал страны (в настоящее время 15-22 млн тонн зерна и продуктов его переработки, 43-45 млн куб. м лесоматериалов). В случае проникновения на территорию Российской Федерации возбудителя индийской головни пшеницы, экспорт пшеницы будет невозможен. Так из-за выявления в США этого возбудителя на площади лишь 10 тыс. га в 1995-96 годы две трети стран мира отказались от вывоза из США пшеницы.
Примечательно, что указанные реформаторы, используя административные ресурсы, настойчиво навязывают эти принципы и странам Таможенного союза.
Принимая изложенное во внимание, мы считаем возможным просить Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, сделать поручение о создании специальной комиссии с участием ведущих ученых в области защиты и карантина растений, представителей общественных кругов, непредвзятых представителей бизнеса, практиков и ветеранов государственных служб защиты растений, карантина растений для выработки единственно правильной концепции административной реформы в области карантина растений, а также о рассмотрении этой проблемы на заседании Общественной палаты.
ДОЛЖЕНКО В.И., академик Россельхозакадемии, академик-секретарь Отделения защиты растений Россельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, руководитель центра биологической регламентации использования пестицидов ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений»
ЗАХАРЕНКО В.А., академик Россельхозакадемии, главный научный сотрудник Отделения защиты растений Россельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
ПАВЛЮШИН В. А., академик Россельхозакадемии, директор ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений», доктор биологических наук, профессор
НАДЫКТА В.Д., академик Россельхозакадемии, директор ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений», доктор технических наук, профессор
САНИН С.С., академик Россельхозакадемии, директор ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», доктор биологических наук, профессор
СПИРИДОНОВ Ю.Я., академик Россельхозакадемии, заведующий отделом гербологии ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», доктор биологических наук, профессор
СОКОЛОВ М.С., академик Россельхозакадемии
АБАСОВ М.М., академик МНАЭП, заместитель директора ФГУ «ВНИИКР», доктор биологических наук
АННЕНКОВ Б.Г., член-корреспондент Россельхозакадемии, заведующий отделом биотехнологии и защиты растений ГНУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства», доктор сельскохозяйственных наук
АФАНАСЕНКО О.С., член-корреспондент Россельхозакадемии, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории иммунитета растений к болезням ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений»
ЗАВРИЕВ С.К., член-корреспондент Россельхозакадемии, заведующий отделом Института биоорганической химии им. академика М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук, доктор биологических наук
АЛЕХИН В.Т., директор «Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений» МСХ РФ, кандидат биологических наук
МОРОХОВЕЦ В.Н., директор Дальневосточного научно-исследовательского института защиты растений Россельхозакадемии
МАКАРОВ А.А., заместитель директора ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», кандидат сельскохозяйственных наук
ТРЕТЬЯКОВ Н.Н., заведующий кафедрой энтомологии Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А. Тимирязева, доктор биологических наук, профессор
Ваш комментарий
|
|
Интересно, а коллеги из научных кругов, не пробовали «протащить» свои идеи через «Сколково». Говрят, что самые сумашедшии идеи, для сельскохозяйственного рынка, под брендом «Сколково»,уже обсуждаются в правительственных структурах! :)