Особое внимание будет уделяться развитию кооперативного сбыта и других форм вертикальной сельскохозяйственной кооперации
12 November 2012, 16:00

В преддверии Международного форума «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» корреспонденту IDK.ru.удалось побеседовать о членстве России в ВТО и возможных перспективах этого членства с Александром Петриковым, заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

 

— Александр Васильевич, добрый день.

Вы приглашены к участию в международном Форуме «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» в сессию Россия и ВТО.

Что есть на данный момент и что нас ждет?

 

— В течение переговорного процесса по присоединению России к ВТО, который длился почти 18 лет, определенная часть наших товаропроизводителей адаптировалась к жесткой конкуренции с зарубежными поставщиками; созданы основные условия и институты развития отрасли, особенно за последние 10-12 лет.

 

Принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и соответствующая Госпрограмма, действующая с 2008 года; с 2000 г. работает «Россельхозбанк», с 2001 г. – «Росагролизинг».

 

Ближайшие годы (2013-2015) достаточно комфортны в смысле обязательств России в ВТО по внутренней поддержке сельского хозяйства.

 

В соответствии с обязательствами России в рамках ВТО максимальный объем разрешенной государственной поддержки составляет до 9 млрд. долл. в 2012 и 2013 годах с поэтапным снижением до 4,4 млрд. к 2018 году.

 

Данный объем государственной поддержки позволяет реализовать все программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы.

 

При реализации программных мероприятий на период с 2013

по 2020 годы поддержка отечественного АПК будет осуществляться таким образом, чтобы в рамках правил ВТО не оказывалось непосредственного искажающего влияния на торговлю с максимальным использованием инструментов поддержки, разрешенных в рамках ВТО.

 

В области таможенно-тарифного регулирования сохраняется приемлемый уровень защиты аграрного рынка. Также Россия имеет право на применение тарифных квот на три вида мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что способствует реализации планов по дальнейшему развитию мясного животноводства и обеспечению населения качественной отечественной продукцией.

 

Дополнительно к мерам господдержки, предусмотренным Государственной программой, принят ряд законодательных инициатив, направленных на рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

 

Так, 2 октября 2012 г. принят Федеральный закон № 161-ФЗ, предусматривающий:

— установление (бессрочно) ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 и 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации);

 

— установление 10% ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации племенного скота и биоматериала на период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 года;

 

— освобождение фермеров и индивидуальных предпринимателей от налога на доходы физических лиц при получении производственных субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм.

 

В настоящее время суммарная годовая экономия от упомянутых налоговых льгот составляет от 14 до 18 млрд. руб.

 

Так же подготовлены изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», которыми предусматривается введение понятия «неблагоприятный регион». Данная поправка позволит в условиях членства Российской Федерации в ВТО в случае необходимости иметь дополнительный механизм для перераспределения мер поддержки из «желтой корзины» в «зеленую».

 

— Какие обязательства стран участниц ВТО по сельскому хозяйству применительно к России вызывают наибольшие затруднения при выполнении? Какие из обязательств требуют более тщательного рассмотрения?

 

— Не смотря на достаточно комфортные условия присоединения, существуют определенные риски в отношении наиболее чувствительных категорий товаров, по которым уровень тарифной защиты повышался в 2007-2011 гг. в рамках мер по поддержке отечественного АПК и должен быть снижен с учетом обязательств, принятых Россией в ходе переговоров о присоединении к ВТО:

— на живых свиней с 40% до 5%;

— на импорт свинины внутри квот с 15% до 0%, сверх квот с 75% до 65% (с учетом преференции ставка – до 48%);

— на субпродукты с 25% до 15%;

— на сухое молоко с 25% до 15%;

— на сухую молочную сыворотку — с 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг до 10-15%.

 

Федеральными органами исполнительной власти совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и деловым сообществом проводится активная работа по выработке дополнительных мер поддержки. Итогом совместной работы стала разработка планов действий, направленных на минимизацию рисков, связанных с присоединением Российской Федерации к ВТО.

 

В Минсельхозе России утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельхозпродукции, которой предусматривается ежеквартальный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта на единую территорию Таможенного союза сельскохозяйственной продукции и продовольствия, особенно по чувствительным категориям товаров и принятие — на основе данных мониторинга — мер по защите внутреннего рынка.

 

При этом главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы. При условии финансирования ее мероприятий на уровне согласованном в рамках ВТО риски от присоединения можно минимизировать.

 

— Александр Васильевич, какими, на Ваш взгляд, должны быть изменения в плане субсидирования сельского хозяйства?

 

— Стратегическим направлением является увеличение расходов в рамках «зеленой корзины» по программам развития рыночной инфраструктуры, сельскохозяйственной науки и образования, а также социальной сферы сельской местности с целью ухудшения общих условий функционирования отрасли. Если говорить о производственных субсидиях, то их целесообразно постепенно сокращать (по мере достижения показателей продовольственной безопасности страны) и переходить к программам поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей через выплаты в расчете на 1 га обрабатывающей площади и 1 голову скота.

 

Учитывая сохраняющуюся большую зависимость нашего сельского хозяйства от погодных условий и отставание от передовых стран в технической вооруженности отрасли целесообразно увеличить расходы на орошение и другие виды мелиорации, а также на технологическую модернизацию сельского хозяйства.

 

 

— От чего стоит отказаться, и что предложить нового для поддержки и развития аграрного рынка России?

 

— Основная задача – развитие рыночной инфраструктуры и использование инструментов ВТО для улучшения доступа на рынок отечественных товаропроизводителей.

 

Минсельхоз России поддерживает формирование современной материально-технической базы инфраструктуры агропродовольственного рынка — логистических центров, мощностей, по хранению, переработке и предпродажной подготовке продукции, оптовых и оптово-розничных рынков — в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г.

 

Особое внимание будет уделяться развитию кооперативного сбыта и других форм вертикальной сельскохозяйственной кооперации, способствующих увеличению удельного веса сельхозтоваропроизводителей в конечной цене продукта.

 

Перспективным для России является рынок экологической – органической продукции.

В этих целях Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий сертификацию, контроль и государственную поддержку производства экологического сырья и продовольствия.

_____________________________________________________________________________________________

О том, что нас ждет в новом зерновом году,  Вы можете узнать на Международном форуме «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке»,  который состоится 3-4 декабря 2012 г., в  «Golden Ring Hotel», в Москве.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомится с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Цена черноморской пшеницы на тендере GASC снизилась на $7 за тонну — аналитики
Несмотря на то, что цены предложения на условиях FOB снизились примерно на $7 за т по сравнению с прошлой неделей, Египет закупил только 120 тыс. т пшеницы российского происхождения.
Украина: на миллионной взятке задержали организатора схем хищения зерна из Госрезерва
"Советник директора хлебной базы по 1 млн грн должен был передать лицу поддельный официальный документ "Складская квитанция на зерно", который удостоверял факт принятия на хранение 1360 тонн зерна пшеницы. По этой квитанции лицо имело право требовать такое количество зерна ориентировочной стоимостью 8 млн грн.", - говорится в сообщении.